Циолковский на велосипеде. Циолковский на велосипе

Экосоюз Евразия
Вадим Прохоркин:
 ЦИОЛКОВСКИЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Любителем велосипеда был основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.  В 1905 году он купил велосипед московской фабрики "Дукс" и ездил на нем до самой смерти. По воспоминаниям его близких, Циолковский ездил на велосипеде с начала весны и до снега. Видеть его на этом транспорте было привычно и семье, и ученикам,  да и калужанам тоже. 

На этом велосипеде видел его и я. Циолковский умер в 1935 году, значит, мне было тогда не более семи лет. Я был в городе с кем-то из взрослых, и мимо нас проехал на велосипеде старик в шляпе и блузе. Циолковского в городе все знали, и сразу же послышались голоса: «Циолковский! Циолковский! Это поехал Циолковский!» Благодаря этим восторженным восклицаниям мне и запомнилась эта случайная встреча.

Излюбленным местом отдыха Циолковского был знаменитый Калужский бор. Оставив свой велосипед  возле сторожки лесника, он совершал по бору пешеходные прогулки.

В автобиографической статье Циолковский указал:  «Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног, в особенности икряные. Я стал меньше задыхаться при восхождении на гору. Но ослабел интерес к конькам и водному спорту.
Благодаря велосипеду я мог каждый день летом, в хорошую погоду, ездить за город в лес. Это облегчало и купанье, так как Ока была далеко от дома. В училище надо было ходить за три версты, и это стало нетрудно».


Циолковский умер 19 сентября 1935 года. За шесть дней до смерти Циолковский написал в письме Сталину:

"До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина — Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

На письмо выдающегося ученого вскоре пришел ответ:
«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин».

Циолковскому не суждено было при жизни увидеть воплощение своих грёз о покорении космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским Союзом в 1957 году, спустя 22 года после его смерти.

Калугу дважды  хотели переименовать в Циолковск, первый раз – еще до войны, второй -  в 1957 году накануне столетия учёного, но не получилось, Калуга отстояла своё имя, полученное еще в древности.  И всё же город Циолковский на карте России появился: В 2015 году имя Циолковского было присвоено городу в Амурской области, построенному близь космодрома «Восточный».

А велосипед Циолковского фабрики «Дукс», прослуживший ему тридцать лет, хранится в Мемориальном доме-музее Циолковского в Калуге. Музей Циолковского находится на окраине города недалеко от реки Оки на улице его имени.  В этом доме Циолковский прожил 29 лет.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полета в космос, записал в Книге почетных посетителей Дома-музея  следующее:

«С большим ... удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович,… счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».
 

См. приложение: «Человек с велосипедом, смотрящий в небо» -http://www.proza.ru/2016/09/12/1961