Апология на Третью и Четвёртую книги Царств. Ч. 2

Николай Старовойтов
Апологетический комментарий
 Богатство Соломона
 В Ветхом Завете говорится о том, что Соломон, которому предстояло построить храм Божий, был очень богат. Его несметные сокровища объясняются тем, что он получал огромную дань. Так, одного только золота, поступавшего в его казну, было 666 талантов (20 000-30 000 кг, что приблизительно равняется двадцати миллионам долларов). И это без учёта того, что он получал с подвластных ему лиц, т.е. купцов, подчинённых ему царей (за пределами его государства) и наместников разных областей (3 Цар. 10: 14-15). Файфер подсчитал, что Соломон получал только золота более чем на 25 миллионов долларов[20]. Нас не должно удивлять столь большое количество золота. Тогда его было намного легче найти, чем в наше время.
 Вавилонский царь писал египетскому фараону Аменхотепу III (ок. 1375 г. до н.э.): «Брат, золото в твоей стране словно пыль». Гроб фараона Тутанхамона был целиком изготовлен из чистого золота. Кроме того, ассирийские цари говорят о том, что они полностью покрывали стены храмов золотом и серебром[21].
 Спустя пять лет после смерти Соломона египетский царь Сусаким пришёл в Иерусалим и взял всё золото Соломоново (3 Цар.14: 25-26; 2 Пар.12: 2). В 1939 году была обнаружена мумия Сусакима (Шешонка I) в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге. Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.
 Царство Сава (3 Цар.10: 1-10; 2 Пар.9: 1-9; Мф.12:42; Луки 11:31)
 Ещё в XIX веке н.э. южная Аравия, родина пряностей и благовоний (ср. 3 Цар.10:2,10; 2 Пар. 9: 1-9), которую древние римляне называли Счастливой Аравией (Arabia felix), была закрыта для европейцев. «Неверным псам», осмеливающимся вступить ногой в страну Магомета, угрожала смерть. И всё же нашлись смельчаки. Француз Ж.Галеви и австриец д-р Е.Глазер переоделись арабами и отправились в запретную страну. После множества приключений и трудностей они натолкнулись в пустыне на развалины огромного города, который, как потом выяснилось, назывался Мериб. Там, в частности, они обнаружили и привезли в Европу ряд таинственных надписей. Сенсационное открытие вызвало в научных кругах громадный интерес. Арабские купцы, почувствовав конъюктуру, начали бойкую торговлю мерибскими надписями. Таким образом, в руках учёных оказалось несколько тысяч каменных обломков, покрытых письменами, основанными на палестинской алфавитной системе. Среди отрывочных сведений о богах, племенах и городах были прочтены также названия четырёх южноаравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава.
 Упоминания о стране Сава также имеются в ассирийских документах VIII века до н.э. Там говорится, что Месопотамия вела с этой страной оживлённую торговлю, покупая там главным образом пряности и благовония. Савские цари носили титул «мукарриб», что значит «жрец - князь». Их резиденцией был город Мериб, развалины которого найдены на юге Аравийского полуострова (в сегодняшнем Йемене). Город был расположен в горах, на высоте двух тысяч метров над уровнем Красного моря.
 В результате тщательных исследований удалось установить, каковы были источники процветания царства Сава. Огромная, высотою в 20 метров, плотина поднимала уровень реки Адганаф, откуда вела разветвлённая сеть оросительных каналов. Благодаря орошению Сава была страной необыкновенного плодородия.
 Жители занимались главным образом выращиванием разного рода пряностей, которые экспортировались в ряд стран. Так продолжалось до 542 года н.э., когда вследствие постоянных набегов и войн рухнула плотина. Цветущий сад поглотили пески пустыни.
 По мнению археолога Нельсона Глюка, торговая активность Соломона распространилась так широко, что оказывала влияние и на экономику государства царицы Савской. Поэтому она посетила Соломона, главным образом, для того, чтобы решить с ним экономические вопросы. Глюк пишет: «Принимая во внимание то ужасно трудное путешествие в Иерусалим, которое совершила прекрасная владычица богатого края Южной Аравии, преодолев на верблюдах расстояние свыше 1200 миль (2224 км), чтобы встретиться с Соломоном, невозможно поверить, что она предприняла такое дальнее и суровое странствование только ради того, чтобы изумиться и восхититься величием иерусалимского царя»[22].
 В Аравии прирученные верблюды использовались ещё до XI в. до н.э.[23] Поэтому безсмысленно отрицать тот факт, что караваны верблюдов — «кораблей пустыни», как их удачно назвали — начали использоваться купцами на территории между северной и южной Сирией, включая Ханаан, и Южной Аравией ещё до середины X в. до н.э. По мнению Гаальяха Корнфельда и Давида Н. Фридмана, «главной целью знаменитого посещения царицей Савской двора Соломона являлось, по всей вероятности, заключение торгового соглашения, которое было связано с обменом экзотических пряностей Южной Аравии на сельскохозяйственную продукцию Израиля», а также с «обменом товаров, производимых такими третьими странами, как Финикия»[24]. Конечно, в Священном Писании не упоминаются те торговые дела, о которых говорил выше Глюк и о которых пишут Корнфельд и Фридман. Но возможность того, что при встрече Соломон и царица Савская говорили и об этом, не исключается, хоть и маловероятна [25].
 Во всяком случае, важно следующее: некоторые склонны оспаривать истинность рассказа о царице Савской в Священном Писании и считают его романтическим мифом. Они настаивают на том, что в ту эпоху в Саве не существовало ещё культурного народа, так как возникшая в то время культура принадлежала, скорее, минеям (другому аравийскому народу). Но (и это имеет для нас особое значение) археологические раскопки опровергли их мнение. Археология свидетельствует, что уже во времена Соломона в Южной Аравии (Йемен) существовало Савское царство. Находки, доказывающие наличие стабильной культуры, использования алфавита (произошедшего от древнего ханаанского алфавита), датируются X в. до н.э. Кроме того, в результате раскопок были обнаружены исторические анналы разных ассирийских царей (Тиглат-Паласара IV [или Фула], Синаххериба и др.), в которых сообщается, что савский народ, несмотря на то что местопребыванием его была Северо-Западная Аравия, имел торговые связи с Южной Аравией. Профессор Дж. Монтгомери, специалист по еврейскому и арамейскому языкам университета Пенсильвании, отмечает, что это сообщение надписей можно соотнести с деятельностью царицы Савской, доставившей ценные дары юга Соломону, так что в этом отношении рассказанное в Священном Писании «абсолютно верно»[26].
Профессор археологии Томпсон высказывается более определённо. Он пишет, что «имеются чёткие и точные свидетельства о существовании в то время торговых связей между Палестиной и Южной Аравией. Древнее Савское царство находилось на юго-западной оконечности Аравии. Недавно этот район посетила группа археологов. Им удалось получить очень убедительный материал. Но, к сожалению, арабы, проживающие в этих местах, сделали продолжение работы невозможным»[27]. Профессор Олбрайт, оценив материал, собранный четырьмя непродолжительными и драматичными экспедициями (XVIII в., XIX в., 1928 г. и особенно 1951 г.), написал, что этот материал «может перевернуть наши представления о духовной истории и хронологии Южной Аравии. Полученные к настоящему времени результаты свидетельствуют о политическом и культурном преобладании Савы в первые столетия 1-го тысячелетия до Р. X»[28].
 Таким образом, савский народ существовал во времена Соломона, обладал достойной упоминания культурой и имел торговые связи с Ханааном.
 Об имени Генувата
 Сын Адера идумеянина и сестры египетской царицы Тахпенесы Генуват (3 Цар.11: 20) упоминается, по данным историка Иммануила (Мануила) Великовского, в надписях фараона Тутмоса III.

 Глава 12. Разделение царства
 Единое царство Израиля и Иуды существовало 120 лет (1050 - 930 гг. до н.э.). Саул царствовал 40 лет (Деян.13: 21); Давид царствовал 40 лет (2 Цар.5: 4) и Соломон царствовал 40 лет (3 Цар. 11: 42). По смерти Соломона царство разделилось. Десять колен составили Северное царство, называемое «Израильским», Иуда и Вениамин составили Южное царство, называемое «Иудейским».
 Отложение десяти колен было осуществлено по слову Божию (3 Цар. 11: 11,31; 12: 15) как наказание за отступничество Соломона и как наглядный урок для Иудеи (3 Цар. 11).

 Религия Северного царства
 Для того чтобы продолжить разделение царства, Иеровоам, основатель Северного царства, ввёл в стране египетское идолопоклонство - поклонение тельцу, как государственную религию. Поклонение истинному Богу продолжалось только в колене Иуды, в доме Давида. Поклонение тельцу стало символом независимости Израиля от Иуды. Иеровоам укрепил поклонение тельцу в Северном царстве, которое продолжалось 30 лет и было искоренено лишь пророками Илией, Елисеем и Ииуем, после чего никогда больше не возобновлялось. В Иудейском царстве оно продолжалось с перерывами.
 Все 19 царей Северного царства поклонялись золотому тельцу. Некоторые из них служили и Ваалу. И ни один из этих царей не пробовал обратить народ к Богу.

 Религия Южного царства
 Хотя большинство царей Иудеи поклонялись идолам и ходили грешными путями Северного царства, всё же некоторые из них служили живому Богу и временами были великие пробуждения. В общем, несмотря на постоянные предупреждения, Иуда опускался всё ниже и ниже в греховное поклонение Ваалу и другим ханаанским божествам, без надежды на исправление.

 13: 2. Удивительное пророчество, в котором царь Иудейский Иосия был назван по имени за 3 века до его рождения (3 Цар.13: 1-2), исполнилось (4 Цар.23: 15-18).

Апологетический комментарий
 Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса
 Иеровоам был первым царем Израильского государства, т.е. десяти северных колен после их отступления от сына Соломона Ровоама (3 Цар. 12: 20). В результате раскопок, проведённых в Мегиддо немецкой экспедицией (1903-1905 гг.) под руководством Готлиба Шумахера, имя Иеровоама получило археологическое подтверждение. В пятом слое во дворце эпохи Израильского царства была обнаружена печать с надписью: «Принадлежит Шема, слуге Иеровоама». Неизвестно, был ли Шема слугой Иеровоама I (931-910 или 922-901 гг. до Р. X.) или Иеровоама II (782-753 гг. до Р. X.). Так или иначе, печать выявляет существование этого личного имени в период существовния израильской монархии[29].
 Вскоре после своего восшествия на престол Иеровоам I учредил культ золотого тельца и поставил его изображения в Вефиле (на южной окраине своего государства) и в Дане (на северной окраине). Священное Писание говорит, что таким образом он хотел помешать своим подданным покидать пределы своего государства и посещать столицу южного царства Иерусалим, полагая, что подобные посещения повлияют на народ и заставят его снова возвратиться к Ровоаму (царю южного царства), от которого он отступил (3 Цар. 12: 26-29). В этом случае на Иеровоама I оказало влияние поклонение тельцу, увиденному им в Египте во время своего бегства. Этот факт подтверждают немецкий египтолог Штейндорф, американский исследователь Ветхого Завета Г.Л. Робинсон и американский профессор археологии Джозеф П.Фри. Своим деянием Иеровоам I попрал вторую из десяти заповедей и отлучил народ от единственного Истинного Бога[30].
 Одним из событий, произошедших во время царствования Ровоама и подтверждённых археологией, было нападение на Иерусалим египетского фараона Сусакима (Шешонка I, основателя 22-й ливийской династии Египта) через пять лет после смерти Соломона. Ветхий Завет говорит, что во время этого нападения произошло разграбление Иерусалимского храма (3 Цар. 14: 25-28. 2 Пар. 12: 2-12). В Третьей книге Царств упоминается только нападение на Иерусалим, в то время как во Второй книге Паралипоменон мы имеем более подробное описание нашествия Сусакима. Здесь также говорится об укреплённых городах Иудеи (12: 4). Во всяком случае, это нападение нанесло евреям большой урон[31]. Сегодня из найденных в Египте текстов фараона Сусакима мы знаем, что нашествие египтян действительно причинило огромный вред Израилю. В полуразрушенном большом храме в египетском Карнаке (рядом с современным Луксором) находится величественный рельеф, на котором увековечен разбойничий набег Сусакима, о котором рассказывается в Священном Писании. Бог Аммон ведет 165 испуганных связанных веревками евреев к фараону Сусакиму, который хватает их за волосы и убивает дубинкой. На телах пленных написаны названия палестинских городов, подвергнувшихся нападению египтян. В списке значатся многие израильские города, как, например, Фаанах, Гаваон, Аиалон, Вефсан и другие[32].
 Таким образом, археологический материал проливает больше света на рассказанное в Священном Писании и показывает, что Сусаким напал не только на Иерусалим, но и на другие города[33].
 Не так давно в результате раскопок в Мегиддо была обнаружена разбитая каменная стела, на которой высечено имя Сусакима. Эта находка показывает, что, по всей вероятности, фараон в честь победы поставил здесь памятник с соответствующей надписью[34].
 Археология освещает и два других события, связанных с войной царя северного царства Ваасы против главы южного царства Асы. Об этом рассказывается в Третьей книге Царств (15: 16-22). Аса, увидев, что Вааса строит крепость на границе своего государства, обратился за помощью к царю Дамаска. Этот царь, сын Адера, сын Тавереммана (так это имя звучит в греческой транскрипции текста LXX, в слав. передаче — «сын Адеров, сын Таверема», в русском синодальном переводе, согласном с еврейским текстом, — Венадад, сын Тавримона) (3 Цар.15: 18), известен нам сегодня из надписи, найденной в Северной Сирии. Надпись представляет собой арамейский текст, в котором говорится о клятве, данной «сыном Адера, сыном Тавереммана, царем Арама»[35]. Второе событие касается крепости Гива (это название упоминается в еврейском тексте), одной из двух крепостей, построенных Асой (15, 22). Археология показывает, что крепость Гива действительно была сооружена в третий раз в эпоху Асы[36].
 Нашествие фараона Сусакима (3 Цар.14: 15-26; 2 Пар.12: 1-9)
 Алан Миллард пишет: «После смерти Соломона его царство разделилось на два более слабых, тут же подвергшихся нашествию могущественного царя Египта по имени Шешонк (Сусаким). Египтяне разграбили Иерусалим и прошли с огнём и мечом по всей территории Израиля и Иудеи. Два стиха в 3-й книге Царств (14: 15-26) и более пространный отрывок во 2-й книге Паралипоменон (12: 1-9) повествуют об этих событиях.
 В честь своей победы Шешонк построил новые храмовые здания. На высокой каменной стене внутреннего двора храма в Карнаке вырезано изображение фараона, побеждающего своих врагов. Рядом перечислены города, завоёванные египтянами. Часть названий уже невозможно прочесть, но остальные дают ценные сведения об исторической географии Палестины. Некоторые города, упоминаемые в Ветхом Завете (например, Адама, Пенуэл, Таанах) видимо, имели в те времена достаточно важное значение»[37].
 А.Лопухин пишет: «Поход Сусакима вновь приводит Библейскую историю в соприкосновение с египетской, и библейское сказание о нём вполне подтверждается свидетельствами египетских памятников. На стенах знаменитого египетского храма Карнакского (в Фивах) изображено всё это событие, и среди пленных, захваченных фараоном, ясно видны пленники с иудейскими чертами в физиономии и одежде, и в присоединённом к этим изображениям списке покорённых народов и царств значится и имя "Иуда Мелхи", т.е. царство Иудейское»[38].
 В книге Р.Сэмюэле «По тропам еврейской истории» изображён «настенный рельеф большого храма в Карнаке, на котором фараон Шешонк (Шишак) увековечил свою победу над царём Рехавамом»[39].
 Свои походы в Иудею Сусаким описал на южной стороне храма Амона в Карнаке, где он изображён дарящим 150 городов Палестины своему богу Амону. На барельефе каждый пленник олицетворяет собой один из городов, захваченных и разграбленных фараоном. Из списка городов мы узнаём любопытную деталь, которую Библия обходит молчанием: оказывается, Сусаким в военном пылу не пощадил даже своего протеже, царя Иеровоама, и разорил также территорию вновь образованного израильского царства.
 В раскопках Кириаф-Сефера обнаружен слой золы после сожжения этого города.
Найден и фрагмент памятника, который Сусаким поставил в Мегиддо.
 Мумия Сусакима была найдена в 1939 г. в Танисе, положенной в серебряном саркофаге, обложенном чистым золотом. Возможно, что это было золото, награбленное в Иерусалиме.
 В египетской истории Сусаким известен под именем Тутмос III. Именно он вторгся в Палестину, осадил её укреплённые города и принял капитуляцию царя Кадеша - Иерусалима. Сосуды и утварь, которые он вывез из храма и дворца и изобразил на стенах храма в Карнаке, сравнивались, поштучно, с описанием этих сосудов в храме Соломона.
 Ано, жена Иеровоама (3 Цар. 14: 2, имя называется в Септуагинте), была принцессой из дома Тутмоса III, и её канопский кувшин хранится в музее искусств Метрополитен.
 Ассирийцы и Священное Писание
 В то время, когда израильтяне, выйдя из Египта, достигли Ханаана и в течение всего периода Судей пытались обосноваться в земле обетованной, ассирийцы укрепляли внутреннее положение своей страны. Сперва они занимали плодородные земли в верховьях Тигра, в районе современного Мосула. К 1320 г. до н.э. они продвинулись на запад и заняли территорию между Тигром и Евфратом. К 1078 г. до н.э. они достигли областей, в которых обитали арамеи (сирийцы). С того времени они начали вторгаться в находящиеся к западу от них земли, грабить их и наживаться на этом.
 Ассирийский царь Ашшурнасирпал (883-859 гг. до н.э.) перенёс столицу государства из Ашшура в Кальху (Нимруд), который Священное Писание называет Калахом (Быт. 10: 11). В Калахе этот великий ассирийский царь создал большую армию, организовал конницу и боевые колесницы. Пророк Наум ярко описывает страх и ужас, которые вселяет дисциплинированное войско ассирийского царя (Наум 2: 3-4; 3: 2-3). Ашшурнасирпалу удалось организовать наступательные войска, осадные батальоны, подразделения войск специального назначения и инженерные части для наведения переправ, внедрить осадные орудия. Кроме того, он создал оборонительное и наступательное оружие. Ассирийские тексты его времени рассказывают о нападениях на Тир и Сидон и упоминают израильтян под именем «Бит-Умрия», т.е. «Дом Амврия» (Амврий был царем северного царства и отцом Ахава) (3 Цар. 16:  23-28).
Преемником Ашшурнасирпала был Салманассар III (859-824 гг. до н.э.). В Ветхом Завете он не упоминается, но ассирийские тексты рассказывают о его союзе с царём Израиля Ахавом в военных действиях. Салманассар оставил нам изображение израильского царя Ииуя на своём большом чёрном обелиске, который хранится сейчас в Британском музее. Это единственное дошедшее до нас изображение еврейского царя, упомянутого в Священном Писании[40]. В дни его жизни в Израиле проповедовал пророк Илия.
В период с 823 по 745 г. до н.э. ассирийцы не представляли большой опасности для западной Азии. Но ассирийскому царю Феглаффелласару (Тиглат-Паласару) III, или Фулу (как его обычно называет Священное Писание; 745-727 гг. до н.э.) удалось свергнуть сирийского царя и вторгнуться в Израильское царство, где он многих захватил в плен. Одновременно Иудейское государство утратило свою независимость. Обо всем этом подробно рассказывается в Священном Писании (4 Цар. 15: 19, 29, 30; 16: 7, 10). Тогда царём Израиля был Факей. Преемника Факея захватил в плен ассирийский царь Салманассар V (727-722 гг. до н.э.). В 722 г. до н.э. Израильское государство (Северное царство) погибло. Его столица Самария была взята ассирийским царем Саргоном (или Арна, как его называют семьдесят толковников (Ис. 20: 1) (см.: 4 Цар. 17). В конце концов в 612-609 гг. до н.э. под совместным натиском мидийцев и халдеев и Ассирия пришла в упадок. Но Южное царство, т.е. Иудейское государство, продолжало существовать ещё двадцать лет.
 В Ассирии поощрялись искусства. Благодаря этому до наших дней дошли удивительные рельефы из слоновой кости, металла, камня и т.д., на которых изображены военные действия, охота, бытовые сцены. Некоторые ассирийские цари были образованными людьми, заботящимися о копировании и сохранении в царских библиотеках исторических записей древности. Таким образом дошла до наших дней история о сотворении мира, о древнем потопе и т.д. Только с помощью рельефов, дошедших до нас от ассирийцев, «легко можно дополнить Священное Писание доступным иллюстрированным историческим комментарием, состоящим из многих страниц»[41].
 Ассирийцы также оставили нам прекрасную архитектуру — дворцы, городские стены, фортификационные сооружения. Их религия была политеистической. Захватив какой-либо город, они воздвигали жертвенник, украшенный религиозными символами. Иудейский царь Ахаз, увидев такой жертвенник в Дамаске, скопировал его, для того чтобы построить подобное сооружение в Иудее(4Цар. 16: 10-11).
 При всём этом ассирийцы были известны своей жестокостью, безчеловечностью, дикостью и зверством. После сражений большую часть населения покорённого ими города они уводили в плен, а остальных подвергали ужасным мучениям. Археолог Томпсон пишет: «Фактически не существовало ни одного известного людям примера варварства и зверства, в котором не были бы замечены ассирийцы»[42].
 Такими, в общих чертах, были ассирийцы — народ с высоким уровнем культуры и искусства, исповедующий некоторым образом облагороженное идолопоклонство, но не боящийся Бога, не знающий любви и не проявляющий справедливости по отношению к ближнему, народ жестокий, варварский, безчеловечный...

Северное царство «Израильское», 931-722 гг. до н.э.
 Первые 50 лет безпокоилось Иудой и Сирией.
 Затем 40 лет преуспевало под правлением дома Амврия.
 Затем 40 лет весьма низко пало под правлением Ииуя и Иоахаза.
 Затем 50 лет достигло наивысшего уровня при Иеровоаме II.
 Последние 30 лет переживало анархию, разрушение и пленение.
 
 Южное царство «Иудейское», 931-609 гг. до н.э.
 Первые 80 лет весьма преуспевало и укреплялось.
 Затем 70 лет переживало бедствия, начало поклонения Ваалу.
 Затем 50 лет под правлением Азарии достигло наивысшего уровня благополучия.
 Затем 15 лет под правлением Ахаза стало платить дань Ассирии.
 Затем 30 лет при правлении Езекии вернуло свою независимость.
 Последние 100 лет большую часть времени было вассалом Ассирии.

 Отношения между Израильским и Иудейским царствами
 Первые 80 лет постоянные войны между ними.
 Вторые 80 лет жили в мире между собой.
 Последние 50 лет вели войны с перерывами до падения Израиля.

 Династии
 В Северном царстве было 9 династий (семейных линий царей): 1.Иеровоам,Нават; 2.Вааса,Ила; 3.Замврий; 4.Амврий,Ахав,Охозия,Иорам; 5.Ииуй,Иоахаз,Иоас,Иеровоам II,Захария; 6.Селлум; 7.Менаим,Факия; 8.Факей; 9.Осия. Всего 19 царей. В среднем каждый царствовал 11 лет. Восемь из этих царей были смещены с престола убийством.
 В Южном царстве была только одна династия дома Давидова, кроме узурпаторши Гофолии из Северного царства, которая благодаря замужеству ворвалась и прервала наследственную линию Давида на 6 лет. Всего в Южном царстве было 20 царей, царствовавших в среднем по 16 лет.

 Апологетический комментарий
 Историчность Амврия, время основания Самарии
 Царю Амврию посвящено только шесть стихов Ветхого Завета (3 Цар. 16: 23-28). В этих шести стихах упоминаются два факта, связанные с его царствованием:
 1. Амврий купил участок земли у некоего Семира и построил на нем столицу Израиля, назвав её Самарией (16: 24).
 2. Амврий известен прежде всего как нечестивец, поступавший хуже всех своих предшественников. В богодухновенном тексте написано: И делал Амврий неугодное пред очами Господа (16: 15). Он дошёл до идолопоклонства и был более нечестив, чем все предшествовавшие ему цари (16: 25).
 Раскопки в Самарии[43] подтвердили, что город действительно был основан Амврием. Раскопки проводились на самарийском холме экспедицией Гарвардского университета (1908-1910 гг.) под руководством Райснера[44]. Сведения, сообщаемые Священным Писанием о строительстве Амврием Самарии и перенесении туда столицы Израильского государства, оказались очень точными. Археолог Барроуз пишет: «Самария была построена в то время, когда, по сказанному в Священном Писании, Амврий учредил её как столицу северного царства. Мы располагаем безчисленным количеством свидетельств, которые могли бы подтвердить этот факт»[45]. Экспедиция Гарвардского университета открыла в руинах Самарии фундамент дворца Амврия, но ничего старше этого периода, что говорит о том, что Амврий был основателем этого города (3 Цар.16: 24). Излишне говорить, что выбор места для строительства города характеризует Амврия как человека, обладающего необычайным военным чутьём и политической интуицией. Ведь ассирийцы, представляющие собой смертельную опасность для Израиля уже надвигались с севера. А Самария находилась в укреплённом от природы месте и в то же время господствовала над всем районом. Она была построена «на уединённом холме высотой 100 метров с обрывистыми склонами на юге и юго-западе, который стоял на плодородной долине окаймлённой полукружием высоких гор»[46].
 Мы располагаем многочисленными археологическими подтверждениями нечестия Амврия и развития идолопоклонства в Северном царстве. Основу идолопоклонства заложил Иеровоам I, установив культ золотого тельца. Затем во времена Амврия, Ахава и Иезавели идолопоклонство развивалось с поразительной быстротой. В период правления Ииуя и Иеровоама II оно пережило некоторый спад и привело к серии убийств во дворце[47]. Своими деяниями Амврий прославился как среди ассирийцев, так и среди моавитян. Его имя вошло в их хроники. После своей смерти Амврий стал легендарным персонажем, и Израиль назывался в ассирийских текстах «Бит-Умрией», т.е. «Домом Амврия».
 Сведения об Амврии мы находим также в другом, высеченном на камне, тексте. Этот документ, переживший многочисленные перипетии, сейчас находится в Париже. Речь идет о стеле моавитянского царя Меши, упомянутого в Священном Писании (4 Цар. 3: 4). Эта стела из базальта была найдена в 1868 году в Дибане (библейском Дивоне) (Иордания) эльзасским миссионером Ф.А. Клейном. Памятник датируется «около 840 г. до н.э.»[48]. Высеченная на нём надпись на моавитянском языке рассказывает об упомянутом в Ветхом Завете походе Иудеи и Израиля на Моав (4 Цар. 3). К сожалению, арабские племена, кочующие по этому району, разбили стелу на куски и разделили их между собой в надежде на получение большей прибыли при продаже стелы по частям. Но точный план местности, в которой Клейн обнаружил памятник, и слепок, сделанный со стелы французским исследователем Клермоном Ганно, позволили реконструировать её и собрать по кускам, к тому времени найденным и выкупленным. В конце концов эта замечательная стела нашла своё последнее прибежище в музее Лувра[49].
 Надпись на стеле сообщает о победе моавитянского царя Меши и представляет собой ценный археологический материал, так как полностью освещает события, описанные в третьей главе Четвёртой книги Царств, и рассказывает нам о том, что Амврий захватил Моав и угнетал его в течение многих лет. Победоносное восстание Меши произошло в период царствования Ахава, сына Амврия. Священное Писание очень кратко говорит о неблагоприятном для Израиля исходе битвы с моавитянами (4 Цар. 3: 27), в то время как Меша детально и с воодушевлением описывает ход этого сражения. Кроме того, в надписи на стеле Меши упоминаются многие имена из Священного Писания, а Бог израильтян называется Яхве[50].
 В надписи Адад - нерари (808-783 гг. до н.э.) упоминается «Амврий».
 На чёрном обелиске Салманассара III (860-825 гг. до н.э.) говорится о дани Ииуя, «наследника Амврия».
 Таким образом, археология не только подтверждает, но и проливает яркий свет на важные исторические события, описанные в богодухновенном тексте Ветхого Завета.

 Источники и примечания автора:
 [20] Pheiffer R.H. Introduction to the Old Testament. N.Y.: Harper, 1941, p.384.
 [21] Short A.R. Archaeology Gives Evidence. IVF,L., 1966, p.35.
 [22] Glueck N. The Other Side of Iordan. N.Haven: American Schools of Oriental Research, 1940, p.85. Цит по: Vos H.F. An Introduction to Bible Archaeology. Moody Press, 1959, p.82.
 [23] Археологи добыли материал, подтверждающий, что эти животные были известны в Египте и до Авраама (Free J.P. Abraham's Gamel's//Journal of Near Eastern Studies. University of Chicago. July, 1944, p.187-193.). По сообщению Фри, среди археологических находок, касающихся содержания и использования верблюдов в Египте, имеются статуэтки и произведения глиптики, изображающие этих животных, пластины с их изображениями, скальные рельефы и (фрески, кости верблюдов, верблюжий череп и веревка из верблюжьей шерсти. Эти предметы, которых насчитывается около двадцати, относят ко времени начиная примерно с 3000 г. по VII в. до н.э. ( Free J.P. Archaeology...p.55-56). Кроме того, археолог Олбрайт получил результаты, говорящие о единичных случаях использования верблюдов в качестве домашних животных. Они датируются временем до 1100 г. до н.э. ( Free J.P. Op.cit., p. 170-171.) Ещё одно археологическое исследование показало, что с 1300 г. до Р. X. это животное стало использоваться более широко. Свидетельства, подобные тем, о которых мы говорили в предыдущем абзаце, были обнаружены не только в Египте, но и в Месопотамии и относятся к 2000 г. до н.э.(Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd., 1973, p. 23 and 88.) К.А.Китчен, профессор археологии Ливерпульского университета, пишет: «Существуют литературные и археологические свидетельства того, что верблюды были известны и их разводили в начале второго тысячелетия до Р.Х. и даже раньше (...). Большие лексикографические каталоги Месопотамии, появившиеся еще в старовавилонскую эпоху, указывают на то, что верблюды были известны примерно в 2000-1700 гг. до Р. X. и о них говорится как о домашних животных. Ещё один шумерский текст из Ниппура, столь же древнего периода, вполне определённо свидетельствует о том, что верблюд уже тогда был домашним животным, поскольку в этом тексте содержится намёк на верблюжье молоко. Кости этого животного были обнаружены среди развалин домов города Мари, которые относят к досаргоновскому периоду (XXV-XXIV вв. до Р. X.), а также в некоторых поселениях Палестины, датирующихся 2000-1200 гг. до Р.Х. В древнем городе Библе было найдено незавершенное резное изображение верблюда, относящееся к XIX-XVIII вв. до Р. X. Эти и многие другие материалы невозможно оспаривать» (Kitchen K.A. Ancient Orient and Old Testament. The Tyndale Press, L.,1966, p.79-80.). Наряду с подобными свидетельствами можно привести упоминания о сене для верблюдов в тексте XVIII в. до н.э.., обнаруженном в Алалахе, — городе, стоявшем на реке Оронте. В финикийском Угарите были найдены доказательства того, что эти животные уже использовались для различных нужд в эпоху патриархов (Short A.Rendle. Archaeology Gives Evidence.IVF,L.,1966, p.15.).
 [24] Cornfeld G., Freedman D.N. Archaeology of the Bible: Book by Book. Harper and Row Publishers, San Francisco, 1976, p.112.
 [25] Из древних письменных небиблейских источников мы не знаем примеров личных переговоров царей о каких бы то ни было вопросах, тем более торговых (цари обычно обменивались посольствами). Международные торговые отношения в древности не были, как правило, предметом высокой политики — они еще только развивались. Что же касается сомнения, которое высказывает Глюк по поводу цели посещения царицей Савской Соломона, то, во-первых, огромный по протяженности путь совершали, например, греческие философы и мудрецы, чтобы познакомиться с мудростью варваров (Диоген Лаэртский в своей книге о них приводит множество примеров), причём о некоторых философах известно, что они ради знакомства с Индией и бесед с тамошними брахманами отправлялись и туда. А ведь от Греции до Индии — многие тысячи километров. Если это делали языческие мудрецы ради получения своих суетных знаний, то почему бы не могли этого сделать ищущие истинного Бога? Во-вторых, путь из Аравии в Палестину («дорога благовоний») был известен с глубокой древности, и если его совершали купцы, то могла совершить и их царица.
[26] Montgomery J.A. Arabia and the Bible. Philadelphia: University of Pensylvania Press, 1934, p.180.
 [27] Phillips W. Qataban and Sheba. London, 1955. Цит. по: Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd., 1973, p.107. Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (греч.), афинское изд. 1968 г.,стр.284-290.
 [28] Keller W. Op.cit.,p.290.
 [29] Free J.P. Archaeology and the Age of Solomon: The Greatness of Solomon's Empire//Sunday School Times. Philadelphia, Pa., Jan.15, 1944 ,p.180.
 [30] Free J.P. Op.cit.,p.180-181. Thompson J.A. Op.cit.,p.118-119.
 [31] См.: Mazar B. The Campaign of Pharaoh Shishak to Palestine//Vetus Testamentum, Supp.Vol.IV, 1957, p.57-66.
 [32] Barton G.A. Archaeology and the Bible. Philadelphia: American Sunday-School Union, 7th ed., 1937, p.456.
 [33] Free J.P. Op.cit.,p.181.
 [34] Thompson J.A. Op.cit.,p.118.
 [35] См.: Albright W.F. A Votive Stela Erected by Ben Hadd I of Damascus//Bulletin of the American Schools of Oriental Research. Oct.,1942, p.23 ff.
 [36] См. Thompson J.A. Op.cit.,p.120.
 [37] «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество,1996, стр.50
 [38] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М.:«Книга Принтшоп»,1990, стр.281.
 [39] Указ.кн., Israel; «Библиотека-Алия»,1991, стр.50.
 [40] Pritchard J.B. The Ancient Near East. Vol.I,p.189-190.
 [41] Keller W. Op.cit.,p.343.
 [42] Thompson J.A. Op.cit.,p.117
 [43] См. краткий очерк по истории Самарии в книге: Parrot A. Samaria. L.,1958.
 [44] Barton G.A. Op.cit.,p.120.
 [45] Burrows M. What Mean These Stones? N.Haven: American Schools of Oriental Research,1941,p.281.
 [46] Keller W. Op.cit.,p.311.
 [47] Подробнее см.: Blaikie W.G. A Manual of Bible History/Rev. by Matthews C.D.L.: Nelson,1940; переизд.: N.Y.: Ronald Press Co.,1942,p.207,211,227,229.
 [48] «Библейская энциклопедия» То же изд.1996 г.,стр.53.
 [49] Keller W. Op.cit.,p.318-320.
 [50] См. этот текст в: Thompson J.A. Op.cit.,p.122-123.