Как умирают пароходы...

Стас Литвинов
На снимке:  "Иван Кулибин" у своего последнего причала. Содержать дорого - стал не нужен.


    Совершенно случайно в интернете мне попался снимок горящего судна и короткая заметка, из которой следовало, что  в  2016 году на отстойном причале Астраханского судоремонтного завода полностью выгорела жилая надстройка бесхозного теплохода «Иван Кулибин».

    Вглядываюсь в снимок и не хочу верить, что это догорает судно, которое в мае 1982 года было закончено строительством и передано  верфью «Лайватеолиссиус», что находится в финском городе Турку, под флаг СССР.  В приёмо-передающих документах этого "новостроя" стояла моя подпись, подпись капитана. Было мне тогда 45 лет, я с удовольствием отдавался своим многочисленным служебным обязанностям, жизнь была прекрасна и казалась бесконечной, что подтверждалось переданным под моё командование новым необычным судном.

    «Иван Кулибин» был последним в серии из пяти учебно-производственных судов, которые были построены в Финляндии по заказу СССР. Они предназначались для групповой практики курсантов морской штурманской специальности, принимая на борт 50 практикантов и 5 преподавателей. Штатный экипаж 30 человек, включая доктора. Эти «учебники» имели большую надстройку, где были оборудованы жилые, служебные и учебные помещения. Особенностью являлось наличие двух ходовых рубок, расположенных одна под другой и полностью дублирующих друг друга. Кроме того учебная рубка была дополнена просторным классом, где располагались 6 штурманских столов, оборудованных репитерами навигационных приборов.  На этих столах практиканты имели возможность вести на  картах прокладку пути судна.

    В составе флота пароходства было три «учебника» и содержать их стоило дорого. Груза эти суда брали мало и окупить свои эксплуатационные расхода они не могли. Требовалась постоянная дотация, а потому в 1987 году два из них были переданы новым владельцам: «Иван Кулибин» -  Волго-Донскому пароходству, а «Александр Попов» - Ленинградскому институту водного транспорта. На балансе пароходства остался только «Павел Яблочков». От него избавились в начале 90-х годов, тем более этого требовало наступившее новое время, когда главным в жизни стал РУБЛЬ.

    Было жаль расставаться с «Иваном Кулибиным», но жизнь продолжалась, я получил новое судно и следить за дальнейшей судьбой своего бывшего «учебника» возможности не представлялось.  Только изредка доходили слухи о новой смене его хозяев.  А потом след «Кулибина» совсем затерялся, да и я сам в 2003 году был вынужден распрощаться с флотом и уйти на пенсию.

    Совсем недавно я увидел два снимка того, что осталось от «Ивана Кулибина». На первом снимке стоял у заброшенного причала беспризорный и неухоженный пароход. Короткий текст пояснял, что учебно-производственное судно «Иван Кулибин» уже 10 лет стоит у причала Астраханского судоремзавода и денег на его возрождение у владельцев нет. Грустно, но судно, как и человек, стареет и становится никому не нужным. Такова реальность.

    На втором снимке «Иван Кулибин» охвачен пламенем, а пожарные что-то пытаются тушить. Это в 2016 году кто-то совершил его поджог, вся надстройка  полностью выгорела. Короток оказался век судна, которое добросовестно служило людям. Осталось разрезать корпус на металлом и всё. Был и нету.

    Но для меня «Иван Кулибин» остался любимым судном, которому мы в своё время добросовестно служили, а он в ответ на заботу безукоризненно выполнял команды, неся нас на своих палубах. Добрые слова посвящены ему в моих рассказах, с которыми при желании можно ознакомиться.


«Неуходящие заботы»  http://www.proza.ru/2014/05/29/1809
«Прикосновение к тени Архимеда»
http://www.proza.ru/2014/05/13/1317
«Человек за бортом»  http://www.proza.ru/2014/05/10/1821
«Рейс на родину мафии»  http://www.proza.ru/2014/05/17/1201
«Нерядовая ситуация»  http://www.proza.ru/2014/05/11/1065