Вопреки

Белый Налив
       
                Нужно иметь что-то общее, чтобы
                понимать друг друга и чем-то отличаться,
                чтобы любить.
                О.Уайльд               
               

                Даже самолюбие не так заслуживает 
                осуждения, как недостаток самоуважения.
                У.Шекспир            


   Я хорошо помню ту пару из времён своей юности. Это была на редкость красивая пара. Оба светловолосые, довольно высокие, они чем-то даже походили друг на друга, так что, не зная их, можно было подумать, что они брат и сестра.
   Однажды я наткнулась на них в тёмном коридоре. Запрокинув её голову и поддерживая, он нежно целовал губы, шею, ложбинку между грудями в расстёгнутой кофточке. Столкнувшись с чужой страстью, я бежала оттуда, как ошпаренная. Мне казалось, что я, не имея на это никакого права, столкнулась с чем-то глубоко личным, с неким таинством, которое совершали эти двое в стенах факультета. Они учились курсом выше. Сокурсники звали её Нелли, а его – Сержем. Поскольку в той группе у меня были две подруги, я была вхожа в их среду и, естественно, была в курсе всего, что там происходило. Они были всего на год старше, но мне тогда казалось, что они намного старше и имеют право на то, на что мы, второкурсники, ещё не имели.
   В группе эту парочку называли «раздраями». Когда я впервые услышала это, я удивилась. Лексическое значение слова, как казалось мне, совершенно не раскрывало сути тех отношений, которые существовали между ними, одержимыми такой страстью друг к другу. Не знаю, как обстояло дело с любовью, но друзья пояснили мне, почему их так прозвали. Дело в том, что при внешней схожести между ними царило полное непонимание друг друга в разных сферах бытия. Оно выражалось и во взглядах на
вопросы морали, на политику, манеру преподавания отдельных доцентов и профессоров, и в беседах о спектаклях и фильмах, совместно прочитанных книгах. Иногда мне казалось, что они установили для дискуссий некое правило для себя – слово «вопреки» и, сами не понимая, для чего, изматывали себя для того, чтобы оставить его непогрешимым. Они были неспособны на компромиссы. Естественно, сокурсники обсуждали эту проблему:
   - Да у них нет ничего общего, поэтому они не понимают друг друга. К тому же Нелли очень самолюбива.
   - Как нет общего? Они же оба эрудиты, учатся в одной группе, слушают одних и тех же преподавателей… - пыталась возразить я.
   - Слушают-то одних и тех же, но воспринимают по-разному, - парировала третья студентка.
   - Нет, они никогда не поймут друг друга! У них нет духовного родства, а это самое главное. Им не стать единым целым, - изрёк как-то в курилке самый большой интеллектуал группы Саша Генис, к которому я испытывала подобострастное уважение. Я была уверена, что Александр многого достигнет в жизни. Моё предвидение оправдалось. Уже в конце 80-х мы услышали его имя, засверкавшее на литературном небосводе.
   Ну, да я отвлеклась, хотя фигура Саши того стоила.
   - Друзья, прекратите этот спор, они же любят друг друга, я уверен, что они уже вместе, - изрёк ещё один участник дискуссии, Виктор, - страсть налицо, неужели вы все слепы?
    Отнюдь - все это видели, только страсть и любовь – совершенно рпазные понятия. Для того чтобы любить – и это всем известно – надо чем-то различаться. Вот они и различаются: всегда всё делают вопреки друг другу. Но это не то, не то! Просто кто-то из них излишне самолюбив, а второй, скорее всего, Серж, не отличается самоуважением. Вот откуда это злополучное «вопреки». Они заслоняются им, как щитом, от себя самих.
   - Да что вы тут философию разводите – «не быть им вместе, не быть им вместе!» - они уже живут, - бросила на ходу Жанна, экзальтированная особа, обладавшая редким даже для нашего факультета интеллектом, «Наша Богема», как мы её называли, не лишённая, впрочем, литературного таланта и по сей день.
 - Ну, вот, нашлась ещё одна умница! Ты, умница, скажи: ну, кто, когда-нибудь построил свои отношения на одной лишь страсти, на одном лишь сексе? Это нонсенс. Рано или поздно это даст брешь, и отношения развалятся, как карточный домик, - произнёс кто-то в запале.
   Все затихли и разошлись.
   Но всегда, как это бывает в жизни, кто-то из сердобольных, донёс до ушей Нелли и Сержа суть состоявшегося в курилке диспута. И они, недолго думая, всем вопреки, поженились. Ужились как-то вместе со своим «вопреки», хотя «раздрайчиками», по слухам, так и остались. Всё же живут – всем вопреки – и даже сына родили. А недавно в одном из городских парков я встретила их с красной коляской. «Наверное, внучка, - подумала я и улыбнулась: всем вопреки!»
   Магия в нём какая-то что ли – в этом слове «вопреки»? Или всё-таки любовь, не понятая нами тогда, у них была, и она, как водится, одержала верх над всеми и вся?