О выставке Друзья Фонда. Тобольск

Людмила Козлова Кузнецова
О ВЫСТАВКЕ  «ДРУЗЬЯ ФОНДА»
Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска»

Культура – понятие многогранное. Но если рассматривать  её  как  явление общественной жизни, то легко заметить, что в новые времена  процесс сместился в сторону  т.н. масскультуры. Никогда ранее не было столько  фестивалей – музыкальных, поэтических, кинематографических, различных зрелищных  конкурсов,   других подобных проектов – им несть числа. Иногда кажется, что вся жизнь превратилась в праздник.
Да и пусть бы так, если народ желает. А народ, кажется, желает. На фестивали идут, едут из дальних и ближних пределов страны  – многие, в том числе и творческий люд.  Жаль только, что  едут  посмотреть на знаменитых и не очень артистов, писателей, общественных деятелей,  политиков, которые тоже не чуждаются приобщения к народной культуре.  Именно – посмотреть!
Но чем громче и масштабней гудит череда бесчисленных праздников, тем тревожнее становится на душе. Почему же так?      
Думаю потому, что праздник – это реальный,  вещественный образ праздности. Помните,  у Шукшина  в фильме  «Калина красная»  Егор Прокудин «шаркнул по душе»?  Кажется,  и мы занимаемся тем же. 
Вот определение мещанина, данное Шукшиным: «Что есть мещанин? .....  Производитель культурного суррогата. Существо крайне напыщенное и самодовольное. Взрастает это существо в стороне от Труда, Человечности и Мысли. Кто придумал глиняную кошку с бантиком? Мещанин. Кто нарисовал лебедей на чёрном драпе и всучил мужику на базаре? Мещанин. Крестьянин не додумается до этого.   Он купит лебедей, повесит на стенку и будет думать, что это красиво. Его обманули. Попробуйте теперь отнять у него этот ковёр с лебедями. Не отдаст. Он привык к нему.  Надо ехать и объяснять, что это плохо.  .... Надо бить его по рукам, этого «изготовителя», всеми возможными средствами. Изготовителя «ковров-книг», «ковров-фильмов», «ковров-концертов»... (В.М. Шукшин. «Вопросы самому себе»)
Вот это точное определение тому, что происходит   сейчас в культуре  –  вывешивается «ковёр-фестиваль»  с лебедями.  То есть – культурный суррогат.
Прочтёт некто вот этот мой текст и скажет: «Ну, предположим, всё правильно. А что делать-то нужно, чтобы  народ имел не  «ковёр с лебедями», а  что-то настоящее?»  Отвечаю.  Всё просто – нужны не фанфары,  а постоянная ежедневная терпеливая работа, которая  принесёт людям понимание, что  жизнь – есть труд,  направленный на  улучшение  твоего личного жизненного  пространства.  А культура – это плоды вот такого созидательного  труда многих  людей – то, что делает  нас  сообществом  творцов-единомышленников, а не зрителями на праздничном представлении.
Поэтому сейчас – во времена опрощения  культуры до уровня лубочных  празднеств, особое значение имеют примеры обратного свойства. Одним из таких уникальных  явлений, творящих  настоящую жизнь,  оберегающих и развивающих  истинную народную культуру, историю, искусство, литературу, несомненно,  выступает  многолетняя деятельность Общественного благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» –  масштабного содружества творческих людей. Содружества,  в котором каждому  находится  ДЕЛО, ибо  направлений работы Фонда  столь много, что  если изобразить их графически, получится  лучистый образ, напоминающий солнце. 
В его лучах  –  многочисленные издательские  проекты: альманах «Тобольск и вся Сибирь»,  называемый в народе энциклопедией Сибири;  книжная серия «Сибирский художественный музей»;  уникальные литературные издания, связанные с историей и знаменитыми людьми Тобольска, Сибири и России;  издания, посвящённые подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне;  сборники научных и публицистических статей, подводящие итоги работы Фонда за каждый год  –  книги, изданные на века! Они появились на свет благодаря многолетнему (почти четверть века!) труду  Аркадия Григорьевича Елфимова и огромного числа людей – друзей Фонда «Возрождение Тобольска»
Поразителен по своему идейному и  реальному воплощению  проект создания  великолепного  ландшафтного парка «Ермаково поле», работа над которым продолжалась  более 20 лет!  Парк «Ермаково поле» – это  история Тобольска в изобразительном  скульптурном исполнении, где ландшафтные композиции  сибирских  скульпторов-художников  соседствуют с  богатейшим  растительным  миром, вместившим в себя  сотни и сотни  уникальных растений, деревьев, кустарников, собранных  со всей  планеты и получивших новое место жительства в  сибирском  парке. Чтобы понять, сколько труда многих и многих людей – помощников Аркадия Григорьевича  Елфимова, автора и создателя парка – вложено в  проект,  нужно  обратиться к началу  этой  истории. Парк «Ермаково поле» возник  на месте  свалки, устроенной   жителями в окрестностях бывшего санатория. Один этот факт говорит обо всём!  Чтобы только приступить к началу  осуществления  идеи,  необходимо было несколько лет  расчищать и обустраивать  территорию, то есть просто  лечить землю,  на которой должен  родиться  парк.
И, конечно же,  творение рук и души человеческой поражают  воображение  масштабами и  великолепием  исполнения всех элементов, составляющих   живой  сад,  уникальный парк  – сказку, созданную  творческой энергией, мыслью и  великим трудом! 
Но  каждый из друзей-соратников Фонда  оставил  уникальный след  не только в книгах, скульптурах,  на  тропинках «Ермакова поля», но и  в виде  живого воплощения самого себя  – в липовом  деревце-подростке, посаженном собственноручно  на Аллее  друзей Фонда.
Их много – молодых  деревьев, которым подарили жизнь  руки людей,  готовых  к ежедневному труду во имя  человека и во имя  жизни на Земле. Людей,  порой  незнакомых   в  реальности, но зато  хорошо знающих  друг друга по  публикациям  на страницах альманаха «Тобольск и вся Сибирь», в итоговых  ежегодных сборниках Фонда.  И  совершенно великолепна идея  Аркадия Григорьевича  об устроении выставки, которая так и называется  «Друзья Фонда». Открытие выставки состоялось в День города (430-летия Тобольска). Это собрание  уникальных фотографий  тех соратников, кто  посетил  Тобольск, побывал  в парке «Ермаково поле» и посадил личное  древо памяти –   в липовой Алее друзей. Липа – золотое дерево. Она одна в сибирском ареале цветёт солнечными жёлтыми цветами. Ну, разве ещё ива и акация, которые относятся, скорее, к кустарникам, а не к деревьям.  Более ста двадцати фотографий!  Лица, излучающие  свет!  Писатели, художники, скульпторы, учёные – люди, которые  и есть лицо России.
Несколько фотографий – уникальных (!), с Валентином Распутиным. Вот  он смотрит прямо в кадр. Вот  беседует со скульптором  Минсалимом  Темиргазеевым.  А здесь – вдвоём с Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Вот – в кадре что-то обсуждает с батюшкой.  А вот тут фото –  на фоне Тобольского Кремля.  Здесь – с критиком и писателем Валентином Курбатовым.  Но улыбается  великий классик только в кадре, где  он  запечатлён в окружении молодёжи.  Улыбается Валентин Распутин, но глаза его по-прежнему печальны. Это свойство глубоких по натуре  людей, умеющих видеть будущее. Что прозрел мудрец, писатель, глядя  туда, куда мы ещё  не добрались  даже мыслью?  Многие знания – многие печали!
Совершенно иную картину видим мы на фото с  писателем и общественным деятелем   Александром Прохановым.  Пропагандист и  участник  политических шоу  запечатлён  во время  выдачи автографа на собственной книге.  Энергичен и деловит!  Или ироничен в момент преподнесения букета от поклонников его таланта.  И особенность момента  прекрасно уловил  фотограф-художник Аркадий Григорьевич Елфимов.
Культуролога  и писателя Нину Ягодинцеву  мы видим в самый ответственный момент – во время посадки именной   юной  липы на Аллее друзей. А потом ещё – на фоне далёких просторов  на крутом берегу Иртыша.
Знаменитый путешественник, мыслитель  и писатель Фёдор Конюхов  в центре уникального кадра – на фоне  иконы «Нерукотворный Спас».  Два образа  – живого мыслителя  и  Спасителя – стереоскопически  совмещаются в один образ – богочеловека.  Вот так в мгновенной фотографии  вдруг проявилась Вечность. И стала видна главная идея, которая кроется в  вере  –  единство Бога и Человека. Редчайшая фотография, показывающая мастерство  автора этого кадра!
Ещё одно стереоскопическое фото – Фёдор Конюхов  рядом с памятником Ермаку.   И снова  тот самый уникальный художественный приём  –  виртуальное слияние двух образов в один!  Фёдор Конюхов и Ермак Тимофеевич  – единый образ покорителя  новых земель, новых пространств!  Образ воина и путешественника в одном лице!  А также и образ двух исторических эпох, совмещённых  волей  художника  в одном кадре – в едином потоке живого времени.
Писатель и редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь»  Юрий Перминов,  улыбаясь, прислонился к  стволу  старой  ветлы.  Психологически  очень  точный кадр – полуулыбка, твёрдость во взгляде, вот это  касание плечом  лесного гиганта – всё это  мастерски схвачено, высвечено  и проявлено в расчёте  на  зрителя.
Много прекрасных, умных лиц, сияющих изнутри  душевным и духовным  светом. Я  не встречалась с этими людьми в жизни, но  и  раньше – читая  их  публикации  в изданиях Фонда,    и сейчас, разглядывая фотографии,  я ощущаю  внутреннее родство с ними. И, конечно,  вот эта   фото-галерея  – есть факт,  способный дать веру в человека и его безграничные возможности – изменить сначала самого себя, а потом – и весь мир!  Содружество   духовно единых людей – великая сила!  Их энергия созидания  буквально ощутима  –  каждый кадр излучает  свет,  который питает  душу. Удивительно, но это так!
Среди   друзей Фонда  хочется мне  выделить  ещё одного  замечательного человека – геолога по образованию, писателя и исследователя по призванию  – Александра Родионова,  с которым   познакомилась  ещё  в юности, в начале  1974 года.  Тогда  вышла в свет его первая книга стихов «Начало поля» – это термин, означающий начало полевого сезона  в геологических изысканиях. Готовился к печати второй его поэтический  сборник «Краснотал». Он и сам  тогда был похож вот на этот красный кустарник, гуляющий вдоль  побережий  алтайских рек.   Так и запомнился он мне в то давнее время  –  огненно-рыжий,  вечно горящий какой-нибудь новой идеей, энергичный, подвижный, всегда готовый сорваться с места и отправиться в дальний путь! Настоящий поэт и  геолог – путешественник, искатель интересных фактов и артефактов! 
А вот здесь, на  выставке, где запечатлены друзья  Фонда,  я вижу, наверное,  его последние  фото, где  нет  ещё роковой печати  близкого и трагического будущего. Здесь Саша Родионов, уже седой,  уже издавший главные свои романы «Аз грешный» и «Князь-раб» – здесь он  весел и счастлив. Удивительные, солнечные фотографии! Особенно та, где он  занят  посадкой  своей личной липы  на Аллее друзей. И ещё та, где он  о чём-то тайном беседует со светловолосой   девчушкой-Ангелом – на лавочке  возле сибирского плетня!  И та, где он  улыбается  прямо в кадр! 
На этих  фотографиях  остановилось время – самые прекрасные мгновения  его жизни. Это видно, об этом  говорят глаза – зеркало души!  Мгновение остановилось!  Совершилось то, о чём мечтал (помните?!) Фауст. Но  жизнь  ушла дальше – за пределы  этого краткого мгновения, и поэтому  Александра Родионова  мы будем помнить именно таким, каким он остался  в кругу единомышленников и друзей!
Закрывается галерея  портретом  её создателя – Аркадия Григорьевича Елфимова.  Сидящий  на стуле человек в окружении  цветов,  только что подаренных  друзьями. Человек, завершивший какое-то большое дело!  Да так оно и есть! Я бы назвала эту фотографию  –  «Истинный человек»!
Истинный человек – тот, кто видит Путь, видит огромность необходимого труда, но всё равно движется  вперёд.  Когда человек делает прыжок через «Эго» в свою истинную природу, меняется его взгляд на мир и самого себя. Дело не в том, что видится нечто другое и по-другому – видится то же самое, но пространственный акт видения меняется так, словно добавилось новое измерение. Истинный человек тот, кто  разбирает клетку (тюрьму)  старого человека – тот, кто не только вглядывается в новый рай, но и сам становится его творцом.
Сейчас много говорят о том, что  совсем рядом то время, когда  человечество превратится в цивилизацию «лишних людей». Уже сейчас большинство технологических операций почти в любой отрасли могут выполняться с помощью роботов или роботизированных систем, имеющих высочайшую производительность труда. Таким образом, технический прогресс, направленный, казалось бы, на благо человека, этого самого человека и отменяет.
Но если вдуматься, то высвобождение людей из сферы производительного труда  это знак, указывающий на необходимость  переориентирования их в  гуманитарную область. Человек по замыслу природы обязан найти путь к  полному раскрытию возможностей своего интеллекта и  перейти на новую ступень  – становления  человека духовного. Таким образом, «лишние люди»  должны стать необходимым капиталом  культуры – не культуры зрелищ и праздника, а  культуры гуманитарного труда, примером  которого  является  деятельность Фонда «Возрождение Тобольска».
Я прочла  некоторые  записи  о выставке «Друзья Фонда», размещённые в «Книге отзывов». Все, кто посетил выставку, единодушны  в её оценке  –  всякий  великий труд вершится  сообществом  обычных, но неравнодушных и идущих к одной цели людей! Я бы написала в «Книге отзывов»  вот такие слова:
Город Бийск, в котором я живу,  вошёл  в историю издательской деятельности  Фонда «Возрождение Тобольска»  –  двадцать четвёртый том альманаха «Тобольск и вся Сибирь»  посвящён пути, который прошёл Бийск от своего начала – Петровской крепости, защищающей границы  Российской империи от набегов джунгарских  племён,    до  современного наукограда.   Мой  Бийск  неотделим от Сибири и её  сердца. В настоящее время сердце Сибири – это Фонд «Возрождение Тобольска»   и  содружество  творческих людей – художников, писателей, скульпторов,  журналистов, историков, то есть –  команда  Аркадия Григорьевича Елфимова!  Люди, совершающие  духовный подвиг  именно сейчас  –  в настоящее время!  Прислушайтесь –  в каждой фотографии на выставке «Друзья Фонда» бьётся сердце Сибири – ритм  многолетней, масштабной, ежедневной  работы, совершаемой  Фондом «Возрождение Тобольска».
Цветущая липовая аллея, начало лета, солнечный день – вот образ  Тобольского содружества  единомышленников.

Брожу в саду  зелёном и поющем,
Готовом вспыхнуть липою цветущей,
Где ждёт  друзей
Всё тот же  добрый дом!
Июньский  день, заботами  ведом,
Идёт  своим  неспешным  чередом
И за углом скрывается... Ау!
И столько света в  этом дне погожем,
Что  сказка оживает наяву –
Бежит июнь  мальчишкою-прохожим
И за углом скрывается... 
Ау!


Людмила Козлова
г. Бийск, Алтай