Чтение. Вред или польза?

Марина Калюк
Сегодня все чаще говорят об информационном шуме и информационной перегрузке, о том, насколько это вредно для человека. Логическим продолжением этого стали статьи о вреде чтения. Предлагаю разобраться с этим вопросом более детально.
Человеческий мозг на сегодня плохо изучен наукой. Уж о мышцах и костях медицина знает намного больше. Со структурой мозга более-менее разобрались, но вот с тем, как он работает, сплошные проблемы. Тем более что эту часть человеческого тела изучают многие, но каждый лишь со своего боку, в то время как истина лежит в точке соединения всех этих изысканий. В точке, где разом сходятся вопросы физиологии, химии, психологии, эзотерики и прочего. Ибо каждый из них по-своему освещает работу такого важного органа, как мозг.
Пожалуй, будет сложно найти человека, который будет придерживаться иного мнения, чем то, что вся поступающая к человеку в течение жизни информация (зрительная, тактильная, осязательная, эмоциональная и прочая, как от внешних источников (люди, лес, космос), так и от внутренних (органы, кости, кровь, клетки) обрабатывается в мозге и там же хранятся результаты этой обработки. К этому можно добавить, что психологи производят деление на сознание и подсознание, то есть на ту часть деятельности мозга, которую личность данного человека осознает, и ту, которую она не осознает и не контролирует, но которую мозг все-таки осуществляет и которая влияет на жизнь конкретного человека. Эзотерики к физическому телу добавляют еще от трех до семи и более тонких тел, устроенных вроде как по аналогии с физическим, то есть каждое тонкое тело по идее обладает своим мозгом.
Что из этого? Каждый смотрит, образно говоря, со своей колокольни, но это не значит, что они правы. Думаю, что вся парадоксальность ситуации состоит в том, что все они правы. Все разом, и все разом ошибаются. Ибо человек, на мой взгляд, — это точка пересечения многих плоскостей, многих миров, которая сама по себе при этом образует нечто целостное и самостоятельное, осознающее свою индивидуальность и прикрепленность к определенной точке материального мира. И по причине такого вот своего необычного образования человек живет и действует по результирующей всех сходящихся в нем миров. И мозг у него соответствующий. То есть он состоит не только из той материальной части, что изучает медицина, но и из мозгов тех тонких тел, о которых говорит эзотерика. Все это единый механизм, работающий по своим правилам и законам, которые науке еще лишь предстоит узнать.
Что же наука знает о работе мозга на сегодня? Например то, что ему, бедному, приходится одновременно получать информацию, обрабатывать, анализировать, принимать решения, одновременно руководя ежеминутной жизнью носящей его тушки. Сомневаюсь, что сегодня созданы такие компы, которые могут осуществлять столько задач одновременно.
В одной из научно-популярных передач о работе мозга был эпизод про девушку одного из ученых, изучающих деятельность мозга. Она любила вязать. Он заинтересовался тем, что происходит у нее в мозгу в этот момент. Оказалось, что когда она вяжет хорошо знакомым ей узором, в работе ее мозга нет ничего интересного с точки зрения науки. Но стоило ей начать разбираться с совершенно незнакомым узором, как началось… Приборы показали, что началось образование новых нейронных связей. Мозг начал меняться физически.
К чему я привела этот эпизод? Для того чтобы на его примере объяснить, что происходит в голове читателя во время чтения. Пример прост и достаточно нагляден для этого.
Для образования нейронных связей максимально приспособлен мозг младенца или человека, находящегося в ситуации «реши проблему или срочно сдохни». Причем второй вариант случается со взрослыми людьми крайне редко, то есть в условиях спокойной, размеренной жизни образование дополнительных нейронных связей минимально. Это внутренние процессы, а снаружи младенец большую часть суток спит, а не познает мир, щупая, кусая, созерцая и так далее.
Решив же задачу, от которой завесила жизнь, взрослый тоже валится от усталости и спит. Почему? Потому что проделанная работа требует от мозга большого напряжения, больших затрат ресурсов, которые он берет у всего организма. Больше ему их брать не откуда. Это как со счета разом списать огромную сумму при возможности пополнять его лишь небольшими суммами и через некоторые перерывы. Какое-то время счет будет почти пустым. Так и с организмом. Он опустошен, и ему надо время для восполнения. А как это сделать? Так же как и со счетом. Прекратить или свести к минимуму траты и ждать, когда «накапает» нужная сумма. Мозг поступает аналогично. Но чтобы свести свою деятельность к минимуму, ему приходится сводить к минимуму и деятельность всего организма. Проще всего отправить человеческую тушку спать. Поэтому младенцы и спят так много.
Пример с изучением нового узора показывает, что новое требует дополнительных трат на создание физического механизма для хранения и работы с ним. Если информация старая, то для работы с ней используется давно созданный механизм, и дополнительных трат нет. Вот если в результате, например, травмы этот механизм повреждается, а работать с этой информацией все равно надо, мозг опять тратит силы на создание либо новой связи, либо замены поврежденного участка.
При чтении происходит тоже самое. При чтении новой книги мозг меняется физически. И чем новее получаемая из книги информация, тем больше изменений. При чтении хорошо знакомой книги затраты минимальны. У взрослого человека ресурсов на большие изменения нет. Поэтому мозг побуждает его экономить. Как? Внешне это проявляется в том что, либо читает реже, либо читает «менее новые» книги, например в одном стиле, одного автора, одной серии, жанра, тематики.
Если же человек долгое время читает очень много, очень разных книг, то не только мозг, а весь его организм на одно лишь создание новых нейронный связей вынужден тратить, образно говоря, все, что есть. И в какой-то момент эти траты превышают какой-то уровень, в результате чего на остальную часть жизнедеятельности человека начинает этих самых ресурсов не хватать. В итоге срабатывают защитные механизмы. Усталость, плохая память, ухудшение зрения, слуха, раздражительность — все это способы ограничить поток получаемой информации, а значит, и способы сэкономить ресурсы на ее хранение и обработку.
Так называемое «туннельное зрение», когда человек видит лишь в некой узкой зоне, — это ограничение потока зрительной информации. Ухудшение слуха — ограничение канала звуковой информации. Ухудшение памяти — экономия сил на извлечении информации из хранилищ, что также исключает и работу с ней. Усталость — еще более полное ограничение на поступление новой информации. Усталый человек мало что делает, а если делает, то нечто однообразное, механическое, дающее больше возможностей мозгу разобраться с накопившимися завалами, чем в условиях обычной деятельности. Раздражительность — это уже «отпугивание» новой информации, можно сказать последнее предупреждение, предупредительный выстрел. Далее стрелять будут исключительно на поражение.
Когда чтение несет слишком много нового для данного человека в данный период его жизни, то оно запросто может стать для него опасным. И различные защитные механизмы начинают этому препятствовать. Если вовремя обратить на них внимание или вообще исключить ситуации для их включения, то чтение так и останется приятным и полезным занятием. Как говорили древние, все дело в дозировке.
Эйнштейн писал: «После определенного возраста чтение отвлекает человеческий разум от творческого поиска». Как это можно трактовать с позиции вышесказанного?
В начале жизни юному созданию жизненно необходимо узнать массу нового о новом для него мире, причем в кратчайшие сроки. Говорят, что девяносто процентов той информации, что человек использует в своей жизни, он усваивает в первые пять лет. И этот объем информации надо не только принять, обработать, но и научиться с ним постоянно работать, то есть по первому требованию извлекать и производить самые разные операции. И сделать это надо одновременно с кучей других задач (банальный рост и развитие физического тела, освоение различных навыков) и при этом еще накопить определенный запас самых разных ресурсов (тех же микроэлементов, жира, мышц и так далее) для дальнейшей жизни.
 Для этого природа и изобрела сон. Получив порцию нового, младенец засыпает и его мозг переключается с физической деятельности маленького тела на обработку информации (делать за раз что-то одно и проще, и требует меньшего напряжения). И одно чередуется с другим. Со временем поток чисто нового сокращается, и продолжительность сна уменьшается.
У взрослого человека нет таких идеальных условий для освоения нового, да и природа ему в этом отказала. Взрослый не столько усваивает новое, сколько работает со старым, бесконечно его комбинируя, сочетая и так далее. Вот это комбинирование и есть по сути творческий поиск. Прежде чем создать нечто новое, необходимо создать некую базу фактов, умений, знаний, которые станут надежным фундаментом для строительства здания чего-то оригинального, принципиально нового. Чтение помогает создать эту базу, но когда приходит время для творческого поиска, его лучше отложить. Человеческому мозгу слишком сложно одновременно делать кучу дел. Хотя бы потому, что для этого у него нет нужного объема необходимых ресурсов.
Сенека рекомендовал сконцентрировать внимание на тщательном и неоднократном прочтении ограниченного числа хороших книг, так как «изобилие книг отвлекает». Этот совет продиктован индивидуальными способностями мозга к анализу получаемой информации. У разных людей она разная. Один при первом прочтении книги может освоить не более десяти процентов содержащейся в ней информации, а другой — все сто. Первому, чтобы полностью осознать все, заключенное в книге, понадобится прочесть ее раз десять. И порой с большими интервалами до нескольких лет, а то и более. И каждый раз он будет брать новые десять процентов. Второй же при последующих чтениях будет лишь обновлять ранее полученную информацию, тратя на это минимум энергии, и не столько учиться, сколько отдыхать, отгораживаясь от окружающей действительности. Экономя силы на усвоении нового, человек получает возможность эти самые силы бросить на решение других задач, хотя бы на тот же творческий поиск.
Какой вывод можно сделать из всего этого? А то, что чтение — это мощный инструмент получения новой информации, и им надо уметь пользоваться правильно. Так, чтобы польза была максимальной, травмы отсутствовали, и делать это необходимо в индивидуально подобранном режиме, учитывающем особенности работы мозга и состояние организма в целом конкретного человека.
 Бессистемное чтение хорошо для поиска нужного направления. Когда пробуешь все, что тебе попадается и выбираешь из этого то, что максимально подходит для твоих конкретных целей. С другой стороны, бессистемное чтение может стать способом испортить жизнь, вызвав перегрузку и истощение всего организма вплоть до психических заболеваний и смерти.
Если человек выбрал нужное ему направление и хочет сосредоточиться на творческом поиске, то чтение лучше всего, как и советуют великие прошлых веков, ограничить перечитыванием узкого круга литературы или прекратить вовсе. Это позволит направить максимум сил на творчество, забрав их с создания новых нейронных связей при усвоении нового.
Также чтение может позволить человеку «спрятаться» от навалившихся на него проблем, хоть на несколько минут оказавшись в мире, где их нет и где ему очень хочется побывать. Можно это сравнить с некой психологической реабилитацией. Именно благодаря этому свойству солдаты в окопах зачитывались книжками о мирной жизни. В одной из телевизионных передач, рассказывая о судьбе произведений «мамы современного английского романа» Джейн Остин, отметили, что по-настоящему популярными они стали почти через век после смерти писательницы, в годы Первой мировой войны, когда чуть ли не у каждого английского солдата был с собой один из ее романов. Романы столетней давности о любви и со счастливым концом помогали мужчинам выдержать ужасы той войны.
Говорят, человек получает то, о чем больше всего думает и мечтает. Мечтать о чем-то глобальном самому бывает сложно, но легко прочитать. И сегодня, когда столько людей читают столько книг, вполне возможно, что от их выбора зависит не только то, какую книгу они прочитают, но и то, какой будет их жизнь и жизнь всего человечества в целом в ближайшие годы, а может, и века. Возможно, выбирая книги для чтения, стоит подумать и о способности литературы «притянуть» в жизнь читателя счастливый финал или ужасную катастрофу.