Разлука

Логика Железная
Вы пробовали когда-нибудь рассказать музыку словами? Скажете – неблагодарное занятие? И, возможно, будете правы, но так хочется попробовать…

Что такое эта музыка, почему мы позволяем ей, обволакивая нас звуками уводить за собой то в безграничное счастье, то в безысходную боль..
Вы замечали, что многое в нашей жизни мы «выговариваем» Когда нам радостно и эта шипучая радость переполняет нас, кажется не поговори с кем-то, не поделись ею и она взорвётся в тебе,и вылетит, как пробка от перегретого шампанского, а когда больно необходимость «выговориться» помножена в сто раз…
На этом, по-моему, стоит тяга человека к творчеству. Так скажем, это один из трёх китов творческого самовыражения, её ведущая и неиссякаемая артерия.
 Что говорить, даже любовь можно «выговорить», если слишком часто говорить о ней, поминать всуе, а ещё хуже, когда о ней говоришь с недоброжелателем. Это полезно взять на вооружение жёнам желающим вернуть неверного мужа к родному очагу. Вместо крика, истерик и упрёков жена говорит: расскажи…А мужчины (Ой, только не обижайтесь, уважаемые мужчины! Я по-доброму! ) – они порой наивны как дети, их женской интуицией пара пустяков ввести в этакий транс…И он начинает рассказ…о том какая Она, о том как они Счастливы, о том, как он сам такого не Ожидал, а она слушает, кивает, сочувствует, попутно беря с него обещание, что если с ней такая беда случится, он будет к ней так же лоялен… и слово за слово любовь истекает, как раненый боец, и обездвиженное тело может оживить только неистовая сила другой женщины, если она, конечно, захочет ввязаться в эту войну…В итоге муж остаётся у разбитого корыта своей "высказанной" любви, а жена с индульгенцией в кармане (на всякий случай)
Но это все не о том! где тут музыка?!
А музыка, она в это печальное время перемен бьется ночной бабочкой о стекло, стремясь к свету…
Музыка в звуках восполняет, то что мы обесценили своим словоблудием, то, что осталось за гранью наших чувств… Порой в одной фортепианной миниатюре целая жизнь, а в ней «и слёзы, и любовь», и разлука…
Разлука, как неизбежность.. Разлука, с которой нет сил смириться, ибо причина не смерть, а жизнь..
Михаил Глинка, будучи уже зрелым композитором написал ноктюрн, назвав его «Разлука»..Ноктюрн – ночная песня..Слышны всплески, но это скорее не всплески воды, всплески памяти…Бросил камушек и пошли круги по воде, уводящие дальше, дальше…Тихих всплеск, шелест страниц прошлого, тихий шепот в ночи … и откуда-то со дна всплывают незабвенные мгновения.
Голос певучий высокий, с нежной грустью будто взывая: - помнишь? Как впервые коснулся губами ладони, как дыхание слилось во едино, как летели минуты незримо, с ощущение рая земного? Более низкий подголосок вторит: - помню, губы твои сомкнуты, как безбожно часы и минуты, ускользая терзали разлукой, мукой… И голоса, сливаясь в нежной песне летели в поднебесье и как Икар, опалив неизбежным страданием крылья падали вниз и крик: Нет!!! Не уходи!… Но руки расцепив, неудержимо летели в бездну отчаянья… И снова всплеск. И снова круги, или снова по кругу, то ли удаляясь, то ли на встречу друг другу.
И тихо, в одиночестве, ночью, вжимаясь в подушку сдавленный крик:- "Нет!!!"
И вот, когда все противится противоестественности бытия, когда нет объяснения зачем, тем более за что…, когда хочется только одного прервать эту пытку любыми путями…появляется лучик надежды,осветлённый мажорной гармонией, маяк в беспросветном мраке разлуки...Он мигает, он изо всех взывает:"-Услышь меня! я - свет в твоём сердце!Я - благо на рассвете!Я - эхо твоих шагов..Я - в рифме твоих стихов...", но брызнут арпеджированными аккордами слёзы , надрыв нисходящих секвенций сменяется протестами на фортиссимо и тихим эхом реприза, как утверждение о том, что никуда не уходит из души, то что однажды в ней поселилось…Да, стало глуше. Да, уже без истерик. Да, спокойно проходя мимо памятных целовально-прощальных мест, но не пройдено… Может это пожизненно?
 И разливается, как река по весне, боль разлуки, и стонут клавиши, как души навеки разделённые пустыней расстояний...
Михаил Иванович скуп в автобиографических «Записках». Он не объясняет, что к чему, и кому. И хоть кода написана по самым «трагическим» аккордам - там нет ощущения эквивалентного слову НИКОГДА, там есть НАВСЕГДА….
Ноктюрн - визитная карточка романтизма.., где ночь- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая самоё себя, где сон и явь размыты, не ясны и зыбки… Где тот, кто разлучен навеки, вдруг лёгким, еле различимым в ночи всплеском, ощущает нежное касание…


Можно послушать - М. Глинка "Ноктюрн"