Жатва 34

Борис Гуанов
На фото:      
 - Павлиний хвост из моих авторских свидетельств на изобретения.


                7.2.2. ДИССЕРТАЦИЯ С ПРОЛОНГАЦИЕЙ.

      В «Граните» была приличная научно-техническая библиотека, куда поступали основные научные журналы, а также карточки ВИНИТИ с основными данными о любых научных публикациях. Я брал кипы таких карточек на разборку по темам для библиотечной картотеки, ну, а особо интересные по своей тематике оставлял себе. Так у меня образовалась своя специализированная картотека по твердотельным лазерам, работающим в периодическом режиме, а также по вопросам лазерной локации и обеспечения помехозащищённости. Если каких-то конкретных публикаций в нашей библиотеке не было, я ездил в Публичную библиотеку или Библиотеку Академии наук.

      Волей-неволей пришлось поднатореть в переводах с английского. Я даже подрабатывал техническими переводами в Бюро переводов, но по лазерам заказов было мало, а в других областях я чувствовал себя неуверенно: ведь в технических переводах нужно прежде всего понимать суть, а не тонкости грамматики. Тем более что мыслят англоязычные авторы как-то совсем не по-нашему. Мне всегда казалось, что они льют излишне много воды, а логика их рассуждений – ну, просто непостижимая. Читать технические тексты по своей специальности я мог свободно, но вот разговорный английский я так как следует и не освоил.

      Где-то в 1975 году мы с Дрёминым поступили в заочную аспирантуру при «Граните», сдали вступительные экзамены и через год – кандидатский минимум по английскому и по специальности «Автоматическое управление и регулирование». Пришлось освоить и эту науку, хотя в работе она была мне совершенно не нужна. Однако основные принципы автоматики улеглись в моем мозгу и, наверное, добавили несколько извилин.

      В 1977 году был завершён грандиозный труд: в издательстве «Судостроение» мы издали справочник «Лазеры и некоторые вопросы их применения». Затравкой послужила роскошная толстая книга «Laser Handbook», изданная в Амстердаме в 1972 году и Бог знает какими путями попавшая в нашу лабораторию. Соавторов этой книги набралась целая дюжина. Среди них директор и главный инженер нашего «Гранита» и профессор из ЛИАПа. Формально книга вышла под редакцией Е.И. Хлыпало, в результате в соавторах - его зять. Ну, а фактически из 11 глав книги 7 глав – мои.

      Правда, совсем моими их тоже назвать нельзя: основной справочный материал был взят из этого самого амстердамского фолианта. Текст «Laser Handbook» был мною с грехом пополам переведён, сильно ужат и дополнен сводными материалами, взятыми из других источников, периодических и непериодических, в основном, иностранных. Своих оригинальных материалов в этой книге нет: они ведь все были страшно секретными.

       Реально редактировал книгу я. Компьютеров тогда не было и в помине. Все рукописи были напечатаны на пишущей машинке в нескольких экземплярах. Мне пришлось вычитывать огромную кучу бумаги и вручную с помощью ножниц, бритвы, резинки и белой краски исправлять содержательные и стилистические ошибки и опечатки во всех экземплярах, а потом и в корректорском экземпляре, отпечатанном в типографии. Я освоил машинопись и корректорские знаки и однажды провел целый день в своей квартире с симпатичным техническим редактором издательства, без отдыха работая над окончательной корректурой.

      Диссертацию я писал дома по вечерам, а на работе переписывал написанное с листочков в секретные блокноты, портфели с которыми ежедневно опечатывал и сдавал в секретный отдел. Спасибо папе, ведь это он целыми днями гулял и играл с Илюшей. По своей хилости Илья в детский сад не ходил. В этом были и свои издержки: он не приспособился к жестокому детскому обществу, и позднее в школе ему, конечно, досталось.

      С секретных блокнотов текст диссертации печатался в нашем машбюро за небольшую дополнительную плату и был практически готов в 1978 году к концу обучения в аспирантуре. Объём напечатанных листов почти втрое превышал допустимый для кандидатской диссертации, так что из этого материала я скомпоновал две книги: саму диссертацию и ещё более толстое приложение. Диссертация шла по специальности нашего учёного совета – «Автоматическое управление и регулирование», поэтому мне пришлось везде, к месту и не к месту, притягивать за уши эту теорию. Моим научным руководителем был начальник нашего сектора Е.И. Хлыпало, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники как раз в этой самой области. Он и определил для меня ведущую организацию – какую-то, уж не помню, войсковую часть в области военного имущества, а также официальных оппонентов.

      И тут – как гром среди ясного неба – Евгения Ивановича за несколько месяцев скрутил рак, а ведь ему ещё не было и шестидесяти. Он был высокий, статный, красивый мужчина на взлёте научной карьеры. Его смерть, конечно, роковым образом сказалась на судьбе всей нашей разработки и, в частности, на судьбе моей диссертации. Лишившись Евгения Ивановича, мне пришлось искать нового научного руководителя, новую ведущую организацию, новых официальных оппонентов и полностью перекроить диссертацию, включая её название и даже специальность. Этот процесс занял ещё долгие четыре года.

      В результате моим новым научным руководителем стал преемник Е.И. Хлыпало на посту начлаба Сергей Николаевич Шаров, тогда ещё кандидат наук, в качестве ведущей организации выступил «Полюс», а одним из официальных оппонентов стал доктор физ. мат. наук А.А. Мак из ГОИ. Что касается специальности, то с учётом выбора учёного совета, ведущей организации и официальных оппонентов получилось, что тема работы находится на стыке специальностей «Автоматическое управление и регулирование» и «Оптическая локация». За это время мне пришлось ещё дважды перепечатать и, если можно так сказать, пере-переплести многострадальную диссертацию, включив в неё основные идеи, популярно изложенные в предыдущих разделах моего повествования.

      Эти идеи и результаты исследований по их реализации вылились в бурный поток публикаций. Так, если до 1978 года я имел всего 28 опубликованных научных трудов, то в 1982 – уже 66. Я вышел и на всесоюзную арену. Первый доклад под названием «Некоторые пути повышения помехозащищённости лазерного локатора» на Всесоюзной конференции в Севастополе в Черноморском высшем военно-морском училище был мной прочитан в 1979 году, а в 1980 году я доложил о методах классификации объектов лазерной локации на конференциях в московском «Полюсе» и в НПО «Взлёт» в Жуковском – колыбели отечественной авиации. В «Трудах НПО «Взлёт»» появилась и лично моя, без соавторов статья на эту тему. В 1979 году я сделал доклад на заседании секции межведомственной комиссии по квантовой электронике в ГОИ «Требования к параметрам специализированного передатчика для лазерной локационной системы», а в 1980 году я в соавторстве со своим новым соратником Толей Степанянцем, замечательным умницей, опубликовал в журнале «Квантовая электроника» (конечно, спецвыпуск) программную статью «О некоторых путях построения специализированных излучателей лазерных локационных систем наведения». Ещё несколько статей были опубликованы в ведомственных журналах «Вопросы кораблестроения» и «Судостроительная промышленность».

      В этот период я всерьез увлёкся изобретательством. Этому способствовал эксперт из нашего патентного отдела Борис Иванович Ульянов – въедливый, саркастичный и в то же время очень доброжелательный и умный человек. С его помощью я запатентовал все мои придумки. Мы вместе часами шлифовали так называемую формулу изобретения, пытаясь в одном предложении – жёсткой формуле со словом «отличающийся» - исчерпывающе точно определить всю суть изобретения. Это была настоящая казуистика, и мне даже нравилась такая игра со словами. Практически всё, что мы посылали в Государственный институт патентной экспертизы, выливалось в красивые бумаги с красной печатью – авторские свидетельства. На фото -  пёрышки моей диссертации – всего 24 штуки. Из них без соавторов – только одно – «Импульсный лазерный излучатель» 1979 года, да и то потому, что это нужно было для моей защиты. В 1980 – 82 годах за два года я получил 8 авторских свидетельств, а за 10 лет до этого – всего 6. Диссертации всё это, конечно, пошло на пользу.

      Кроме подготовки самой диссертации для защиты необходимо было написать в строго ограниченном правилами объёме, отпечатать несколько десятков экземпляров и разослать по заинтересованным организациям автореферат, получить отзывы ведущей организации и официальных оппонентов, подготовить двадцатиминутную речь на учёном совете и демонстрационные материалы. Основную часть плакатов с графиками и схемами я сделал сам, но несколько секретных плакатов с красивыми объёмными изображениями лазерных излучателей и лазерного локатора с системой обеспечения его помехозащищённости выполнил профессиональный художник-оформитель.
 
      Защита диссертации состоялась 20 апреля 1982 года в актовом зале «Гранита». Народу набился полный зал, впереди сидели члены учёного совета, официальные оппоненты, представители ведущей организации и организаций, приславших отзывы на автореферат. Подавив мандраж, я довольно гладко, без бумажки произнёс свою речь, выслушал выступления членов учёного совета и ответил на их вопросы. Так как большинство членов учёного совета мало что могли понять в моей диссертации, то, как мне кажется, решающую роль в формировании благожелательного отношения к моей работе сыграло выступление официального оппонента – А.А. Мака.

      В результате голосования мне подкинули только один чёрный шар: кому-то я лично или направление работы всей нашей лаборатории активно не нравились. Скромный банкет после защиты был, но совершенно выпал из моей памяти. Честно говоря, мне было не до этого: отец лежал в больнице уже в почти бессознательном состоянии. Даже когда я сообщил ему о том, что я успешно защитился, он, лежа в больничной койке, не выказал никаких эмоций. Для него всё это было уже суета сует. Подтверждение из Всесоюзной аттестационной комиссии о выдаче мне диплома кандидата технических наук я получил в августе 1982 года.
 

                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/16/2290
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/16/2303
        Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967