Тема 6. 3. Философия французского Просвещения

Юрий Шпилькин
6.3. Философия французского Просвещения  основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Просветители были уверены, что общество можно преобразовать, но разными путями:  Вольтер – преобразованиями «сверху», Дидро – изменением нравов «снизу», а Руссо – прямым участием народа в управлении. Французские мыслители высказывали идеи материализма. Например, в сочинениях «Об уме» (1758), «О человеке» (1773) Гельвеций утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, а мышление и ощущения являются   свойствами материи.
 Вольтер (Аруэ) Франсуа (21.11. 1694 – 30.5. 1778). Вольтер подверг   всесторонней критике феодальные отношения, деспотичную форму правления, клерикальное мировоззрение. Свои  взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах». Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Опираясь на философию Локка и законы Ньютона, Вольтер в работах «Философские письма» «Философский словарь», «Трактат о метафизике» и других сочинениях подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее активном существовании и вечном движении.  Согласно его взглядам, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вольтер отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество людей. Резко выступал против религии, особенно против католицизма. Он считал, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец, видел в церкви оплот невежества и мракобесия: «Раздавите гадину!» - призывал он. В то же время широко было известно его другое выражение: «Если бы Бога не было, то его надо было бы придумать» для того чтобы поддерживать порядок в обществе (под угрозой божьего наказания). Он активно участвовал в создании французской «Энциклопедии», считая главной задачей Просвещения - утверждение в человеческой жизни принципов разума, справедливости и гуманности. В познании выступал за совмещение эмпиризма и рационализма. Вольтер выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», считая абсолютную монархию идеалом государства. Вел переписку с «просвещенными» монархами, давал им практические рекомендации.
 Руссо Жан Жак (28.6.1712 – 2.7.1778). В отличие от большинства французских просветителей, которые как Вольтер, довольно пренебрежительно относились к «черни» и, уповали на милость сильных мира сего, Руссо был настроен плебейски - радикально. В таких работах как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор» и других Руссо размышляет о судьбе личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. По его мнению, человек рождается добрым, но частная собственность делает его агрессивным и злым. Цивилизация развращает людей, и только дикари еще обладают добродетелью и благородством. Эту позицию Руссо некоторые современники поняли как призыв к возвращению вспять, в докультурное состояние. Вольтер даже съязвил по этому поводу: «мсье Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес»!? Такая насмешка привела к окончательному разрыву в их отношениях. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает гражданское право. Руссо отвергал принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Рекомендовал систему постоянного всенародного опроса по всем важнейшим вопросам политической жизни.
 Дидро Дени (5.10. 1713 — 31.7. 1784). Вместе с Вольтером Дидро оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В работах «Философские принципы», «Мысли об объяснении природы» Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Отвергая дуализм, считал материю единственной субстанцией, обладающей внутренним противоречием. Согласно его учению природа находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он высказал мысль, что сознание - это свойство высокоорганизованной материи. Дидро отрицал сотворение мира, божественное происхождение сознания и бессмертия души. За книгу «Письма о слепых в назидание зрячим» Дидро был арестован. После освобождения Дидро возглавил создание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», для которой написал большое количество статей и нес на себе основную часть редакторских обязанностей. К написанию статей для Энциклопедии Дидро привлек большинство выдающихся литературных и научных деятелей своего времени как Вольтер, Гольбах, Даламбер, Руссо.
Монтескье Шарль (18.1. 1689 -  10.2.1755) выступал, как и Вольтер с позиций деизма – видел в боге создателя, но отвергал его возможность в дела людей и процессы природы. Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство за введение людей в заблуждение, считал, что историю творят люди, а не бог. Среди сочинений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» и «О духе законов». Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в социальной философии принцип разделения властей. Склоняясь к географическому детерминизму, предполагал, что в странах с жарким климатом население тяготеет к деспотизму, в северных – к демократии, а в странах с умеренным климатом возможен переход от демократии к деспотизму и наоборот.