23 декабря - День дальней авиации ВВС России

Жанна Лабутина
К сожалению, полный текст этой статьи, написанной мною уже довольно давно, в моём компе не сохранился... Я нашла этот материал на каком-то из авиационных форумов и опознала только по своей подписи, оказавшейся где-то внутри текста. Я даже вспомнила, как появилась эта статья. Это был период, когда официально никто никого не поздравлял ни с Днем ВМФ, ни с Днем Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского или Северного флота. Это было время, когда из календаря на сайте Министерства обороны исчезли ВСЕ сколько-нибудь значимые для истории страны и Армии даты, все имена... И, да, это только часть материала.


После распада СССР для Дальней авиации России начались не лучшие времена. Лишь зимой 2000-2001 гг. впервые за десять лет экипажи стратегической авиации ВВС приступили к плановым полетам в Арктической зоне. В 2004 году самолеты Дальней авиации провели учения над Атлантикой совместно с ВМФ. В 2005 и 2006 годах с участием Дальней авиации прошли несколько крупномасштабных учений, произведены пуски крылатых ракет, а с 17 августа 2007 года по решению Верховного Главнокомандующего, возобновлено воздушное патрулирование в удаленных районах мира.
Сенсацией 2008 года стал полет самолетов Дальней авиации в район Южной Америки по приглашению Венесуэлы. По оценке главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина, ВВС России регулярно выполняют и планируют выполнять в дальнейшем боевое патрулирование над акваторией всех океанов, а также Черного и Средиземного морей. «Если будут такие приглашения в 2009 году, то мы такие задачи будем решать», — подчеркнул Зелин.
Как считают в штабе Дальней авиации, «техническое состояние стратегических ракетоносцев позволяет выполнять полеты по воздушному патрулированию в полном объеме, этого удалось добиться благодаря своевременному финансированию и обеспечению топливом». За последний год в Дальней авиации с «нуля» подготовлено более 40 экипажей стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, из них 30 проц. молодых экипажей получили допуски на такие полеты.
В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 (15 бомбардировщиков), Ту-95МС и Ту-22М3.
Ракетоносец Ту-95МС был разработан еще 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.
Задачей дальней авиации является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки
В 1999 году Главнокомандующий Военно-Воздушными силами России издал приказ, согласно которому, 23 декабря, предписывалось празднование — Дня дальней авиации ВВС РФ. Дата выбрана не случайно.
23 декабря 1913 года, совершил первый полет четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского.
Спустя ровно год царским указом была сформирована первая в мире эскадрилья таких самолетов.
От этой даты ведет свое начало российская стратегическая авиация.
В Советском Союзе решение о создании Дальней авиация было принято в самый разгар войны – 5 марта 1942 года. В те годы пять дальних и бомбардировочных корпусов, имели на вооружении порядка 1.200 воздушных кораблей, причем основу боевого самолетного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4.
С другой стороны создание авиации дальнего действия в России мера, в определенном смысле вынужденная, обусловленная размерами территории, географическим положением страны, поэтому и после окончания военных действий, значение Дальней авиации в решении стратегических задач только росло. Основное свое развитие Дальняя авиация получила именно в послевоенные годы. В новых условиях летчики ДА готовились к выполнению оперативно-тактических задач, а в случае вооруженного столковения, к нанесению бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам противника в глубоком тылу.
Сегодня на вооружении ДА ВВС России находятся: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 — один из самых красивых самолетов в мире, самый массовый и один из самых надежных – Ту-95МС, а также бомбардировщик дальнего радиуса действия Ту-22М3. Кстати, все самолеты были разработаны и собраны задолго до прихода в Россию «эффективных» товарно-денежных отношений. Немыслима сегодня наша Дальняя авиация и без заправщиков, без военно-транспортных эскадрилий и другой специализированной техники.
Судя по всему, время лобзаний с потенциальным противником прошло, пришло время отрезвления, период активного восстановления парка самолетов дальней авиации. В текущем году наша Дальняя авиация получила два модернизированных бомбардировщика Ту-160, в прошлом году в строй принят один самолет Ту-160 с глубокой модернизацией в варианте бомбардировщика. Изменения в начинке «Белого лебедя» коснулись в первую очередь навигационного и связного оборудования. Конечно, это ничтожно мало. Конечно, надо восстанавливать нашу авиационную промышленность, но надежда есть.
Уже идет активная работа над модернизацией прицельного комплекса Ту-22М3. Мы делаем первые шаги в создании нового авиационного вооружения, – предприятия приступили к разработке нового ракетного оружия, в частности, крылатых ракет с улучшенными ТТХ. Параллельно ведется модернизация ракет, уже находящихся на вооружении Дальней авиации. Как утверждают эксперты, мы все еще сохраняем ведущее положение в мире в области создания крылатых ракет класса «воздух – земля» и «воздух – воздух». Кое-кто утверждает даже, что мы не отстаем и от передовых разработок США. Хочется в это верить. К сожалению новая, «эффективная» система пока ничего нового не произвела. Да и с топливом последние двадцать лет у наших летчиков были большие проблемы…
В таких условиях даже Дальняя авиация несла боевое дежурство в режиме ожидания на земле, с тем, чтобы по сигналу выполнить боевые задачи по предназначению. Сегодня в связи размещением в Восточной Европе 3-го позиционного района ПРО США, значительно повышающей возможности по уничтожению наших ракет еще при пуске, в связи с активизацией действий НАТО в Европе и в мире, Генштаб, наконец, решился принять «адекватные» меры. Мы приостановили свое участие в договоре по ограничению вооружений ДОВСЕ, додумались, наконец, закрыть доступ к своим военным объектам инспекторам НАТО, решились не ограничивать больше в одностороннем порядке количество своих танков и прочего вооружения. И, главное, с 00.00 часов 17 августа 2007 года мы возобновили полеты нашей стратегической авиации, прерванные в одностороннем порядке в 1992 году. Летчики снова заступили на боевое дежурство. С чем мы их и поздравляем!
Предполагается, что патрулирование будет осуществляться в районах активного судоходства и экономической деятельности России. Уже в текущем году в ходе боевых учений проходили пуски крылатых ракет, проводились командно-штабные учения, прошли широкомасштабные маневры и отработка совместных действий участников Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2007». С увеличением объемов поставок авиационного топлива в войска», значительно вырос налет летных часов личного состава. Задумалось, наконец, командование и о подготовке новой смены военных летчиков. В последнее время в Дальнюю авиацию стали приходить выпускники летных училищ с повышенным налетом часов, а все лейтенанты, прибывая в часть, уже имеют 3-й класс летной квалификации. Возвращается и хорошо зарекомендовавшая себя практика прохождения войсковой стажировки в Дальней авиации курсантами выпускных курсов. Подготовка сегодня осуществляется на двух типах самолетов – Ан-26 и Ту-134УБЛ, что позволяет выпускникам после сдачи выпускных экзаменов пилотировать соответственно Ту-95МС и Ту-22М3. Что же касается вооруженности нашей стратегической авиации, то сегодня это бомбы различных модификаций и крылатые высокоточные ракеты Х-555, способные поражать цели на удалении более 3 тыс. километров с точностью до сантиметров. Возможные районы патрулирования — Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый океан.