О ВЫСТАВКЕ «ДРУЗЬЯ ФОНДА»
Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска»
Культура – понятие многогранное. Но если рассматривать её как явление общественной жизни, то легко заметить, что в новые времена процесс сместился в сторону т.н. масскультуры. Никогда ранее не было столько фестивалей – музыкальных, поэтических, кинематографических, различных зрелищных конкурсов, других подобных проектов – им несть числа. Иногда кажется, что вся жизнь превратилась в праздник.
Да и пусть бы так, если народ желает. А народ, кажется, желает. На фестивали идут, едут из дальних и ближних пределов страны – многие, в том числе и творческий люд. Жаль только, что едут посмотреть на знаменитых и не очень артистов, писателей, общественных деятелей, политиков, которые тоже не чуждаются приобщения к народной культуре. Именно – посмотреть!
Но чем громче и масштабней гудит череда бесчисленных праздников, тем тревожнее становится на душе. Почему же так?
Думаю потому, что праздник – это реальный, вещественный образ праздности. Помните, у Шукшина в фильме «Калина красная» Егор Прокудин «шаркнул по душе»? Кажется, и мы занимаемся тем же.
Вот определение мещанина, данное Шукшиным: «Что есть мещанин? ..... Производитель культурного суррогата. Существо крайне напыщенное и самодовольное. Взрастает это существо в стороне от Труда, Человечности и Мысли. Кто придумал глиняную кошку с бантиком? Мещанин. Кто нарисовал лебедей на чёрном драпе и всучил мужику на базаре? Мещанин. Крестьянин не додумается до этого. Он купит лебедей, повесит на стенку и будет думать, что это красиво. Его обманули. Попробуйте теперь отнять у него этот ковёр с лебедями. Не отдаст. Он привык к нему. Надо ехать и объяснять, что это плохо. .... Надо бить его по рукам, этого «изготовителя», всеми возможными средствами. Изготовителя «ковров-книг», «ковров-фильмов», «ковров-концертов»... (В.М. Шукшин. «Вопросы самому себе»)
Вот это точное определение тому, что происходит сейчас в культуре – вывешивается «ковёр-фестиваль» с лебедями. То есть – культурный суррогат.
Прочтёт некто вот этот мой текст и скажет: «Ну, предположим, всё правильно. А что делать-то нужно, чтобы народ имел не «ковёр с лебедями», а что-то настоящее?» Отвечаю. Всё просто – нужны не фанфары, а постоянная ежедневная терпеливая работа, которая принесёт людям понимание, что жизнь – есть труд, направленный на улучшение твоего личного жизненного пространства. А культура – это плоды вот такого созидательного труда многих людей – то, что делает нас сообществом творцов-единомышленников, а не зрителями на праздничном представлении.
Поэтому сейчас – во времена опрощения культуры до уровня лубочных празднеств, особое значение имеют примеры обратного свойства. Одним из таких уникальных явлений, творящих настоящую жизнь, оберегающих и развивающих истинную народную культуру, историю, искусство, литературу, несомненно, выступает многолетняя деятельность Общественного благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» – масштабного содружества творческих людей. Содружества, в котором каждому находится ДЕЛО, ибо направлений работы Фонда столь много, что если изобразить их графически, получится лучистый образ, напоминающий солнце.
В его лучах – многочисленные издательские проекты: альманах «Тобольск и вся Сибирь», называемый в народе энциклопедией Сибири; книжная серия «Сибирский художественный музей»; уникальные литературные издания, связанные с историей и знаменитыми людьми Тобольска, Сибири и России; издания, посвящённые подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне; сборники научных и публицистических статей, подводящие итоги работы Фонда за каждый год – книги, изданные на века! Они появились на свет благодаря многолетнему (почти четверть века!) труду Аркадия Григорьевича Елфимова и огромного числа людей – друзей Фонда «Возрождение Тобольска»
Поразителен по своему идейному и реальному воплощению проект создания великолепного ландшафтного парка «Ермаково поле», работа над которым продолжалась более 20 лет! Парк «Ермаково поле» – это история Тобольска в изобразительном скульптурном исполнении, где ландшафтные композиции сибирских скульпторов-художников соседствуют с богатейшим растительным миром, вместившим в себя сотни и сотни уникальных растений, деревьев, кустарников, собранных со всей планеты и получивших новое место жительства в сибирском парке. Чтобы понять, сколько труда многих и многих людей – помощников Аркадия Григорьевича Елфимова, автора и создателя парка – вложено в проект, нужно обратиться к началу этой истории. Парк «Ермаково поле» возник на месте свалки, устроенной жителями в окрестностях бывшего санатория. Один этот факт говорит обо всём! Чтобы только приступить к началу осуществления идеи, необходимо было несколько лет расчищать и обустраивать территорию, то есть просто лечить землю, на которой должен родиться парк.
И, конечно же, творение рук и души человеческой поражают воображение масштабами и великолепием исполнения всех элементов, составляющих живой сад, уникальный парк – сказку, созданную творческой энергией, мыслью и великим трудом!
Но каждый из друзей-соратников Фонда оставил уникальный след не только в книгах, скульптурах, на тропинках «Ермакова поля», но и в виде живого воплощения самого себя – в липовом деревце-подростке, посаженном собственноручно на Аллее друзей Фонда.
Их много – молодых деревьев, которым подарили жизнь руки людей, готовых к ежедневному труду во имя человека и во имя жизни на Земле. Людей, порой незнакомых в реальности, но зато хорошо знающих друг друга по публикациям на страницах альманаха «Тобольск и вся Сибирь», в итоговых ежегодных сборниках Фонда. И совершенно великолепна идея Аркадия Григорьевича об устроении выставки, которая так и называется «Друзья Фонда». Открытие выставки состоялось в День города (430-летия Тобольска). Это собрание уникальных фотографий тех соратников, кто посетил Тобольск, побывал в парке «Ермаково поле» и посадил личное древо памяти – в липовой Алее друзей. Липа – золотое дерево. Она одна в сибирском ареале цветёт солнечными жёлтыми цветами. Ну, разве ещё ива и акация, которые относятся, скорее, к кустарникам, а не к деревьям. Более ста двадцати фотографий! Лица, излучающие свет! Писатели, художники, скульпторы, учёные – люди, которые и есть лицо России.
Несколько фотографий – уникальных (!), с Валентином Распутиным. Вот он смотрит прямо в кадр. Вот беседует со скульптором Минсалимом Темиргазеевым. А здесь – вдвоём с Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Вот – в кадре что-то обсуждает с батюшкой. А вот тут фото – на фоне Тобольского Кремля. Здесь – с критиком и писателем Валентином Курбатовым. Но улыбается великий классик только в кадре, где он запечатлён в окружении молодёжи. Улыбается Валентин Распутин, но глаза его по-прежнему печальны. Это свойство глубоких по натуре людей, умеющих видеть будущее. Что прозрел мудрец, писатель, глядя туда, куда мы ещё не добрались даже мыслью? Многие знания – многие печали!
Совершенно иную картину видим мы на фото с писателем и общественным деятелем Александром Прохановым. Пропагандист и участник политических шоу запечатлён во время выдачи автографа на собственной книге. Энергичен и деловит! Или ироничен в момент преподнесения букета от поклонников его таланта. И особенность момента прекрасно уловил фотограф-художник Аркадий Григорьевич Елфимов.
Культуролога и писателя Нину Ягодинцеву мы видим в самый ответственный момент – во время посадки именной юной липы на Аллее друзей. А потом ещё – на фоне далёких просторов на крутом берегу Иртыша.
Знаменитый путешественник, мыслитель и писатель Фёдор Конюхов в центре уникального кадра – на фоне иконы «Нерукотворный Спас». Два образа – живого мыслителя и Спасителя – стереоскопически совмещаются в один образ – богочеловека. Вот так в мгновенной фотографии вдруг проявилась Вечность. И стала видна главная идея, которая кроется в вере – единство Бога и Человека. Редчайшая фотография, показывающая мастерство автора этого кадра!
Ещё одно стереоскопическое фото – Фёдор Конюхов рядом с памятником Ермаку. И снова тот самый уникальный художественный приём – виртуальное слияние двух образов в один! Фёдор Конюхов и Ермак Тимофеевич – единый образ покорителя новых земель, новых пространств! Образ воина и путешественника в одном лице! А также и образ двух исторических эпох, совмещённых волей художника в одном кадре – в едином потоке живого времени.
Писатель и редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Перминов, улыбаясь, прислонился к стволу старой ветлы. Психологически очень точный кадр – полуулыбка, твёрдость во взгляде, вот это касание плечом лесного гиганта – всё это мастерски схвачено, высвечено и проявлено в расчёте на зрителя.
Много прекрасных, умных лиц, сияющих изнутри душевным и духовным светом. Я не встречалась с этими людьми в жизни, но и раньше – читая их публикации в изданиях Фонда, и сейчас, разглядывая фотографии, я ощущаю внутреннее родство с ними. И, конечно, вот эта фото-галерея – есть факт, способный дать веру в человека и его безграничные возможности – изменить сначала самого себя, а потом – и весь мир! Содружество духовно единых людей – великая сила! Их энергия созидания буквально ощутима – каждый кадр излучает свет, который питает душу. Удивительно, но это так!
Среди друзей Фонда хочется мне выделить ещё одного замечательного человека – геолога по образованию, писателя и исследователя по призванию – Александра Родионова, с которым познакомилась ещё в юности, в начале 1974 года. Тогда вышла в свет его первая книга стихов «Начало поля» – это термин, означающий начало полевого сезона в геологических изысканиях. Готовился к печати второй его поэтический сборник «Краснотал». Он и сам тогда был похож вот на этот красный кустарник, гуляющий вдоль побережий алтайских рек. Так и запомнился он мне в то давнее время – огненно-рыжий, вечно горящий какой-нибудь новой идеей, энергичный, подвижный, всегда готовый сорваться с места и отправиться в дальний путь! Настоящий поэт и геолог – путешественник, искатель интересных фактов и артефактов!
А вот здесь, на выставке, где запечатлены друзья Фонда, я вижу, наверное, его последние фото, где нет ещё роковой печати близкого и трагического будущего. Здесь Саша Родионов, уже седой, уже издавший главные свои романы «Аз грешный» и «Князь-раб» – здесь он весел и счастлив. Удивительные, солнечные фотографии! Особенно та, где он занят посадкой своей личной липы на Аллее друзей. И ещё та, где он о чём-то тайном беседует со светловолосой девчушкой-Ангелом – на лавочке возле сибирского плетня! И та, где он улыбается прямо в кадр!
На этих фотографиях остановилось время – самые прекрасные мгновения его жизни. Это видно, об этом говорят глаза – зеркало души! Мгновение остановилось! Совершилось то, о чём мечтал (помните?!) Фауст. Но жизнь ушла дальше – за пределы этого краткого мгновения, и поэтому Александра Родионова мы будем помнить именно таким, каким он остался в кругу единомышленников и друзей!
Закрывается галерея портретом её создателя – Аркадия Григорьевича Елфимова. Сидящий на стуле человек в окружении цветов, только что подаренных друзьями. Человек, завершивший какое-то большое дело! Да так оно и есть! Я бы назвала эту фотографию – «Истинный человек»!
Истинный человек – тот, кто видит Путь, видит огромность необходимого труда, но всё равно движется вперёд. Когда человек делает прыжок через «Эго» в свою истинную природу, меняется его взгляд на мир и самого себя. Дело не в том, что видится нечто другое и по-другому – видится то же самое, но пространственный акт видения меняется так, словно добавилось новое измерение. Истинный человек тот, кто разбирает клетку (тюрьму) старого человека – тот, кто не только вглядывается в новый рай, но и сам становится его творцом.
Сейчас много говорят о том, что совсем рядом то время, когда человечество превратится в цивилизацию «лишних людей». Уже сейчас большинство технологических операций почти в любой отрасли могут выполняться с помощью роботов или роботизированных систем, имеющих высочайшую производительность труда. Таким образом, технический прогресс, направленный, казалось бы, на благо человека, этого самого человека и отменяет.
Но если вдуматься, то высвобождение людей из сферы производительного труда это знак, указывающий на необходимость переориентирования их в гуманитарную область. Человек по замыслу природы обязан найти путь к полному раскрытию возможностей своего интеллекта и перейти на новую ступень – становления человека духовного. Таким образом, «лишние люди» должны стать необходимым капиталом культуры – не культуры зрелищ и праздника, а культуры гуманитарного труда, примером которого является деятельность Фонда «Возрождение Тобольска».
Я прочла некоторые записи о выставке «Друзья Фонда», размещённые в «Книге отзывов». Все, кто посетил выставку, единодушны в её оценке – всякий великий труд вершится сообществом обычных, но неравнодушных и идущих к одной цели людей! Я бы написала в «Книге отзывов» вот такие слова:
Город Бийск, в котором я живу, вошёл в историю издательской деятельности Фонда «Возрождение Тобольска» – двадцать четвёртый том альманаха «Тобольск и вся Сибирь» посвящён пути, который прошёл Бийск от своего начала – Петровской крепости, защищающей границы Российской империи от набегов джунгарских племён, до современного наукограда. Мой Бийск неотделим от Сибири и её сердца. В настоящее время сердце Сибири – это Фонд «Возрождение Тобольска» и содружество творческих людей – художников, писателей, скульпторов, журналистов, историков, то есть – команда Аркадия Григорьевича Елфимова! Люди, совершающие духовный подвиг именно сейчас – в настоящее время! Прислушайтесь – в каждой фотографии на выставке «Друзья Фонда» бьётся сердце Сибири – ритм многолетней, масштабной, ежедневной работы, совершаемой Фондом «Возрождение Тобольска».
Цветущая липовая аллея, начало лета, солнечный день – вот образ Тобольского содружества единомышленников.
Брожу в саду зелёном и поющем,
Готовом вспыхнуть липою цветущей,
Где ждёт друзей
Всё тот же добрый дом!
Июньский день, заботами ведом,
Идёт своим неспешным чередом
И за углом скрывается... Ау!
И столько света в этом дне погожем,
Что сказка оживает наяву –
Бежит июнь мальчишкою-прохожим
И за углом скрывается...
Ау!
Людмила Козлова
г. Бийск, Алтай