Пазлы. Мы и Болгария

Мик Александров
Пазлы

Это такая складная картинка, мозаика — игра-головоломка, в которой требуется составить рисунок из множества фрагментов, различной формы в одну общую картину.
Так или иначе, все люди кто то, в силу профессии, кто-то в силу других обстоятельств, мы всегда играем в эту замечательную игру. Мы складываем свои пазлы, рисуем себе общую картину из множества фрагментов различной формы, иногда противоречивых или не очень, цветных или черно-белых, больших или маленьких.
Но если при составлении пазла в игре всегда получается одна и та же, правильная картинка, в жизни всё по-другому. В жизни составляя в единое целое фрагменты и отрывки, картинка может получиться другая, отличная от первоначальной. Всё потому, что в игре фрагменты уже даны, они неизменны. В жизни же, на оборот, фрагменты могут меняться, от чего меняется и общая картина. От этого составление пазла, становится более интересным, но может растянуться по времени, иногда на долгие годы.
Составление моего пазла, под названием «Мы и Болгария», растянулось более чем на пятьдесят лет.

Мы

Это наша семья, наша фамилия, наши предки и наши потомки. Фамилия, которая нас объединяет. А ещё объединяет то, что все мы служили и служим Отечеству. Я офицер, хотя давно на пенсии, но служат мои старшие сыновья. Мой дед тоже был офицер, и тоже служил долгие годы. Служил и дед моего деда, он тоже был офицером. Такая вот наследственность.

Болгария

Впервые, о Болгарии я услышал от своего деда, в раннем-раннем детстве. Тогда то и сложился мой первый пазл, моё воображение нарисовало первую картину, о далёкой и тёплой, солнечной и доброй, красивой стране Болгарии, где растёт виноград.
Дед рассказывал, что во время войны, в самом её конце, его ранили и привезли на лечение в Болгарию. Ранение было тяжёлым, лечили деда долго, и он провёл в Болгарии всё лето и осень.
Из его рассказов выходило, что в Болгарии всегда тепло и солнечно, что там живут невероятно добрые и приветливые люди, и что растёт в Болгарии интересная и вкусная ягода, под названием – виноград. Из этого самого винограда, болгары делают вино, и всех вином угощают.
А ещё дед рассказал, что его дед тоже был в Болгарии, в другую войну, и что он там погиб, а звали деда моего деда очень смешным именем — Бенедикт. Но это было совсем уже давно, ещё при царе. И что когда я вырасту, мне надо обязательно поехать в далёкую страну Болгарию, что бы попробовать виноград, и вино, которое из него делают.
Из всего этого, в моей детской голове сложился первый пазл — картина. Мой дед лежит раненый, весь в бинтах, а вокруг много людей, которые принесли деду виноград и вино. Вино я себе представить мог, оно в бутылках, а вот виноград рисовался мне похожим на малину, только крупнее.
Так мне впервые захотелось побывать в Болгарии, где всегда тепло и попробовать виноград.

***
Прошли годы. Деда не стало. Я учился в школе, много читал, в том числе и о тёплой, приветливой стране Болгарии, её истории, народе, традициях. Мои познания росли и преумножались, я уже видел и ел вкусный виноград, понимая, что он совсем не похож на малину. Ясно себе представлял, в какую войну воевал мой дед, где был ранен, и в какую войну мог воевать и погибнуть дед моего деда, со странным именем Бенедикт.
Однажды я пристал с расспросами к бабушке, знает ли она что ни будь, о истории имени нашего далёкого предка. В жизни, такого имени я нигде не встречал, от чего пазл не складывался.
Оказалось, бабушка знала, и истории имени мне объяснила. Мать деда моего деда была полька и решила назвать своего сына – Бенедикт. Но крестили его по православному обычаю, при крещении мудрить не стали и нарекли Венедиктом. Так мой далёкий предок стал иметь два имени, домашнее Бенедикт и официальное Венедикт. Имечко, конечно тоже не из простых, но всё таки для слуха более привычное. Так сложился второй пазл — картина о Болгарии. Дед моего деда, старый и седой, хотя я уже знал, что ему было немногим больше двадцати лет, на коне, рубится с многочисленными врагами. Врагов так много, что они всё же победили, и старый, седой Бенедикт с коня падает. Происходит всё на горе Шипка, о которой я уже знал из истории и видел картинки.

***
Прошли ещё годы. Я повзрослел, пошёл служить в армию, стал офицером, как мой дед, и как дед моего деда. Однажды я поехал в далёкую южную страну, где шла война, там я впервые увидел, как растёт чудная ягода виноград, увидел высокие горы. Мечта побывать в Болгарии снова поселилась в моей голове. Детские пазлы – картины не увязывались с тем, что я видел в той стране, где шла война, с моим представлением о Болгарии. Виноград был, горы были, но всё это совсем другое, никак не сопоставимо с моими детскими картинками о доброй и тёплой стране.
Ну и конечно, там не было горы Шипка, на которой дед моего деда отбивался от наседающих врагов.

***
А годы шли и шли. Были другие войны, другие горы. Виноградники меня уже не удивляли, вино из винограда тоже. Далёкая солнечная Болгария оставалась только в моих мечтах, и в пазлах – картинах, которые я когда то собрал.
Выросли старшие сыновья и тоже пошли служить. А мне настал срок уходить в отставку, на пенсию.
Но ведь уже сложенные пазлы – картины никуда не исчезли, а появившееся свободное время требовало заполнения. Так я начал с новой силой, с желанием узнавать как можно больше, изучать всё, что связано с Болгарией, её историей и традициями, природой и культурой, климатом и достопримечательностями. Откладывать поездку, о которой я мечтал и рисовал в своём воображении более сорока лет, больше было нельзя. И я поехал.

***
Всё было именно так, как когда то рассказывал дед. Тепло и солнечно, виноград и вино, добрые и отзывчивые люди. За свою первую поездку я проехал от Софии до Петрича, через Пловдив и Велико Тырново до Варны.
Встречи, знакомства, смена мест и декораций, две недели пролетели, как один день.
Через два месяца я поехал в Болгарию вновь. Но уже с определённой целью «Хочу жить в Болгарии». Покупка недвижимости, оформление документов, да и сам переезд, прошли буднично, без всяких проблем, и много времени не заняли. Так, мы, с младшим сыном, который пошёл здесь в садик, а затем и в школу, стали жителями солнечной, тёплой и доброй страны Болгария.
Я решил, что пазл, который я начал собирать в далёком детстве сложился окончательно. Все его фрагменты, разнообразные по форме и цвету, теперь на своих местах, картину под названием «Болгария», с её виноградниками и горами, с лесами и морем, с историческими памятниками, монастырями, крепостями, я видел сам, своими глазами.
И даже фрагмент с моим далёким предком со странным именем Бенедикт-Венедикт, вписался в эту картину-пазл, как нельзя лучше. Я был просто уверен, что дед моего деда воевал и погиб при обороне Шипки. Тем более, что читая все имена погибших в Болгарии офицеров в той далёкой войне, выбитые на памятных плитах в церкви города Шипка, его имя я нашёл.
Мы часто ездим на Шипку, по несколько раз в год. Своим детям, друзьям, гостям, я всегда рассказывал о своём предке, показывал его имя на памятной плите. Моя уверенность, что пазл-картинка о Болгарии, в которой вписано имя деда моего деда, полностью завершена и никаким изменениям не подлежит. Но я ошибся.

***
Однажды, при очередном посещении города Плевен, мы с семьёй гуляли по парку у Плевенской панорамы. Проходя по одной из тропинок, наше внимание привлекла могила-памятник. Подойдя ближе я как обычно начал внимательно читать имена… И вдруг… 8-й Эстляндский полк… прапорщик Венедикт Александров. Так это же могила моего предка! Вот оказывается место его гибели, вовсе не Шипка, как мне представлялось ранее.
Так появилась новая деталь в моей картине-пазле. При более тщательном изучении исторических сведений я выяснил. «Прапорщик 8-го Эстлянского полка, Венедикт Александров, погиб при третьем штурме Плевны, в период 26-31 августа 1877 года».
Такая вот интересная вещь – пазлы. И возможно мне предстоит ещё находить различные фрагменты, детали этой картины, под названием «Пазлы, Мы и Болгария».