8. 3. Западный сциентизм 20 века

Юрий Шпилькин
Западная сциентистская философия 20 века.
Феноменология. Феноменология - (от греч. - учение о феноменах). В XIX в. понятие феноменология связывалось, прежде всего, с «Феноменологией духа» Гегеля: развертыванием диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с системой его самопознания и восхождения к абсолютному знанию в понятии. Иное значение понятие феноменологии приобретает в XX в., обозначая одно из ведущих направлений современной философской мысли.
ГУССЕРЛЬ Эдмунд (8.4.1859 - 27.4.1938), немецкий философ, основатель феноменологии и феноменологического движения, критически развивший основные идеи «дескриптивной психологии».
 В процессе творческой эволюции Гуссерль испытал влияние философских концепций Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано, Дильтея и другие. Формирование феноменологического учения Гуссерль начал в «Логических исследованиях» (1900/01 г.). Здесь феноменология мыслилась как необходимая подготовительная работа к созданию «чистой логики». Исследованиям по феноменологии и теории познания, содержащимся во втором томе этого труда, предшествовала проведенная в первом томе критика психологизма в логике, основанная на различении реального и идеального аспектов мышления. Гуссерль пытался воплотить в феноменологии идеал философии как строгой науки, отстаивая в полемике с натурализмом, историцизмом и др. видами релятивизма. Феноменологический метод - взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта - феноменов. Согласно Гуссерлю, феноменологический метод осуществляется исключительно в рефлексии сознания относительно собственной деятельности. Овладение рефлексией предполагает переход к особой теоретической позиции, которая получила название феноменологической установки. С помощью феноменологических эпохе и редукции мы получаем доступ к предметам исследования. Термин эпохе может переводиться как остановка, задержка, прекращение, удерживание. В учении Гуссерля это означает приостановку, неиспользование в феноменологическом опыте тех или иных верований и установок, прежде всего убеждения в независимом существовании трансцендентного сознанию мира. Эпохе обеспечивает возможность перехода от естественной установки к феноменологической установке. Феноменологическая редукция – это процедура освобождения чистого сознания от «естественных» (на самом деле, поверхностных) установок - знаний, науки, схем, шаблонов типа: «я люблю, а не думаю, что люблю», «чувствую, а не думаю, что чувствую» .
 Гуссерль утверждает, что европейские народы больны, да и сама Европа, как говорят, переживает духовный кризис. Европейская духовность, по его мнению, ведет свое начало от древнегреческой духовности VI – VII вв. до н.э. Именно там возникает новый тип установки по отношению к окружающему миру. Духовный облик Европы, считает Гуссерль, есть следствие  имманентной телеологии ее исторической жизни на основа идей разума. При этом у всех европейских наций есть особое внутреннее родство духа, пропитывающее их  все и преодолевающее национальные различия. Важно отметить вывод Гуссерля о том, что теоретическая установка коренится в предшествующей, бывшей некогда нормативной, установке и входит в стадию перстройки. По существу определенная установка является изначальной, определенный нормативный стиль составляет первичный образ исторического существования. «Несомненно, Гуссерль занимался медитацией, но медитация Гуссерля носит отпечаток западного менталитета: феноменолог, достигающий единства своего индивидуального сознания с абсолютом, не предается тихой радости  и счастливому покою, но спешит впитать все богатство идей, понятий, конструктов, чтобы на этой основе творчески созидать новые возможные миры».
В соответствии с этим принципом феноменологический опыт должен быть огражден от любых привносимых извне допущений, какими бы самопонятными, очевидными они не казались. Все, даже явное и простое, включая предпосылки самого феноменологического исследования, подлежит прояснению, приведению к самоочевидности. Только самоочевидный опыт, т. е. опыт непосредственной самоданности «вещей», свидетельствует об истине и является законным источником познания. Феноменология претендовала на статус науки о «первоистоках» знания, выступающей в роли наукоучения по отношению ко всем частным наукам.

 Аналитическая философия. Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано с очередным кризисом метафизической философии и развитием идей «второго позитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса – эмпириокритицизма, а затем неопозитивизма и постпозитивизма. Неопозитивизм - одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм (К. Поппер), «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт), концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма. Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией. Основоположниками аналитической философии являются Бертран Рассел и Джордж Эдвард Мур.
Рассел Бертран (18.5.1872 - 2.8.1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики. Существенные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам. Важнейшая работа Рассела – «Начала математики» (в трех томах, опубл. в 1910-1913) была написана в соавторстве с А.Н.Уайтхедом. В этом труде предпринималась попытка обосновать тезис, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. Рассел был убежден, что, используя логико-аналитический метод «Начал», философия может стать наукой.
Наиболее эффективным способом решения философских проблем Рассел считал логический анализ. Важнейшие логические открытия Рассела, имевшие принципиальные философские следствия - теория описаний и теория логических типов. Рассел предложил различать имена и описания как различные типы отношения знаков к объекту. Описание может быть как определенным (относится к индивидуальному конкретному предмету), так и неопределенным (относится к классу предметов). В теории описаний Рассел предложил метод, позволяющий вместо описания неизвестных объектов подставлять конструкции, основанные на известных объектах. Теория дескрипций предлагала новый тип определения, называемый также «контекстуальным определением». Пытаясь решить проблему парадоксов, Рассел предложил «теорию типов». Активно внедряя в философию логику, Рассел содействовал решению философских проблем посредством логического анализа.
Витгенштейн Людвиг (2.4.1889 - 29.4.1951) - один из наиболее влиятельных мыслителей XX в. В «Логико-философский трактате» утверждал: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответа, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка... Неудивительно, что самые глубокие проблемы - это вообще не проблемы… Вся философия - это «критика языка»… Цель философии - логическое прояснение мысли…. Результат философии - не «философские предложения», а доступная ясность предложения. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».
Согласно «Логико-философскому трактату» мир состоит из «простых объектов», которые, вступая в различные сочетания, друг с другом, образуют факты. «Элементарные суждения» состоят из «имен», каждое из которых обозначает некий объект. Комбинация имен обозначает (или «изображает») некую возможную комбинацию соответствующих объектов, некий возможный факт. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть представлена в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью. Разбив мир на «факты», вместо прежнего членения его на «вещи», «предметы», Витгенштейн создавал онтологию, которая бы соответствовала логической модели знания. Прояснение сознания посредством логики, следовательно, более «осмысленный» взгляд на мир должен был сформировать «правильный метод философии»: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки. Тому же, кто захотел бы высказать нечто метафизическое, Витгенштейн рекомендовал указать на то, что «он не наделил значением определенные знаки своих предложений». Создатель «Логико-философского трактата» хотел от своего читателя только одного, чтобы он «правильно увидел мир». Его книги, а также лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Можно сказать, что вся аналитическая философия 50 - 60-х гг. ХХ в. оказалась под влиянием произведений Витгенштейна.

 Логический позитивизм. Логический позитивизм - ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в. Логический позитивизм претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем. противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является научное знание. Традиционные вопросы философии объявлялись бессмысленными, псевдопроблемами, поскольку они формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, так как высказывания, включающие в себя эти термины (свобода, бытие, субстанция, дух, материя и т.д.), не поддаются проверке. Предметом философии должен стать язык, прежде всего - язык науки как способ выражения знания, а задачей философии - деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке. Основные идеи логического позитивизма систематизировались участниками «Венского кружка», куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Рудольф Карнап. Венский кружок выдвинул  проблемы обоснования и верификации знания, логической структуры языка. Согласно логическому позитивизму истинность или ложность высказывания и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольным высказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке. Философы этого направления полагали, что все осмысленные утверждения являются либо а) научно верифицируемыми утверждениями о мире, либо б) чисто логическими тавтологиями. Суждения теологии и традиционной метафизики объявлялись бессмысленными.
Карнап Рудольф  (18.05.1891 – 16.09.1970) - немецкий философ, в творческой биографии которого важную роль сыграл и американский период жизни, видный представитель логического позитивизма, внесший значительный вклад в развитие логики и философии науки. Он также один из основателей известной серии «Международная энциклопедия унифицированной науки». Логический позитивизм (или логический эмпиризм), отвергающий метафизику и стремящийся найти истину о мире исключительно с помощью естественных наук, обязан своим названием двум главным тезисам: 1)решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; 2) любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Труды Карнапа как раз и содержат разработку этих тезисов, создавая инструмент логического анализа в философии. Широко известна работа Карнапа «Преодоление метафизики посредством логического анализа языка» (1932). Среди работ Карнапа «Логическая конструкция мира», «Логический синтаксис языка», «Основания логики и математики», «Значение и необходимость». Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» к одному общему базису - понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т.н. «физикализм»). Для пропаганды своих идей «Венский кружок» созывал международные конференции, издавал собственный журнал и серию книг. В них отмечались принципиальные трудности, и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьезной критике неопозитивистские принципы были подвергнуты со стороны американских философов У. Куайна и Т.Куна.
Кун Томас (18.07. 1922 — 17.06.1996), американский физик, философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм — исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. По его мнению, парадигма - совокупность ценностей, убеждений, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Дал критику неопозитивистского понимания науки. Основной труд — «Структура научных революций».

 Структурализм - движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. При формировании структурализма значительную роль играла структурная лингвистика - направление в науке о языке. Структуралист рассматривает явления культуры (одежда, обычаи, мифы, и т.д.) как различные «языки», используемые при общении тем или иным сообществом. Главные представители структурализма: Ф.Соссюр,  лингвист Р. Якобсон (1896-1982), антрополог К. Леви-Строс (род. 1908), литературовед Р. Барт (1915-1980), историк, теоретик культуры М. Фуко (1926-1984), психоаналитик Ж. Лакан (1901-1981), философ Л.Альтюссер (1918-1990)
Соссюр Фердинанд де (26.11.1857 – 22.02.1913) считается  основоположником структурализма. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями, и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку. Он доказывал, что лингвистика должна сосредоточиться на последней и описывать структуру этой системы путем определения ее элементов в терминах их взаимоотношений. Структурализм был особенно влиятелен во Франции в 1960-х годах. Представители антисциетизма (экзистенциализма, персонализма, феноменологии) подвергали структурализм критике как сциентистское, «антигуманистическое» течение.
Фуко Мишель (15.10.1926 - 25.6.1984), французский представитель структурализма, создатель концепции «археологии знания». В 1966 году выходит знаменитая работа «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук», в которой исследуется образование современной «эпистемы», предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление «археологическая практика» получает в методологической монографии «Археологии знания». Важнейшими понятиями Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы.

 Постструктурализм. Совокупное обозначение ряда подходов в социо-гуманитарном познании 1970-1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма. Постструктурализм также в основном французское направление мысли: его главные представители - Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ю. Кристева.  Цель постструктурализма – преодоление лингвистического редукционизма (согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым), а также построение новых технологий чтения. Постструктурализм часто объединяют с «постмодернизмом », однако предпочтительнее рассматривать постструктурализм отдельно. Ведущим направлением постструктурализма стала  деконструкция, понимаемая достаточно широко, то есть не только как деконструкция текстов западной метафизики, но и как общий «метод» исследования литературных текстов. Деконструкция предполагает возможность выделения инстанций, которые не могут быть описаны как элементы структуры.
Леви-Строс Клод (28.11.1908 – 31.10.2009) французский этнограф и социолог  представитель структурной антропологии. Методологическую основу его структурной антропологии составляют приемы структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства, а также интерпретация правил брака, терминологии родства, тотемизма, ритуалов, масок, мифов как особого рода языков передачи архетипов ментальности.   
Отвергая европоцентризм и расизм, он стремится выявить своеобразие и силу «дикарского» мышления, заложившего уже в эпоху неолита основу технического и интеллектуального прогресса. В полемике с экцистенциализмом и феноменологией отвергает принцип философского субъективизма в трактовке человека и общества, он развивает концепцию «сверхрационализма», смысл которой – в восстановлении единства чувственного и рационального начал, утраченного современной европейской цивилизацией. Он рассматривает мифологическое мышление как коллективное бессознательное, относительно независимое от других аспектов жизни и, по его мнению, единого для древнего и современного человека.   
Леви-Строс показал, что, несмотря на свой конкретно-эмоциональный характер, мифологическое мышление способно к обобщению, классификации и логическому анализу. В теории Леви-Строса мифологическое мышление выступает как одно из проявлений коллективного бессознательного, относительно независимое от других форм племенной деятельности. Эти идеи Леви-Строса частично совпадают с идеями психоаналитика К. Юнга о мифологических «архетипах», составляющих содержание коллективного бессознательного; однако, в отличие от Юнга, Леви-Строс говорит не о соотношении инстинктивного и сознательного, но о соотношении природы и культуры, не о психологических, но о логических противопоставлениях. Научный анализ мифа должен выявить первичные и постоянные структуры сознания, сохраняющиеся при любой динамике развития социума. Наличие в сознании постоянных и устойчивых структур свидетельствует о равных возможностях, заложенных в мышлении первобытного и цивилизованного человека, а, следовательно, не только о неправомерности подхода к первому как к низшей и неразвитой форме сознания, но и о полной научной несостоятельности любых теорий интеллектуального превосходства одних рас над другими. Миф, согласно Леви-Стросу, — это аналог естественного языка как идеального средства хранения и передачи информации. В этом качестве он близок к музыке — идеальному, с его точки зрения, образцу художественной структуры.
Применение структурного метода в анализе социальных явлений привело Леви-Строса к выводу, что исторический подход («диахронический срез»), облегчая понимание генезиса общественных институтов, не достигает главной цели научного изучения общества — раскрытия его внутренней структуры. Достижение этой цели, по Леви-Стросу, возможно лишь через «синхронный срез», который обнаруживает бессознательный характер коллективных представлений, устойчивых структур многообразной и меняющейся исторической действительности, закрепляемых в символических формах традиций, ритуалов и, особенно, языка. Идея применения математических методов исследования в социологии оказалась весьма плодотворной в научном и практическом плане. Образцом для социологии, согласно Леви-Стросу, должна служить структурная лингвистика, которая с помощью строгих математических методов исследования сумела показать, как базисные психические структуры, в первую очередь структура отношений между «я» и «другим», реализуются на уровне речи.
Деррида Жак (15.7.1930 – 9.10.2004) является одним из  основоположников  постструктрализма. Его исходной посылкой стал тезис об исчерпанности философии в классических формах, основанных на понимании бытия как «присутствия». Способом преодоления кризисной ситуации в философии Деррида считал предложенный им метод «деконструкции». Изложение основ этого метода содержится в его книге «О грамматологии» (1967). Здесь изложено критическое осмысление традиций метафизики, понимаемой как смыслостроительство. Деконструкция направлена на преодоление метафизических смыслов, содержащихся в тексте, созданном согласно старой программе смыслостроительства. Деррида сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Зазеркалье, где для Алисы начинается путаница смыслов и измерений. Западноевропейское мышление не может выйти из стандартного круга проблем, добровольно вынужденное отвечать на одни и те же вопросы, решать одни и те же задачи. Все это характерно и для современного мышления, поскольку оно остается под влиянием прежних идей, способов выражения, обоснования. Это проявляется в философских категориях, методах описания, рассмотрения, объяснения, выборе предмета. Единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов - их деконструкция посредством глубинного анализа языка. Деконструкция направлена на уничтожение «привнесенного», связанного (или навязанного) с исторической и культурной традицией.
Главная цель деконструкции - избавиться от «метафизики присутствия». Разрушение «метафизики присутствия» связано с отказом от уверенности в том, что «сущность должна являться, а идея – воплощаться», с принятием того, что источник смысла - авторское присутствие, а сам текст – «навязыватель» смыслов. Деррида восстает против структурности, призывает к импровизации, убеждает субъекта познания играть без надежды на конечный результат, на конечное обретение знания. Деконструкция Деррида - разбор всей системы понятий, связанных со знаком. Деконструкция включает несколько шагов: а) открытие того, что текст «говорит» иное; б) принятие множества смыслов, заложенных в текст и не связанных с его автором, понимание того, что текст рассказывает свою собственную историю, не связанную с автором и адресатом; в) осмысление того, что текст вступает в противоречие с самим собой; г) принятие вывода о том, что, в конечном счете, невозможно создать абсолютно деконструктивный текст, очищенный от любой метафизики. Под текстом может быть понято все. Текст не обладает единым принципом структурности, значение его знаков определяется контекстами, оно бесконечно изменчиво. Любой знак может быть процитирован, закавычен, порождая бесконечное множество интерпретаций, новых контекстов. Всякий текст может быть прочтен через другой текст, более того любой текст может быть рассмотрен как потенциальная цитата.

 Постпозитивизм. Термин, обозначающий ряд философских концепций, возникших в 50-70-х гг. 20 в. в процессе критики неопозитивизма. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм К. Поппера, «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт), концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма. Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией.

 Критический рационализм  — течение в философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован «данным», напр. «сущностью», которая лишь условно представляет свойства вещей.
 Поппер Карл (28.7.1902 – 17.9.1994) — австрийский философ, автор теории «критического рационализма». Свою теорию роста научного знания Поппер построил как антитезу неопозитивизму. Фундаментальному принципу позитивизма – верификации противопоставляет принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации между наукой и «метафизикой». Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Работы по теории сознания, вероятностной логике и теории выводимости. Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. В противовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм. В работах «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги» выдвинул в качестве основных задач философии проблему отделения научного знания от ненаучного путем фальсификации  и верификации. Подвергая критике принцип «избранности» платоновских философов и марксистского пролетариата, Поппер рассматривает Платона как защитника толитаризма, а Маркса называет фальшивым пророком, который, по мнению Поппера, в конце концов, пришел к «нищете историцизма» – заурядному суеверию.
Куайн Уиллард (25.06.1908 – 25.12.2000), американский философ и логик, на формирование концепции которого большое влияние оказали М.Шлик и Р.Карнап. Влияние на Куайна оказал не только логический позитивизм, но и прагматизм, так что наука будет считаться им одним из путей приспособления организма к окружающей среде. Важнейшей же формой человеческого поведения является язык, определяемый как социальное искусство. Новый импульс аналитическая философия получила после работы Куайна «Две догмы эмпиризма», где критиковались некоторые основоположения неопозитивизма. Первая догма – иллюзия принципиальной разницы между аналитическими (логическими, математическими) и синтетическими (опытными, эмпирическими) суждениями. Собственную позицию он определял как «научный реализм». Достижения современной логики Куайн использовал для прояснения и разрешения традиционных философских проблем, особенно онтологического ряда (например, «какого рода вещи существуют?»). Согласно Куайну, философы должны исходить, прежде всего, из «пустынных ландшафтов» и допускать существование каких-либо объектов лишь тогда, когда это абсолютно необходимо. Проверка на необходимость, которую он предлагает, выглядит очень простой: вещь существует, если и только если наилучшая теория, в своей самой экономной формулировке, утверждает, что она существует. Поскольку наилучшая теория должна включать, по крайней мере, объекты физики, Куайн хотел доказать, что это единственные объекты, которые требуются наилучшей теорией. В своей философии Куайн опирался не только на разработки современной ему логики, но и данные лингвистики, антропологии, психологии.
Рорти Ричард (1931 - 2007), американский философ. Свою позицию характеризует как метафилософскую. Отбрасывает метафизические и эпистемологические установки, нацеленные на поиск последних оснований всего сущего. Исходит из прагматистского критерия полезности. В контексте его концепции «аналитического неопрагматизма» основным инструментом эффективного обустройства человека в мире выступает язык. Различает два взаимодополняющих типа философствования: личностно-ориентированный и общественно-ориентированный. В своих исследованиях уделяет большое внимание проблемам свободы и либеральной демократии. Ричард Рорти вслед за Дж. Дьюи, М.Вальцером, А.Баэр, Дж. Роулзом представляет партикукуляристское или неисенсециалистское направление в философии. Стремился отмежеваться от сциентизма и метафизики. В целом его позиция являла собой своеобразный сплав идей американского прагматизма, аналитической философии и европейского нигилизма. Не случайно его называют «поэтом и пророком нового прагматизма». Рорти  придерживается того мнения, что ни в эпистемологии, ни в моральной философии мы не испытываем потребности в понятии «универсальная ценность».