Казна

Роман Седов
- Великий Государь! - Казначей склонился в поклоне, - Беда! Казна опустела!
- Да ты что! - притворно удивился Царь, - Как же так вышло-то? А у кого ключи от казны есть?
- У вас, - осторожно ответил Казначей, - Ну и у меня, разумеется, по долгу службы.
Царь довольно кивнул и спрыгнул с трона.
- Вот и стало ясно, куда золото пропало, - с улыбкой сказал он и позвонил в колокольчик, - Стража! Посадите на кол этого негодяя!
- Не губи! - Казначей бросился Царю в ноги, - У меня всё записано, до последней монетки! Не я это, Царь-батюшка!
Царь вздохнул и кивком указал стражникам на дверь.
- Давай тогда посмотрим твои записи, - велел он, усаживаясь поудобнее на трон, - Но чуть замечу что подозрительное - сразу на кол! Понял?
Казначей кивнул и вынул из-за пазухи тетрадку.
- Вот, Ваше Величество, - он ткнул пальцем в страницу, - В том году вы решили сделать подарок на свадьбу троюродному брату начальника вашей стражи. Тридцать мешков золота было отсчитано и выдано.
- Помню, - согласился Царь, - А что ж ты не сэкономил? Зачем выдал все тридцать сразу? Нужно было выдать десять.
- А потом вы бы меня на кол посадили, за то, что не исполнил Царскую волю, - обиженно ответил Казначей.
- Верно, - кивнул Царь, - Зато ты бы пользу Государству принёс. Что там дальше?
- Именины у вас были зимой. Вы велели пир устроить. Чтобы столы с яствами до самого моря стояли. Сто десять мешков золота на всё ушло.
- А вы что же? - удивился Царь, - И в самом деле столы до моря протянули? А зачем?
- Вы так велели, - ответил Казначей.
- Мало ли что я велел! Надо было думать о том, как золото для Государства сберечь, а не как его на всякие глупости растрачивать. Что я, один за вас думать должен?
- Виноваты, Ваше Величество, - буркнул Казначей, - Продолжать?
- Продолжай, - махнул рукой Царь.
- Героев вы нанимали, четыре раза. Каждому по семьдесят мешков золота.
Царь округлил глаза.
- А ты что же, негодяй, заплатил, что ли?
- Так вы велели, - принялся оправдываться Казначей, - Сказали прилюдно, что если не заплачу, то вы меня на кол посадите.
- Дубина! - Царь закатил глаза, - Я же пальцы за спиной крестиком держал!
- Но как я могу знать? За спиной же…
- А ну цыц! Растратчик! Казну мою разграбил, а меня тут виноватым делает! На кол посажу!
- Казна же Государственная, - робко возразил Казначей.
- Я знаю, - важно кивнул Царь, - Я так и сказал - разграбил Государственную казну.
Он поднялся с трона, сложил руки за спиной и пошёл по залу.
- И что мне вот с тобой делать? - вслух размышлял он, - Казнить, негодяя такого, за преступления против Государства?
Казначей побледнел.
- Или дать тебе шанс на исправление? - продолжал Царь, - Вот, скажем, наполнишь казну золотом - помилую и пряник дам. А нет - не обессудь.
- Как же я её наполню? - опечалился Казначей, - Столько золота во всём Государстве не сыскать.
- Ты Казначей, ты и думай, - Царь пожал плечами, - Или сразу на кол?
Казначей замотал головой.
- Будет сделано, Ваше Величество, - пробормотал он, - Не извольте сомневаться.