Страхи недетские. Ольга Ланская. Бабушкины сказки

Ольга Юрьевна Ланская
День рабочий к концу подходил, когда раздался телефонный звонок, и в трубке прозвучало родное:
– Здравствуй, Ба! Это я.

И голосок какой-то странный. Неуверенный, что ли. Я сразу и не поняла.

– Здравствуй, Лёсик! Что-нибудь случилось?
– Да ничего особенного не случилось…

А голосок еще тоньше и дрожит в нем какая-то странная, незнакомая мне прежде струнка.
Что-то не так, думаю. Что-то не так.

А он говорит дрогнувшим голосом:
– Вот мама в магазин уехала… За продуктами… Надо же человека чем-то кормить, а тут всё кончилось.

– Мама так сказала?
– Ну, да…

– И ты один в доме?
Отвечает едва слышно:
– Да.

Что-то напугало, думаю ребенка. Отчего-то ему страшно, раз звонит сам да еще на работу и, похоже, с трубкой телефонной расставаться не собирается.

Что может испугать человека в три года?
Что угодно. С разбега не догадаешься.

– Ты чем занимаешься сейчас? – спрашиваю.
– С тобой разговариваю.
– Понятно.

Значит, для него это сейчас главное занятие.
Я присела в кресло, махнула коллегам, мол, пока!

– Ну, – говорю. – И что там у тебя в доме происходит?

Помолчал немного потом говорит:
– Некоторые непонятные вещи происходят.

– Какие? – говорю.
– Ну, как тебе сказать… Понимаешь, он такой быстрый!
– Кто – быстрый?

– Ну, этот, он у них главный.
Его в ведро бросят, крышкой накроют, а он уже из дымохода выглядывает. И рожицы строит.
Ба! Почему он все время рожицы строит?

– Сейчас, разберемся, – говорю. – Ты рассказывай, что он там у тебя еще вытворяет?

– Ты понимаешь, я даже не всегда успеваю за ним. Он то на полу, то уже под потолком. То пролетит через всю комнату и снова в ведро. А то из крана вдруг выскакивает!

Из какого крана?

– С водой. Как он туда попадает, скажи? Это же невозможно?! Ой, бабушка, мама пришла! Ты извини, я потом тебе позвоню.

И только «би-би-би» – занято, значит.
Ну, раз мама пришла, разберутся.

А через несколько дней опять звонок. Такой же. И всё про главного и какую-то дикую команду кривляющихся громил. А вскоре – опять.

– Спрашиваю:
– Мама опять в магазин ушла?
– Да, – говорит. – Сказала, что скоро вернется. Ба, а этот, ну, главный у них…

И примерно час рассказа, от которого мне самой страшно стало.
За психику ребенка.
Целый час ужаса, за которым следовало счастливое:
– Мама вернулась!
И трубка отключалась.

На этот раз я сама позвонила дочери. Не сразу, конечно. Приехала домой, отдышалась, сварила кофе, звоню:
– Как дела, как сын?

– Да ничего, – говорит. – Нормально. А что?

– Ты его психоаналитику показывала?
– Нет, Ма. Но ты права, что-то с ним происходит в последнее время. С тех пор, как мы переехали сюда, ребенок бояться стал.
Мы же с Иваном свои комнаты объединили – ты знаешь, переехали сюда. Но какая-то квартира плохая, что ли. И район этот мне совсем не нравится.

– Ты своди ребенка-то к психологу. Прости, Малыш, но мне за его психику страшновато. Ты его одного часто оставляешь?

– Да ты что! Я только в магазин – он тут рядом и бегом назад. Но, Ма, понимаешь, ты права. Не нравится мне эта квартира. Плохая она какая-то.
А к психологу мы с Лёсиком сходим, обещаю.

Хожу я хожу, думаю – неужели с ребенком что-то. Неужели?! А сама всё звонка жду. Мне уже страшно от одного того, что постесняется позвонить…

Позвонил.

И рассказывает продолжение приключений этой странной команды, которая оккупировала его сознание. Часа полтора так рассказывает.

– Лёсик, – говорю я. – Вот всё, что ты мне рассказываешь по телефону, – это же целая книга. Ты их не бойся. Ты все их приключения в тетрадку записывай! Это будет твоя первая книга.

– Хорошо бы, – говорит малыш. – Только, Ба, я писать еще не умею.
Папа начал меня учить, а мама сказала, что «в три года рано и не лишай ребенка детства».

– Это мама так сказала?

– Ну, да.

– Тогда ты просто рисуй. Делай книжку из картинок. Раз ты все это видишь, ты всё это и рисуй! Классная книжка будет. А я тебе потом помогу с подписями, и мы ее издадим.

– Во здорово! – воскликнул Лёсик и положил трубку.

Не помню, сколько времени прошло, звонит наша дочь-командирша:
– Ма! Мы квартиру поменяли. Запиши адрес.

– Хорошо. А как Лёсик?

– Ой, Ма, это целый анекдот. Пришли мы к психологу. А – ты не знаешь, наверное? Лёсик-то весь в тебя. Книгу стал писать.
Писать-то он не умеет, так картинками.
Три тетрадки изрисовал. Я ему говорю, ты свою книжку возьми с собой, покажем психологу, а то долго рассказывать.
– Хорошо, – говорит.

– Пришли, в очереди посидели. Заходим. Ну, врач, как всегда: что у нас приключилось?

Я начала было говорить про плохую квартиру, про то, что ребенок в ней и на минутку оставаться боится, чего раньше никогда не было...
А врач говорит: «Покажите-ка, что вы мне принесли».
И – хвать лёсины тетрадки.

Листает, листает, потом хихикать начал.
Ну, думаю, попали мы.
А он как захохочет!

– Выкиньте! Немедленно выкиньте все кассеты с этими мультиками! Небось, все 20 серий про этого Джерри закупили?
– Ну, – говорю.
– Не «ну», – говорит. – А вон. Все 20 вон!

И к Лёсику:
–Ты ведь не против?

– Нет, говорит. – Я за. Они страшные. А книжку я уже написал.

И стали они – наш мелкий с врачом – лёськины тетрадки рассматривать. Да еще и хохочут вместе.

А я стою дура-дурой. И почему я этот папашин подарок сама не посмотрела, думаю. Ну, вот почему?!

Ольга Ланская, ("Бабушкины сказки")
Санкт-Петербург