Тема 6. Эмпиризм и рационализм Нового времени

Юрий Шпилькин
6.1. Эмпирическая философия Нового времени  пыталась отстоять позиции чувственно-опытного представления о познании мира.
Бэкон Фрэнсис (22.1.1561- 9.4.1626), философ, английский государственный деятель (лорд-канцлер),  основатель эмпирической философии, рассматривал чувственность как единственный источник всех наших знаний. Его работы «Опыты, или наставления нравственные и политические» и «О достоинстве и приумножении наук», представляющие собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук». Среди трудов Бэкона, наиболее известен его трактат «Новый Органон». В истории философии и науки Ф. Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Старая (схоластическая) философия бесплодна и многословна. Методы и приемы науки должны отвечать подлинным целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Об обладании истиной свидетельствует прежде всего возрастание практического могущества человека. «Знание – сила»... Бэкон выделяет четыре основных вида заблуждений: 1) «идолы рода», 2) «идолы пещеры», 3) «идолы рынка», 4) «идолы театра». Ф. Бэкон был беспощаден и даже несправедлив к великим философам прошлого. Например, утверждал, что Аристотель, «обративший в рабство столько умов и свободных душ, никогда, ничем не был полезен человечеству». Рассматривал индукцию - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) важнейшим методом исследования. Дополнив индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремится превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути познания.
Гоббс Томас (5.04.1588 – 4.12.1679), английский философ, родился в семье священника, и будучи атеистом, призвал религию в качестве рычага управления обществом. Наиболее известное его сочинение «Основы философии» (1642-58) и «Левиафан» (1651),, посвященное теории верховной власти. В первой части этой работы Гоббс рассматривает проблему человека  с позиций механистического материализма, утверждая, что переживания человека определяются механическим движением внешних тел и как сторонник номинализма, утверждает необходимость анализа начинать с определений. Чтобы не употреблять противоречивых понятий. Общество, как и человека, он уподоблял механизму и рассматривает его по  аналогии с организмом. Общество, основанное на договоре, в лице государства представляет собой огромное существо, подобное библейскому механическому Левиафану. Власть - душа государства, должностные лица - суставы, награды и наказания - нервы, законы - разум, воля и справедливость, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, а гражданская война - смерть государства.
     Во второй части книги Гоббс обосновывает концепцию  соглашения или  общественного договора между людьми. Согласно Гоббсу латинское изречение: «Homo homini lupus est» - «человек человеку волк» выражает суть отношений среди людей до возникновения государства.  Их естественное состояние: война всех против всех.  И когда люди соглашаются подчиниться   какой-то власти, то они утрачивают право на какое-либо сопротивление правителю. Это право может возникнуть только в одном случае, если правитель не обеспечивает их безопасность. Правитель в государстве обладает высшей властью. Гоббс считал, что церковь должна подчиняться государству. «Вера, - по выражению Гоббса, - то, во что государство дозволяет верить; суеверие – то, во что государство запрещает верить». Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».

6.2. Рационалистическая философия Нового времени в первую очередь, получила развитие во Франции, а затем в Голландии и Германии.
Декарт Рене (31.3.1596 – 11.2.1650), французский философ и математик является основоположником современной философии рационализма. Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, разработал теорию дуализма, чем попытался примирить материализм и идеализм в философии, сформулировал теорию о научном методе познания – дедукции и о «врожденных идеях». В работе «Начала философии» Декарт изложил основы дуалистической метафизики. Мир он делит на два вида субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция неделимая и вечная. Присущие мышлению идеи этой субстанции – модусы (чувства, воображение) врожденные и не могут быть приобретены опытным путем. Это идея чисел, идеи других общих понятий. А материальная субстанция, напротив, бесконечно делимая, развивается в соответствии с законами естествознания и познаваема посредством опыта. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладает пространственной протяженностью и делимостью.
Декарт утверждал, что важнейшая роль в познании принадлежит деятельности человеческого ума. Декарт предлагает с этой целью приступить к методическому сомнению. Только таким образом можно отыскать истины, сомнение в которых будет безосновательным. Нельзя усомниться в собственном сомнении, которое есть результат мышления: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Декарт развивает специальное учение о дедуктивном методе познания, которое он формулирует в следующих четырех правилах: 1) не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; 2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; 3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу; 4) проверять, делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
В итоге Декарт получил одно несомненное утверждение - о самом существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много идей, которые также обладают высокой степенью очевидности. В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Ход размышлений приводит Декарта к убеждению о существовании врожденных идей, лежащих в основе  человеческого познания. Декарт полагает, что врожденные идеи – это идеи, существующие в сознании независимо и даже  предшествуют ему. Если не реально, то потенциально все идеи, по Декарту, являются врожденными, включая и идею самого мышления, и идею Бога, которая якобы вложена в  наше сознание самим Богом. Это положение о врожденных идеях явилась наиболее спорной в философии Нового времени. Это своеобразный аргумент в пользу реальности мира идей. У животных, считал он, нет души и они представляют собой бездушные автоматы. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. Внимание Декарта привлекла шишковидная железа, расположенная в центральной части головного мозга, в ней он увидел то место, где душевная субстанция взаимодействует с телесной. Связь души и тела, по существу, предполагает механическое взаимодействие. 
Спиноза Бенедикт (Барух) (24.11.1632 – 21.02.1677) с позиций пантеизма продолжил рационалистическую традицию, изложил свою философию в «Философско-политическом трактате» (1870) как своеобразное завершение картезианской философии (т.е. философии Декарта). Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно. Эта субстанция обладает бесчисленным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и мышление. Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но только ему присущей определенности. Порядок и связь идей полностью отвечает порядку и связи вещей. Каждый из атрибутов предстает как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Тело и душа - разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот. Это единство открывается нам лишь при условии ясного знания, интеллектуальной интуиции. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Как пример познания нравственности посредством математики является его «Этика» (1677), изложенная геометрическим методом.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1.7.1646 – 14.11.1716), представитель рационализма. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии («Монадология», 1714); существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710). Монада, в философии Лейбница - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе (не имеет «окон» во внешний мир) и неспособна влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. Мир монад строго иерархичен. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению (пребывают в смутном сне), усиливающейся лишь по мере восхождения к высшим. Совокупность монад являет собой отражение Бога как верховной монады, и в этом заключены основания для развитой Лейбницем концепции философского оптимизма, провозглашающей, что наш мир есть лучший из всех мыслимых миров. Лейбниц по просьбе Петра I, разработал проекты развития образования и государственного управления в России.