Разворот в будущее. Ипатьевский монастырь, Костром

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото автора: вид на Ипатьевский монастырь с места впадения р. Костромы в р.Волгу;   Троицкий собор Ипатьевского монастыря;   палаты царя Михаила Фёдоровича Романова в Ипатьевском монастыре;   часовой колокол, отлитый на средства от вклада дяди Б. Годунова, Д.И Годунова. Ипатьевский монастырь, Кострома.




Так уж случилось, что последним пунктом нашего пребывания на Золотом кольце России стала Кострома. Города, где произошёл разворот событий Смутного времени в будущее. Где 14 марта 1613 года был совершён обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Как только польско-литовским правителям стало известно о том, что Земским Собором Москвы зимой 1613 года Михаил Романов был признан царём Всея Руси, отряд поляков отправился в деревню Домнино, что в 70 верстах от Костромы. Вотчину дворян Шестовых.

К коим принадлежала мать Михаила Романова. И где вместе с нею скрывался Михаил Романов, двоюродный племянник сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Принадлежавший к московской ветви Рюриковичей.

Следует сказать, что многие Рюриковичи были сосланы в Сибирь во времена Смуты. Но к 1613 году оставшимся в живых было разрешено вернуться.

На подходе поляки встретили крестьянина этой деревни (по некоторым данным - старосту) Ивана Сусанина, который увёл их в другом направлении, в болота. Коими Костромская губерния изобилует. Староста был предан пыткам, затем изрублен на куски. Но местоположения деревни не раскрыл. А польский отряд так и не вышел из болот.

Сегодня на старой площади Костромы национальному герою Ивану Сусанину установлен памятник.

***

Из Углича наш путь пролегал в Ярославль по дороге областного значения. Федеральная трасса проходит через Ростов Великий.

Около ста км дороги до Ярославля пролетели незаметно. Радовало и качество трёхполосной дороги, по которой можно было катить "на все 100", и разметка с обгонными полосами, что позволяло маневрировать на трудных участках.

За полтора часа доехали до Ярославля. Время поджимало нас, поэтому на посещение Ярославского кремля, чисто обзорную экскурсию, отводилось около часа. Обогнув кремлёвскую стену вдоль Которосльной набережной, вышли к Революционной улице.

Удивляться не приходится: время революции 1917 года наложило свой отпечаток на всё. И кафе с названием "Рога и копыта", где мы отобедали рядом с группой десантников, отмечавших уже отшумевший праздник "День Десантных войск", видимо, тоже из "той оперы".

Пока ждали обед, обменялись впечатлениями о самом городе и Ярославском кремле, о событиях, которые происходили здесь за прошедшие столетия. И вот какой вывод напрашивался.

Это хорошо, что у нас у всех есть общее прошлое. У широколицего донского казака с чубом в тельняшке десантника, у простого ярославского парня, что громче всех вспоминал о своём боевом прошлом, связывая слова отборным матом, у молодого голубоглазого десантника, который без конца отходил от шумной компании, чтобы позвонить только что родившей жене.

Кто знает, как бы сложилась судьба России, окажись на месте избранного Земским Собором Михаила Романова английский монарх Яков 1 Стюарт, сын Марии Стюарт. Находящийся в родстве с дворянским родом Романовых.

А ведь такая кандидатура в Земском соборе обсуждалась! И бояре с дворянами были сторонники именно этой кандидатуры. Но приграничное казачество, находившееся на хлебном довольствии царя Всея Руси, понимало, что может лишиться этого довольствия. И тогда англичане будут продавать русский хлеб по всему миру. Что останется им?

Трудно сказать, что повлияло на окончательный вариант выбора Земского собора. Но решение было принято, и 11 июля 1613 года стало днём торжественного венчания 16-летнего Михаила Романова на царство.

Времена смуты уходили в прошлое, но сразу  после польской интервенции и войны со шведами поднять с колен Россию не удалось. На это потребовалось время.

Только спустя несколько лет был вызволен из польского плена отец нового царя Михаила Романова, Филарет, ставший впоследствии митрополитом Московским и Всея Руси. Опытный политик и верный служитель Бога и России, он взял в руки бразды правления Русским государством.

За время его управления был подписан мирный договор со Швецией, по которому в 1617 году России были возвращены Новгородские земли. В 1634 году - с Речью Посполитой.

Территории России простёрлись до Тихого океана, а на всей территории установлена  центральная власть, назначены воеводы и старосты на местах.

Я не историк, и не берусь приводить здесь все доводы "за" и "против".

Но тот обед в ярославском кафе с названием "Рога и копыта", под стать Революционной улице, заставил всё это вспомнить. И порадоваться, что эти русские земли и сегодня населены многонациональным народом. Который может себя называть русским.

***

Красив Ярославль на закате дня! Улицы запружены транспортом и зарежимлены. Что и говорить - почти миллионный город с развитой промышленностью.

Но вот удалось вырваться из тисков города, и мы мчимся по трассе Ярославль - Кострома.

Всю дорогу хотелось увидеть Волгу, вдоль которой мы ехали. Но трасса проходит немного южнее, и только указатели "влево" на дороге, так или иначе связанные с названием "Волга", давали понять, что здесь много баз отдыха и дачных товариществ.

К Костроме подъехали уже ближе к закату. К своему стыду, не знали, что  сам город  находится на левом берегу реки. Конечно, современный город уже разросся и по правому берегу. Но мы держали путь в старый центр, на левый берег. Назавтра планировали посетить Ипатьевский монастырь, обитель дома Романовых.

Ведь именно там, после попыток поляков уничтожить 16-летнего престолонаследника Михаила Романова в родовом имении в Домнино, скрывался он вместе с матерью.

Но, как говорится, мы полагаем, а кто-то располагает. Мост через Волгу был на ремонте, и в конце рабочего дня скопилась многокилометровая очередь. Поворачивать назад, к Москве, означало бы не увидеть то, к чему стремились, зачем ехали в такую даль. 340 км до Москвы по прямой.

Простояв в пробке почти два часа, мы не выдержали и рванули к цели по прилегающим улицам, в обход. На самом въезде на мост оказалось, что в поток машин вливаются ещё несколько потоков с параллельных улиц. Конец рабочего дня.

Вот и долгожданная цель, мост через Волгу! Здесь она широка, около двух км, потому уже считается Горьковским водохранилищем.

С моста увидели несколько указателей гостиниц, расположенных прямо на набережной. Именно этого и хотелось, побродить по Костромской набережной, ощутить себя в купеческом городе, где происходили события драмы Островского, переложенной в современной интерпретации на фильм "Жестокий романс".

"Золотой отель" принял нас доброжелательно. Что и говорить, постояльцев в конце лета не так много. После такого долгого ожидания встречи с Костромой и радушного приёма в ресторане отеля, уставшие, мы отправились спать. Из открытого окна в комнату вливался свежий волжский воздух.

Рано утром отправились на окраину города, в Ипатьевский монастырь. Памятуя о том, что мост на ремонте, а нам надо успеть до дома хотя бы к ночи.

Прямо по набережной Волги, через старый центр с пожарной каланчой и торговыми рядами, мимо памятника Ивану Сусанину, выехали к мосту, ведущему через реку Кострома.

С высокого моста открывается чудесный вид на белокаменный монастырь. Поразило только то, что находится он на самом краю полноводной реки. Муж отметил, что в те времена обители не строили так близко к воде, избегая подтопления.

И тут мы вспомнили, что уровень воды поднялся после строительства в 20-м веке на Волге гидроэлектростанций. Это предположение подтвердилось позже, при изучении книг, содержащих старые карты.

Раннее утро, колокола звонницы призывали прихожан на службу.

Пройдя через Северные ворота Ипатьевского монастыря, взгляд упирается в Троицкий собор. Тот самый, где состоялся обряд призвания на царство Михаила Романова.

До этого момента шли долгие переговоры между епископатом и матерью несовершеннолетнего Михаила. Отец Филарет находился ещё в польском плену.

Не хотела она своему сыну такой участи, взвалить ответственность на хрупкие плечи сына за судьбы России в такое неспокойное время. Но духовенству удалось уговорить её пойти на жертву. Именно здесь всё и свершилось.

Сегодня часть зданий монастыря относится к музею, а часть принадлежит мужской обители. Везде чисто, уютно, много растительности. Даже трудно представить, какие непростые времена он пережил! Не говоря о временах Смуты.

В начале 20-го века его вообще хотели закрыть. А церковную утварь и все ценные вещи перевезли в московские музеи. За всю историю монастыря колокола несколько раз переливались. И лишь в 21-м веке монастырь возродился снова, как обитель православия.

Так, принесённая в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол, икона Тихвинской Божьей Матери, и в 1619 году подаренная царем Михаилом  Ипатьевской обители, на протяжении веков пребывавшая в иконостасе Троицкого собора монастыря, в 1919 году была изъята у церкви. И лишь в 2004 году возвращена монастырю.

Хочу напомнить, чем знаменательна эта икона. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков. До 14 века она находилась в Константинополе, и примерно за 70 лет до разорения Константинополя турками, в 1384 году исчезла.

Согласно летописи, в этом же году появилась на Руси перед рыбаками на Ладожском озере. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы, и это было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере. Окончательно икона остановилась над рекой Тихвинкой, как бы указав место строительства храма. На этом месте и был выстроен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь.

В те годы это воспринималось как перенесение чудотворной иконы из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь. Оставив при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство.

Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства.

Ипатьевская икона списана с Тихвинской, предположительно митрополитом Московским Петром.

Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона ранее принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

Дальний потомок дома Романовых английский принц Кентский в 2006 году подарил монастырю средства на восстановление 500-пудового бронзового колокола, звон которого называют звоном "царя Михаила".

***

Всю дорогу домой ехали молча, в раздумьях.
Как мы, современные люди, мало знаем собственную историю. Как важно посещать такие места, где остро ощущаешь, какой ценой выстрадан каждый клочок земли русской. И как важно научиться это ценить и беречь!

 
  Продолжение о Костроме "Тепло ли тебе, девица? Или трагедия Снегурочки" -  http://www.proza.ru/2017/12/30/1037

Август 2017 г.