Дальнее эхо давних сражений

Вольфганг Акунов
RLD

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В 622 году от Рождества Христова произошло бегство (арабск.: «Хиджра») основателя ислама пророка Мухаммеда из его родного города Мекки (где ему грозило суровое наказание за «безбожие», т.е. за проповедь нового религиозного учения, признававшего лишь Одного, Единого Бога) в город Медину (Ятриб), соперничавший с Меккой («нет пророка в своем отечестве»). А к моменту кончины пророка Мухаммеда в 632 году Христианской эры (или к 10 году Хиджры, по новому мусульманскому летосчислению) он уже был повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины, одержимые, как исповедники всякой новой веры, религиозным пылом неофитов, устремили свои взоры на Запад, намереваясь нести силой оружия учение своего пророка и туда. Халиф (преемник, наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 году Христианской эры (или в 16 году Хиджры) завоевал Святой Град  Иерусалим – духовный центр всего Христианского мира.
      
Говоря об исламе как религии и об изначально присущем этой религии стремлении к экспансии, необходимо учитывать следующее обстоятельство.
      
С точки зрения ислама весь обитаемый мир подразделяется на три «области»:
      
1)«Дар-аль-Ислам»;
      
2)«Дар-аль-Харб»;
      
3)«Дар-ас-Сульх».
      
Это три «области» обитаемого мира (именуемого древними греками «ойкуменой», а римлянами – «экуменой» или «кругом земным», «орбис террарум»), модель которых определяет особый правовой, морально-нравственный и гуманитарный режим действий в каждой из этих трех «областей».
      
«Дар-аль-Ислам» - это область, в которой проживает мусульманская община («умма»). В этой области все устроено в соответствии с Божественными Установлениями («волей Аллаха»).
      
«Дар-аль-Харб» - это область, в которой мусульмане живут под властью немусульман («кяфиров» или «гяуров», то есть «неверных»). Там (выражаясь современным языком) «не действует обычное международное гуманитарное право». Война в этой области ведется по особым законам. Пленных не берут. Дозволено брать в заложники женщин, детей и стариков и торговать ими.
      
«Дар-ас-Сульх» - это область, в которой (пока) нет мусульман. В отношении этой области следует в течение десяти лет соблюдать перемирие, после чего необходимо рассмотреть, что делать с данной территорией, как ее захватить и освоить.
      
В эпоху, предшествовавшую началу периода Крестовых походов - ответной реакции христианского мира на исламское завоевание почти половины его исконных территорий - христианская Европа (Западная, Южная и Восточная) стояла перед крайне опасной перспективой постепенного освоения и захвата мусульманскими завоевателями.      
      
К 700 году от Рождества Христова вся восточно-римская (ромейская) Африка оказалась под властью арабов-мусульман. Всего через одиннадцать лет охваченные воинственным пылом арабы и обращенные в ислам берберы, («мавры»)  захватили обширные территории в Испании, а в двадцатые годы того же VIII века мировая мусульманская держава (Арабский Халифат) со столицей первоначально в Медине, затем - в Дамаске, а впоследствии - в Багдаде и Самарре - уже простиралась от Пиренеев и Луары до Индии и Китая.

В 717 году ромеям с большим трудом удалось отбить попытку мусульман-арабов овладеть Новым, или Вторым, Римом на Босфоре - Константинополем-Царьградом.
      
В 732 году фактическому правителю Франкского королевства (формально возглавляемого «ленивыми царями*» из династии Меровингов) Карлу Мартеллу - деду Карла Великого (Шарлеманя), первого императора «восстановленной (Западной) Римской империи», и прародителю всех будущих императоров «Священной Римской империи» из династии Каролингов - с величайшим напряжением сил удалось нанести в битвах при Пиктавии (ныне - город Пуатье во Франции) и Трикассии (ныне - город Труа) поражение войску арабского правителя  (вали)  Испании Абд-ар-Рахману и таким образом остановить дальнейшее продвижение магометан в христианскую Западную Европу. Память об этом поражении настолько врезалась в сознание мусульман (хотя они еще много десятилетий и даже столетий продолжали нападать и наводить страх на Европу, в особенности - Францию и Италию, отняв у ромеев Сицилию, разрушив в 841 году Капую, подвергнув осаде в 846 году «Вечный город» - Первый, или Ветхий, Рим на Тибре, а в 871-873 гг. - Салерно и т.д.)), что с тех пор последователи Мухаммеда традиционно именовали всех своих западноевропейских противников «франками» (хотя впоследствии внук Карла Мартелла - царь франков Карл Великий, коронованный в 800 году в Риме «Императором Запада», вступал в военно-политические союзы с одними мусульманскими властителями против других). Почти одновременно – в 751 году – войско арабского полководца Зияда ибн Салиха, при поддержке тюркского племени карлуков (принявших ислам), разгромило в битве при Таласе армию китайской империи Тан, положив конец претензиям китайцев на Среднюю Азию, ставшую мусульманским регионом (хотя и не сразу). Между прочим, когда автор этих строк учился в шестом классе, то в нашем (советском) учебнике истории Средних веков об этой судьбоносной битве было, в вопиющем противоречии с историческими фактами, сказано, что китайские войска после упорного сражения, продолжавшегося целый день, разгромили войска арабских захватчиков. Видимо, партийная установка о том, что «русский с китайцем - братья навек / Крепнет единство народов и рас, / Плечи расправил простой человек, / Сталин и Мао слушают нас! / Москва-Пекин!..» и т.д., еще не была в то время окончательно выброшена брежневским режимом на свалку истории. Причем данная китаефильская версия оказалась настолько живучей, что пережила и Сталина, и Брежнева, и Мао, и СССР, войдя и в современные российские издания. Так, например, даже такой уважаемый автор, как Вячеслав Олегович Шпаковский, написал на стр. 31 своей весьма содержательной и прекрасно иллюстрированной книги «Рыцари Востока» (М., Поматур, 2002): «В 732 году в битве при Пуатье во Франции войско арабов и берберов было разгромлено франками. В 751 году около Таласа (ныне город Джамбул в Казахстане) победу над ними (арабами - В.А.) одержали китайцы». Впрочем, это так, к слову...
      
В результате успешной военной экспансии «исламской уммы» западная граница «державы правоверных» - Арабского Халифата - отстояла в VIII веке после Рождества Христова от ее восточной границы на более чем десять тысяч километров, значительно превышая по своим размерам все предшествующие ей в мировой истории великие державы - Древнеперсидское царство Ахеменидов, государство  Александра Македонского, Парфянское и Кушанское царства, древнюю единую Римскую империю и Новоперсидскую державу Сасанидов.
      
В завоеванных и исламизированных ими, в первую очередь - силой оружия (и уж во вторую очередь - силой проповеди) странах мусульманские завоеватели столкнулись с высокоразвитыми культурами, которые были ими сохранены и использованы себе на потребу. Речь шла о древнейших в мире культурах, слившихся воедино благодаря влиянию древних греков и римлян, и позднее заложивших основу всей христианско-западноевропейской культуры и цивилизации. Один из крупнейших культурных центров Древнего Мира и раннего Средневековья располагался в Междуречье (в пространстве между упоминаемыми еще в общем для иудеев и христиан Ветхом Завете реками Тигром и Евфратом), другой - в Египте. Территории, расположенные между ними - Сирия и Палестина - были желанным яблоком раздора между господствовавшими на Ближнем Востоке державами. Это состояние могло оказаться для них чрезвычайно опасным в случае, если бы Междуречье (Месопотамия) и Египет оказались под властью одной державы, проводящей единую политику.
      
Во все времена, как тогда, так и ныне, Сирия и Палестина оказывались как бы между двумя жерновами. Сегодня мы даже не можем представить себе, насколько богатой и процветающей были эти неоднократно перемалываемые беспощадными жерновами истории страны, именуемые Святой Землей или Землей Воплощения (Господа Иисуса Христа), о которой, если верить ветхозаветной книге «Числа», соглядатаи пророка Моисея говорили ему: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас, в ней подлинно течет молоко и мед». А древнеримский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» описывал соблазнительные прелести этой благодатной земли «изумительной природы и красоты» в следующих выражениях: «Страна самаритян лежит в середине между Галилеей и Иудеей...Обе эти страны богаты горами и равнинами, легко обрабатываемы, плодородны, засажены деревьями и изобилуют плодами в диком и культурном виде...Скот здесь обладает большей молочной производительностью, чем где-либо...Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности...Почва производит самые разнообразные плоды не только один раз, но и в течение всего года беспрерывно».

Хозяйство этих древних областей, вследствие многочисленных войн, не прекращающихся и поныне, пришло за последние столетия в глубокий упадок, причем оказалась практически уничтоженной древняя оросительная система, а население было поставлено на грань вымирания. Но еще в эпоху поздней Римской империи в этой нынешней «святой пустыне» располагалось бесчисленное множество древних городов с сотнями тысяч жителей.
      
Уже тогда в Сирии и Палестине существовали блестящие университеты - центры утонченного образования (например, Каирский университет Аль-Азхар или Багдадский университет  Низамийа, основанный вазиром, или, выражаясь современным языком - премьер-министром, султанов турок-сельджуков Низам аль-Мульком), в полной унаследовавшие культуру и науку поздней Античности. Следует заметить, что в предшествующую завоеванию Востока арабами-мусульманами  византийскую эпоху даже земли вокруг нынешнего Багдада были населены христианами - как православными, так и верующими, принадлежавшими к другим древним христианским церквям. Армения, Месопотамия, Палестина, Сирия и Египет были землями, на которых раньше всего утвердилось христианство.
      
Хотя исламское завоевание не обошлось без неизбежных в таких случаях жестокостей, новые владыки Переднего Востока очень скоро приспособились к изменившейся ситуации и всего через несколько поколений полностью растворились в местном населении. До самого начала эпохи Крестовых походов на Ближнем и Среднем Востоке существовало бесчисленное множество мелких государств, не имевших между собой ничего общего, кроме магометанской веры и арабского языка (но дружно противостоявших всем «гяурам», «кафирам», «неверным», врагам ислама). Этот официальный государственный и священный язык, на котором велось судопроизводство и был записан Коран, объединял все исповедовавшие ислам народы от Индии до Испании и превращал их всех в «арабов» - членов единой мусульманской общины (упомянутой выше «уммы»), независимо от происхождения и даже разговорного языка.
      
На Западе всех мусульман именовали «магометанами» (по основателю их религии пророку «Магомету»), «сарацинами» (по названию кочевавшего вдоль границ римской провинции Сирия бедуинского разбойничьего племени, известного еще древнеримским авторам Клавдию Птолемею и Аммиану Марцеллина и игравшего определенную роль в бесконечных войнах между сначала языческим, а затем христианским Римом, с одной, и аршакидской Парфией, а позднее – сасанидской Персией; слово «сарацин» происходит от греческого слова «каракинос», т.е. «восточный человек»), «агарянами» (в честь Агари - наложницы библейского патриарха Авраама, или Ибрагима, родившей ему сына Измаила, но затем, по иудейской и христианской версии ветхозаветного сказания, отвергнутой патриархом по настоянию его жены Сарры) или же «измаильтянами»  - в честь вышеупомянутого Измаила, считавшегося прародителем всех кочевых племен Аравийского полуострова (не путать с измаилитами).

Здесь конец и Господу нашему слава!

*Традиционно германских и других «варварских»  (например, гуннских) царей времен Великого переселения народов и вплоть до начала IX века п.Р.Х. принято именовать по-русски «королями». Нам это представляется неверным. И вот  почему. Слово «король» («кароль», «краль», «круль»), как титул верховного правителя (аналогичный германским словам «кунинг», «конунг», «конге», «кёниг», «кинг»)  вошло в славянские языки (и в венгерский – в форме «кираль») не ранее IX в. п. Р.Х. Как производное от германского имени «Карл». Карлом звали царя германского племени франков, коронованного в 800 г, в Риме на Тибре папой (епископом) римским венцом (западного) римского (а не «франкского» или «германского») императора и вошедшего в историю как Карл Великий. Само древнегерманское имя «Карл» происходит от слова «карл» («керл», «сеорл»), означающего «муж(чина)». Изначально оно пришло из древненорвежского (скандинавского) языка («нуррён»), в котором «карл» означало «свободный человек», в отличие от «ярла» - аристократа, представителя родоплеменной знати, и «трелла» («дрелла») – раба.  Поэтому мы считаем правильным именовать «варварских» правителей, живших до Карла Великого, не «королями», а царями.