ЦВЕТ КОЖИ

Рустем Вахитов
Клуг – марсианский стажер-исследователь, специализирующийся по земной истории, робко постучав в дверь, заглянул в мой кабинет. «Профессор Робинсон» - спросил он - «Вы не можете дать мне разъяснение по одному вопросу?». «Конечно, заходите» - сказал я, отодвинув контрольные студентов. Руководство университета рекомендует быть вежливыми и доброжелательными с инопланетными студентами и аспирантами. К тому же старина Клуг просто мне нравился. После последнего заседания кафедры мы  всей компанией отправились в боулинг и он нас просто покорил своей меткостью. Правда, потом выяснилось, что у него есть дополнительная пара глаз на запястьях, что, согласитесь, дает больше шансов при бросании шара на дорожку.   Но мы ведь тогда это не знали. Он проболтался только после третьей бутылки виски, когда мы уже стали лучшими друзьями…
«Разве Вы забыли, коллега Клуг? Мы договорились, что Вы меня будете звать просто Рэй». «Замечательно, Рэй!» Он прошел, сел на стул и положил передо мной антропологический альбом. Я вот тут прочитал, что у Вас на Земле до начала 22 века была распространена идеология расизма». «Да, Клуг, это черное пятно нашей истории. Одни люди дискриминировали других, только из-за цвета кожи… Но Вы не должны сомневаться, мы живем в просвещенном 23 веке и никаких остатков расизма…». «Да я не сомневаюсь. Я пришел спросить о цвете кожи… Я рассматривал фотографии в альбоме. Посмотрел видеофильм о человеческих расах. Никак не возьму в толк про цвет кожи ….». Он раскрыл альбом на странице, где были цветные фотографии с представителями человеческих рас. «Что же тут непонятного? – удивился я – вот смотрите, на этом фото изображен негроид. Его кожа черная. Как у нашего декана. На этом европеоид, он белокожий. Как я. А это монголоид. Желтая раса». «Желтая? – переспросил марсианин и легко постукал себя по уху, в котором у него торчал микрофон универсального переводчика. «Мой переводчик не знает такого слова». «Желтый, синий, зеленый, фиолетовый. Это цвета солнечного спектра» - пояснил я. «Так много?» - спросил Клуг. «Стоп! заинтересовался я. «Сколько слов для обозначения цветов в марсианском языке?».   «Три – ошеломлено произнес марсианин. А что, у Вас больше?». «Да. Семь, не считая оттенков». «Откуда Вы столько взяли? Есть три цвета». Он прислушался к переводчику. «Да, по-Вашему, это черный, белый и красный. Ну и оттенки серого…». «Погодите» - осенило меня. Давайте проведем эксперимент. Какого цвета море?». Наш кампус был на берегу моря. Стоял жаркий июльский полдень. Бирюзово-синее море катило волны на пляж. Небо было насыщенно-синим как на фотках рекламы курортов. «Море? Красное, конечно». «А небо?»    «Небо? Черное. Оно всегда черное. Сейчас не такое черное как ночью, но все равно черное». «А кожа людей на этих фото?» «У этих двух» - он показал на европеодида и монголоида - светло-серая, а у этого – он ткнул в негроида – темно-серая. Но она у всех землян серая. Я вообще не понимаю, как Вы различаете эти расовые группы, иногда переходы практически незаметны.  Поэтому я и пришел»
«Хорошо, а Вы, марсиане? Каких Вы цветов?». "Серые..." - ответил марсианин.  Цвет кожи марсиан был предметом шуток у космоантропологов. Более пестрых расцветок не встретишь нигде. Одни - фиолетовые, другие - синие, третьи - голубые… И главное – никаких признаков расизма в обществе гуманоидов со столь разной расцветкой кожи. Это удивляло всех исследователей. В том числе и меня. До сегодняшнего дня.   
«Это колоссально, Клуг! Возможно у вас, марсиан, совсем другое цветовосприятие! Вы не можете подойти завтра  на физический факультет, в лабораторию оптики? У меня там работает друг, профессор Залески…»
Я проводил Клуга до его общежития и на обратном пути столкнулся с Каем Тойчером, моим знакомым античником. Меня так распирало, что я тут же, сев с ним на скамейку, все ему выложил. Он раскурил свою трубку, хитро посмотрел на меня и заявил: «Можете не водить Клуга к Залески. Дохлый номер. Цветовосприятие у него такое же, как у нас». «Откуда такая уверенность, док?» - съязвил я. «Потому что я всю жизнь изучаю Гомера. Вы знаете каким эпитетом Гомер характеризует море?» Я, конечно, не знал «Виноцветное. А знаете какого цвета было вино у древних греков?». «Тоже красное?» - ахнул я. «Точно!» «Был – продолжил Кай - такой специалист по Гомеру. Два столетия назад. Сэр Глэдсон. Он первым обратил внимание, что у Гомера что-то не то с цветами. Море у него цвета вина. Небо – цвета меди. А мед, представляете – зеленый!» «Зеленый?» - не поверил я. «Именно. В оригинале стоит слово «хлорос». Надеюсь, Вы слышали о хлорофилле?   Так вот, Глэдсон также сначала предположил, что у древних было другое цветовосприятие. Чуть позже ученые решили, что, возможно, у представителей примитивных народов, как и у древних греков, все может обстоять схожим образом».  «И что?» - нетерпеливо поинтересовался я. «Вы знаете, полевые исследования показали, что «дикари» тоже утверждают, что дневное небо черного цвета. Прямо как Ваш марсианин». Кай рассмеялся. «Но специалисты по физиологической оптике доказали, что цвета они различают отменно. Если им дать синий клубок и попросить выбрать такой же из кучи цветных клубков, они выберут правильно. Но скажут, что это просто оттенок черного цвета». «Но почему?». «Скорее всего, потому что цветовосприятие формируется культурой. Цвета в оптическом диапазоне медленно перетекают друг в друга. По идее диапазон можно разделить и на 7, и на 17, и на 77 цветов.   Все зависит от опыта оперирования с цветами. Глэдсон считал, что большую роль играет развитие промышленности, наличие химических красителей.  Химики создали такое огромное количество переходных цветов, что мы стали их различать... Похоже, он был прав.  Вот представьте, что мы создали бы машины для генерации запахов. Сейчас в нашем языке всего два эпитета- приятный запах и вонь. Почти как у Вашего марсианина – черный и белый цвета. Все остальное – сравнения с вещами, например, запах розы. Это все равно, что «цвет неба», вместо слова «голубое». А машина сгенерирует такое количество запахов, что мы начнем различать тончайшие переходы, давать им названия…»
Кстати, насчет запахов Кай как в воду глядел. Оказывается, в марсианском языке более 200 слов для обозначения запахов. И расизм у них тоже есть. Только расовые группы они выделяют не по цвету кожи, а по запаху. Между прочим, их крайняя почтительность по отношению к землянам тоже отсюда. Мы пахнем как какие-то их там древние аристократы…