***
16.12.2017г
Чары мутные из грёз - Нам несут Правители(политики*),
Чтобы верили всерьёз - Им* простые жители...
Вера всё ж - без дел мертва - знают Небожители,
А народная молва - Возмущает зрителей...
Чтобы править злой толпой - нужно огорошить нас,
Увести на смертный бой - обесценив гроши враз...
В терапии важен шок - Средство уж проверено,
Скушай детка пирожок - кинем всех, намеренно(немеренно)...
"Чёрный вторник и четверг" - рубль развяжут с долларом,
Сколько бед - один ответ - Кризис вкупе с ворами...
Царь наш, батюшка! - скажи - Жизнь, когда наладится?
Кризис, братцы - что ежи(ножи) - Сразу нам не справиться...
ФРС, ЦБ и Трамп - Нас стращают - санкции,
**Вновь, "затянем пояса"! - **"Не сойдём"! - с дистанции...
Нас, никто не победит! - Ведь, бес-смертна! - Мафия,
И одобрим - вновь кредит! - Ведь, Едина! - Партия...
Дайте дети, "новый срок"! - Чтобы "папе" справиться,
**Будет белка и свисток! - **Если, что - останется...))) ))) )))
А.В. Козак
Петров К.П. :для чего Ельцин назначил Путина? https://youtu.be/kOKTCRbMDy0
**Борис Немцов об Олимпиаде в Сочи https://youtu.be/3nqzUPSIqnw
***
19.12.2017г
Для чего нужны дебаты? - Чтобы пудрить нам мозги!
Вновь сойдутся депутаты - "чтобы не было войны"...
И обсудят Лукашенко - Как он правит там сейчас,
Хорошо или же плохо - для народа и для масс?
Жириновский - шашкой машет, "лихо скачет на коне"...
А Немцов - ловец удачи - "режет фактами вдвойне"...
Соловьёв спокойно сводит - двух соперников в борьбе,
Ловко, речью верховодит - рейтинг вырос, да втройне...
Консультанты, секунданты - подливают жар в огонь,
Да раскладывают фанты - по корзинам мой иль твой?...
Задают бойцам вопросы - раззадоривают кровь,
Вспомнят данные опросов - и замолкнут - Снова, бой!!!...
А.В. Козак
Жириновский и Немцов - К барьеру!https://youtu.be/prHGZ7tWFfs
Борис Немцов: интервью https://youtu.be/4O-NIPOlnKs
"Политика — это искусство управления государством (полисом)" Аристотель
"Политика это - концентрированное выражение экономики" В.И. Ленин - Какова экономика, такова и власть...
Политика (др.-греч. ;;;;;;;; «государственная деятельность») — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.
«Я вас обманул!»: на пресс-конференцию Путина проник директор рыбокомбината https://youtu.be/3DxWoDvQ7BM
О политиках и власти(Александр Невзоров "Голосу Америки")https://youtu.be/8g7dtWLF2h0
Самые шокирующие гипотезы. Фильм 61. Царские почки. 2016 https://youtu.be/y0Sbor7d2Ak
Черно-мырдинки о власти и политике:
Кто мне чего подскажет, тому и сделаю!
Мы всегда можем уметь.
Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит.
Мы не однодневки, не одноразовые.
Мы пойти на какие-то там хотелки, я извиняюсь... Нечего устраивать здесь хочу-не
хочу!
Мы с вами еще так будем жить, что наши дети и внуки нам завидовать станут!
Мы сегодня как раз переживаем тот период, когда начинают, как говорится, ссылки
делать. Когда говорят, там, жиды, бей жидов.
Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь.
Надо же думать, что понимать.
Многие спорят, где оно лучше, снизу или сверху, по мне - снизу так оно даже
спокойнее. (о том, какая из двух законодательных палат важнее - верхняя или
нижняя).
Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.
Много денег у народа в чулках или носках. Я не знаю, где - зависит от
количества.
Многое может сбыться. Сбудется, если не будем ничего предпринимать.
Не надо класть оба яйца в одну корзину...
Не надо умалять свою роль и свою значимость. Это не значит, что нужно
раздуваться здесь и, как говорят, тут махать, размахивать кое-чем.
Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет
легче!
Но я не хочу здесь все так, наскоком: сегодня с одним обнялся, завтра с другим,
потом опять - и пошло - поехало. Да, так и до панели недалеко...
Переживем трудности. Мы не такие в России, россияне, чтобы не пережить. И знаем,
что и как надо делать.
По-моему, у нас все сейчас с протянутыми руками. Главное, чтобы что-то другое не
протянули.
Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны. (Итоги №43, 1999).
Произносить слова мы научились. Теперь бы научиться считать деньги.
Пусть это будет естественный отбор, но ускоренно и заботливо направляемый. (об
увольнениях членов правительства)
Рельсы мы за шесть лет проложили, теперь дело за локомотивом. И чтобы рулевой
был... с головой. Чтобы не вагоны им двигали, а он их тащил.
Россия - страна сезонная... (О посевной кампании, которую поддерживает
правительство).
С сюрреализмом надо кончать, да так - чтоб дух захватывало!
Сегодня им один не понравится, завтра другой... То им чёрный, то им кудрявый, то
им рыжий, то им сивый... Ну что это за подход? Можно перекрасить всех - ума тут
не надо.
Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать? Я бы не хотел сейчас
говорить о причинах, что произошло именно вот в это время. Я не любитель,
никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой.
Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то
там было. Да не было ничего! Все это происки!
Сейчас мы твёрдо знаем, что делать, какие первые шаги надо сделать, и нам надо
на это всем вместе навалиться, и я думаю, что у нас это получится.
Страна у нас - хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем.
Валили, валим и будем валить!
Вас там туда...
Вас хоть на попа поставь или в другую позицию - все равно толку нет.
Вечно у нас в России стоит не то, что нужно.
Вообще, странно это, ну, просто странно. Я не могу это ещё раз, я не знаю и не
хочу этого. Это не значит, что нельзя никого. Ну, наверное, кого-то, может быть,
и нужно. Кого-то вводить, кого-то выводить.
Вот мы там все это буровим, я извиняюсь за это слово, Марксом придуманное, этим
фантазером.
Вот что может произойти, если кто-то начнет размышлять.
Тут у многих, между прочим, лежит. Ну и пусть лежит. Вот у тебя лежит? Ну,
значит, он тебе не нужен, ну если нет нужды его использовать.
У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный.
У нас вот бывают эти "вдруг". Проснемся - и все не в ту сторону пойдет. Будет
или не будет? Я говорю: не будет. У нас бывает "вдруг", но здесь мы не свернем.
Спите спокойно.
У нас еще есть люди, которые очень плохо живут. Мы это видим, ездим, слышим,
читаем.
Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!
Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?
Это был самый важный год для президента. Многое для него открылось, многое
открылось и для страны.
Правительство это не тот орган, который готов к любви.
Это отрезвило кое-кого, в том числе и там, кого и напугало, далеко не просто.
Этот призрак... бродит где-то там, в Европе, а у нас почему-то останавливается.
Хватит нам бродячих.
Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно. (о влиянии бизнеса на
политику)
Я не могу сказать, что это в Москве, я могу сказать, что в Москве.
В.С. Черномырдин
"У сильного всегда бессильный виноват" о "справедливости власти" - русская пословица
"Битый небитого везёт" - о истинной природе власти - русская пословица
"Хрен редьки не слаще" - о мнимой свободе выборов - русская пословица
"Разделяй и властвуй, стравливай и царствуй!" - о манипуляциях власти - Римляне, иудеи...
Политические новости смотрят только те, кто не знает, чем заняться в жизни...
Реальная политика избегает выхода на телеэкраны и не стремится к публичности...
В ПУХ И ПРАХ! Жириновский про пресс-конференцию Путина! Хлопали все! https://youtu.be/W36NTR6rSd8
Афоризмы о Политике:
- Бенджамин Франклин: Что могут сделать законы в политике без морали?
- Мадам де Помпадур: Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать.
- Эдуард Эррио: В политике нужно быть чрезвычайно честным, чтобы быть в меру честным.
- Сергей Мырдин: Как часто политический капитализм - это умение тратить деньги государства на надежды общества.
- Сергей Мырдин: Больше всего тараканов на политической кухне.
- Жильбер Сесброн: Закон политики: менее опасно создать четырех недовольных, чем одного довольного и трех завидующих.
- Отто фон Бисмарк: Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит.
- Отто фон Бисмарк: Политика есть искусство возможного.
- Д.И. Менделеев: Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского.
- П.А. Столыпин: В политике нет мести, но есть последствия.
- Шатобриан: Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению.
- Арнольд Шварценеггер: Что касается кино, один из моих фильмов называется «Правдивая ложь». Хорошее название для съезда Демократической партии.
- Арнольд Шварценеггер: Политическое мужество не политическое самоубийство.
- Евгений Шестаков: Политическая борьба - это такая борьба, где вместо рук лучше использовать зубы, сопли, рога и хобот.
- Евгений Шестаков: Политика - это квадрат, катеты которого дико ненавидят гипотенузу.
- Шер: Политика? Ни за что. Для этого занятия я слишком честная.
- Стас Янковский: Политические игры - постоянное передёргивание карт переходящее в передёргивание затворов.
- Стас Янковский: Политику заказывают не те, кто платит налоги, а те, кто платит политикам.
- Джордж Кеннан: Отдайте мне кадровую политику, и я поставлю под свой контроль всю политику.
- Карл Маркс: В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.
- Франклин Рузвельт: Не стоит начинать заниматься политикой, если у Вас нет толстой кожи, как у носорога.
- Франклин Рузвельт: В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано.
- Ангела Меркель: Тот, кто решил посвятить свою жизнь политике, знает, что зарабатывать деньги – не основной приоритет.
- Клаузевиц: Война есть продолжение политики другими средствами.
- Барак Обама: Политика стала такой ожесточенной и пристрастной, настолько пропитанной деньгами и влиянием, что мы не можем заняться серьезными проблемами, требующими решения. И это первое, что требуется изменить.
- Барак Обама: Три месяца - целая жизнь в политике.
- В.И. Ленин: Честность в политике есть результат силы, - лицемерие - результат слабости.
- В.И. Ленин: Политика есть самое концентрированное выражение экономики.
- Кароль Ижиковский: В политике не играют, а только без перерыва тасуют карты.
- Джордж Буш-младший: Если вы устали от политики цинизма и опросов и моральных принципов, то присоединяйтесь к моей кампании.
- Юлия Тимошенко: Граждане плюют вслед политикам. Это результат нашей общей демократической работы.
- Юлия Тимошенко: В Корее нашли небольшую уникальную рыбешку. Она может жить без еды, может проходить по суше много километров, питается всем, что попадется. Ее смогли перевезти в США только в замороженном виде. А когда разморозили, она ожила и начала делать то же самое. Когда ее бросили в аквариум, она его прогрызла, выпрыгнула, прошла по полу, спрыгнула с третьего этажа, нырнула в пруд и стала в нем жить. А когда ее хотели отравить мышьяком, сдохло все, кроме этой рыбки!.. Я хочу сказать, что это прообраз того, как можно работать и жить в политике, если ты ставишь перед собой справедливые и добрые цели! Без качеств этой рыбешки пробиться в нынешней политике невозможно!
- Булгаков: Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
- Сальвадор Дали: Рядом с историей политика — не более чем анекдот.
- Сальвадор Дали: Политика, как рак, разъедает поэзию.
- Троцкий: Политическая борьба есть по самой своей сути борьба интересов и сил, а не аргументов.
- Вячеслав Тихонов: Политика - большая ответственность, незнакомая сфера и совсем другие, часто меняющиеся правила игры.
- Леонид Ярмольник: Политика, массовая культура, СМИ превращают людей в быдло.
- Анатолий Вассерман: К сожалению, вменяемой оппозиции у нас нынче нет. Основная часть оппозиционеров –– люди, уже не раз доказавшие свою профессиональную непригодность к работе в системе управления государством.
- де Голль: Политика слишком важное дело, чтобы доверять ее политикам.
Политика:
— деятельность активных лидеров (вождей) этнических, национальных, классовых, ментальных, цивилизационных или религиозных групп граждан по захвату или удержанию высшей государственной власти с целью сохранения или получения для себя и своей группы граждан социальных, материальных, репутационных, конкурентных и властных преимуществ над другими группами граждан;
— борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. ;;;;;;;;;, где ;;;; (поли) означает множество, а ;;;;; (тикос) — интерес; (дословно — «множество интересов»).
- Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ;;;;;;;;; (идиотикос);
— искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей.
— управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
— это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства;
— это управление распределением ресурсов;
— это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
— это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;
— это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
— это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
— всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
— совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
— форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
— это искусство объединения людей;
— это борьба за право устанавливать свои правила игры;
— искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
— приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
— исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
— меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.
Функции политики
В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:
- Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
- Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
- Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
- Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.
Структура политики:
В политике выделяются субъекты, или акторы:
— свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты:
— общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты.
В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов.
На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры.
Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: - политическую систему,
- политический режим,
- и политические процессы.
Виды политики:
- По целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная и т. п.
- По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя.
- По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
- По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.
Политические процессы и общество:
От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.
В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).
Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления.
Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления.
Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления.
Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.
В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.
В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.
Как отмечается международной организацией Оксфэм, «во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным».
Политические системы и идеологии:
Авторитари;зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти.
Авторитаризм как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно.
Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).
Анархи;зм (от ;; — «без» и ;;;; — «власть») — система взглядов, предполагающая отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.
Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим.
Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы..
Демокра;тия (др.-греч. ;;;;;;;;;; «власть народа» от ;;;;; «народ» + ;;;;;; «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии.
Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов;
Народ является единственно легитимным источником власти;
Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов;
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Диктату;ра (лат. dictatura) — форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одной политической позиции, принадлежащей либо одному человеку (диктатору), либо правящей группе лиц (партии, союзу, классу и т. д.).
C точки зрения политологии, диктатура — форма осуществления власти, при которой правитель или правящая группа, вне зависимости от формы власти, вне зависимости от формы отношения к власти, осуществляет своё правление прямым, директивным путём.
Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции: форма власти — республика, форма отношения к власти — демократия, форма осуществления власти — диктатура.
Функционирование диктаторского режима сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.
Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.
В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.
Коммуни;зм (от лат. comm;nis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
На практике такой строй никогда не существовал, однако термин «первобытный коммунизм» используется для описания устройства доклассового племенного общества (в советской исторической терминологии «первобытно-общинный строй»).
Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности на средства производства.
Господствует принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
Также «коммунизмом» называется идеология, провозглашающая своей целью построение коммунистического общества и основанная на ленинской интерпретации марксизма.
Консервати;зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.
Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм.
Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.
Идеология консерватизма сформировалась как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790).
Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства.
Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821), английский философ Томас Гоббс (1588—1679) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773—1859).
В современных обществах консерватизм является одной из трёх так называемых базовых идеологий:
- либерализм,
- социализм,
- и консерватизм.
Следует отличать его от обскурантизма как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, а также от традиционализма.
Современный консерватизм (нео-консерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.
Космополити;зм (от др.-греч. ;;;;;;;;;;;; (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
Согласно Дж. Р. Солу космополитизм (от греч. мир, Вселенная и гражданин мира) — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.
История:
Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген.
В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов. В дальнейшем теоретическое обоснование развивали стоики, особенно в римскую эпоху, чему способствовал универсальный характер империи.
В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскую теократию, но не развивался в теоретическом плане.
Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер. В 1544 году Гийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого.
Тем не менее, космополитизм находился ещё в стадии становления, развиваясь в тайных обществах алхимиков и герметистов.
Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию.
Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями.
На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.
Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма.
В 1921 году Эжен Ланти основал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году опубликован основной документ ассоциации — «Манифест Безнационализма».
После Второй мировой войны космополитизм успешно развивается в капиталистических странах: 10 декабря 1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 году Гарри Дэвис основывает «Всемирное Правительство Граждан Мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира».
Параллельно в СССР происходит «борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания, направленная против части советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.
В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека.
Либерали;зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией.
Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах.
В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства.
В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.
Маркси;зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.
Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.
Общая характеристика:
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
- учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
- материалистическое понимание истории (исторический материализм),
- учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм).
Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, (С. Платонов, 1989)[4], (А. Макарьева, 2011)[5],
— является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса.
Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность.
В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества.
Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, — для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека (С. Платонов, 1989.
Часто принято разделять:
Марксизм
- как философское учение (диалектический и исторический материализм);
- как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
- как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции,
- а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества
- и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.
История марксизма
В творчестве Маркса выделяют два периода:
Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Манифест коммунистической партии:
В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии 1844 года).
Весной 1847 года немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне.
По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:
Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всём способе производства.
Сама программа содержит 10 пунктов:
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
- Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
- Высокий прогрессивный налог.
- Отмена права наследования.
- Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
- Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
- Централизация всего транспорта в руках государства.
- Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
- Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
- Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
- Общественное и бесплатное воспитание всех детей.
- Устранение фабричного труда детей в современной его форме.
- Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
Три источника марксизма:
«Манифест коммунистической партии» не был сугубо политическим документом, отражающем лишь текущую ситуацию. Он базировался на идеях большого количества предшественников, хотя и в существенно переосмысленном виде. В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин указывал на три основные направления предшественников:
- Немецкая классическая философия (Георг Гегель, Людвиг Фейербах). В диалектике Гегеля Маркс видел вершину философской мысли. Но Маркс отказался от идеализма в пользу философского материализма (см. диалектический материализм). Углубляя и развивая философский материализм, Маркс распространил его на познание человеческого общества — исторический материализм.
Энгельс отмечал, что при написании и «Манифеста коммунистической партии», и особенно «Капитала» применялся диалектический метод.
- Английская политическая экономия (Адам Смит и Давид Рикардо) положила начало трудовой теории стоимости. Задолго до Маркса были высказаны идеи, что стоимость товаров формируется пропорционально рабочему времени на их производство.
Был ранее известен и прибавочный продукт, но не была ясна его экономическая природа. Маркс развил эти идеи, выделил рабочую силу и прибавочную стоимость в отдельные категории, показал непротиворечивый экономический механизм оборота капитала и роль наёмных рабочих в его увеличении.
- Утопический социализм (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн) послужил основой политических выводов и предложений, которые Маркс и Энгельс сделали в «Манифесте коммунистической партии».
Карл Маркс, однако, жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития на основе законов перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей. В «Анти-Дюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчёркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».
Марксистская философия истории:
Основная статья: Исторический материализм
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.
Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), который определяет надстройку.
Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации заключают в себе противоречия, в том числе и антагонистические противоречия, неразрешимые в рамках определённой формации и требующие для своего разрешения перехода на более высокий уровень общественного развития.
В зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы:
- рабовладельцы и рабы,
- феодалы и крестьяне,
- буржуазия и пролетариат.
В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества.
Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в антагонистический конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна преодолеть все антагонистические противоречия капитализма, окончательно освободить человека от отчуждения, всех форм наёмного рабства, эксплуатации человека человеком и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Экономическое учение Маркса:
Основная статья: Марксистская политическая экономия
Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы.
Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара - Рабочая сила.
В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление.
С помощью этого нового понятия Маркс пытался объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.
Мнения исследователей об экономическом учении марксизма разделились. Некоторые экономисты (Бём-Баверк и др.) поставили под сомнение как саму экономическую доктрину Маркса, так и политические выводы из неё.
Другие признают важное значение экономической теории К. Маркса. Так, Василий Леонтьев, лауреат Нобелевской премии по экономике, в работе «Современное значение экономической теории К. Маркса» (1938)писал:
"Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы. Как многие личности такого типа, Маркс также имел собственные рациональные теории, но эти теории в общем не всегда последовательны. Их внутренняя слабость проявляется тотчас же, как только другие экономисты, не наделённые исключительным здравым смыслом Маркса, пытаются на основе его проектов развивать марксистскую теорию."
"Если, перед тем как попытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трёх томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных отчётах Бюро переписи США, в дюжине учебников по современной экономике..."
Коммунизм
Основные статьи: Коммунизм, Манифест коммунистической партии
Коммунизм — закономерный этап развития общества (см. Манифест коммунистической партии). Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает всё больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества, когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов его труда.
Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
В своей концепции К. Маркс рассматривал конкуренцию и вражду индивидов не как извечно присущее человечеству качество, эталон и неизменную основу демократии, в отличие от основателей либерализма Гоббса и Локка и представителей современного неолиберализма, а как признак примитивности общества, его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере общественного развития.
В «Критике Готской программы» К. Маркс утверждал:
- что на высшей стадии развития коммунистического общества, когда исчезнет порабощающее человека разделение труда;
- когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; - когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;
- когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и все производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком,
- лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права,
- и общество сможет написать на своем знамени:
- «Каждый по способностям! Каждому по потребностям!» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч. изд.2, Т.19, с.20).[1