Кому можно открывать дверь и кошелёк?

Женские Истории
     Сейчас во всех домах стоят железные двери и домофоны. У нас подъезд тоже закрывается, вот мы и расслабились. Но в сущности, любой может пройти, если захочет. Например, цыгане регулярно собирают дань с доверчивого населения. Мол, мы погорельцы, пострадальцы и т.д. Ну ладно, даю им два яблока. «А может, у вас косточки есть?» Косточек нет, колбасы тоже. Выношу замороженное куриное филе – может, они и вправду такие голодные? Или деньги на платное обучение своим цыганятам собирают. Мне еды не жалко, да и, честно говоря, не хочется навлекать на себя недовольство темноглазых просительниц с детьми. Но деньги я не раздаю – пусть сами зарабатывают, как все.

     Я вообще опасаюсь негативных мыслей в мой адрес и потому иногда поступаю себе в ущерб. Например, мне трудно отказать человеку, если он просит в долг, хотя опыт у меня есть, и немалый... Очень уж неохотно люди расстаются со своими деньгами, а если они вообще не собирались возвращать долг, то напоминать им об этом бесполезно – тянут время под любым предлогим или вообще перестают общаться. К тому же говорить об этом очень неприятно, неловко – по крайней мере, для меня. А если сумма довольно приличная, я чувствую себя обманутой человеком, которому доверяла, и это ещё досаднее, чем потеря денег.

     Говорят, что в долг лучше не давать. Но как отказать ближайшей соседке, которая привыкла одалживать деньги? Причём не только на покупки, но и на свой сетевой бизнес, и у неё есть опыт выпрашивать нужную сумму. Более того, она уже отложила пальто (куртку, сапоги), и ей надо срочно! Она может попросить деньги даже для своей подруги – надо на свадьбу, отдаст через три месяца. А то, что деньги мне самой могут понадобиться, – это её не волнует. У её мужа сбережения, конечно, есть – они каждый год ездят куда-нибудь за границу. Но именно потому и ездят, что валюта находится в надёжных руках. Мужа она не беспокоит: котлеты отдельно, мухи отдельно. Видимо, он ей не даёт денег на её бизнес и покупки, иначе ничего накопить не удастся, или у неё своя бухгалтерия, отдельная от семейного бюджета.

     Разумеется, это их проблемы, но почему она так уверенно пользовалась моим кошельком? Правда, в последнее время не обращалась – наверное, посчитала, что её доходы в несколько раз превышают мои.

     Или другая женщина (не подруга, а просто хорошая знакомая) просит деньги для сына – чем больше, тем лучше, поскольку он покупает квартиру. Я так понимаю: квартира покупается, когда на неё есть деньги, а если не хватает, то берётся кредит. Но озадачивать мать и брата, вытрясать из них все сбережения, просить их одалживать у своих знакомых – это совершенно неправильно.

     Женщина стремится помочь сыну и потому без всякого стеснения обзванивает всех знакомых подряд, излагая просьбу в своей обычной манере, то есть быстро и громко, и собеседнику кажется, что от него зависит судьба человека. И люди уступают ей, но дают, правда, понемногу – мол, извини, это всё, что могу... Конечно, при этом все делают вид, что у них это последние деньги и больше ничего не отложено на всякий непредвиденный случай. Скорее всего, они не хотят рисковать, и тем более – афишировать скромные валютные сбережения. Ну и правильно, зачем посторонним знать о них и при случае пользоваться, как своими. 

     Просьба заботливой матери сопровождается нервным квохтаньем и заверениями отдать долг через три месяца. Надо срочно! Это почти требование. То есть я должна в ближайшие дни, как только вернусь в город, снять деньги со счёта и отдать ей. То, что существует такая возможность, как кредит, даже не упоминается в нашем разговоре. Зная расчетливость этой женщины, я не стала подсказывать ей этот вариант. Любому понятно: за кредит надо платить деньги банку, а мне и другим знакомым – нет.

     Надо сказать, долг был возвращён, хотя и с опозданием на месяц, но её сын даже не поблагодарил меня. Я ведь не ему лично отдавала деньги, а матери. И уж, конечно, никакой компенсации за потерянные проценты на моём небогатом счёте вообще не подразумевалось, не зря же эта женщина выбрала самый выгодный для сына вариант.

     Но сейчас я подумала: почему я должна испытывать неловкость, отказывая людям, которым я ничем не обязана и которые не являются моими родственниками или подругами? Ведь я же никогда не просила у них в долг, да и вряд ли они дадут, если обратиться, – они же бедные, им самим не хватает – то на квартиру, то на машину.

     А если я признаюсь, что именно родственники и хорошие знакомые, почти подруги, довольно часто не возвращали мне значительные суммы (например, 200 долларов), деньги за новые вещи, нужные мне книги (раньше, если вы помните, книги считались ценностью, это теперь можно без особых усилий восполнить потерю – были бы деньги), то вам будет легче ответить на мой риторический вопрос. Вы скажете, что нельзя быть такой доверчивой, а долг надо попросить или даже потребовать вернуть, тем более, если речь идёт о большой сумме.

     Совершенно верно! Нельзя потакать бессовестным людям. Даже если это давние знакомые, даже если вам не хочется портить отношения с ними. Но и поддерживать сомнительные отношения с людьми, которым не доверяешь, которые уже показали себя не с лучшей стороны, – неправильно. Чего ещё от них можно ждать? Если человек хитрый и нечестный, то вряд ли он сделает для вас что-то хорошее. Поговорить о том о сём можно, а доверять – не стоит.