Гриша и его Мама

Дина Иванова 2
ГРИША и его МАМА

/рассказ-быль/

Если бы я писала сказку, то начала бы так:
… Жили Мама и Папа, и было у них три сына.
Жили, не тужили.
Папа материальный фундамент создавал, сыновей к труду приучал. Мама дом духом заполняла.
Духом добра и творчества.
Детки росли.
Время бежало Маме помогало.
Но вот приносит аист в дом четвёртого  мальчика.
Радость новую, звонкую….

Это сказка, а быль, как и всякая реальность,  не так проста, но в этом доме она не без солнечных лучей.

Мама в окружении пятерых мужчин расцветает.
Хотя многим скептикам этого не понять, не поверить.
Младший сын освежил творческие порывы Мамы.

Зная её, мы все диву даёмся, как она успевает - в газете отделом руководить, стихи писать, в конкурсах участвовать.
А быт………
Ребята старшие уже повзрослели, в  выборе своих путей определились. Они выросли самостоятельными, привыкшими помогать друг другу и Маме.

А Гриша рос маминым хвостиком.
Она на творческую встречу - он при ней.
Она в жюри конкурса стихов, и он слушает-впитывает.

В девять лет, учась в третьем классе, написал стишок про весну, послал в журнал «Вясёлка». Напечатали.
Мама к празднику такой бесценный подарок получила.
Сейчас ему десять.

Как-то в школу пришёл Крыжановский, известный в республике юморист, рассказал о Центре - «Юморинка», где можно поучиться актёрскому мастерству. Показал ребятам несколько отснятых серий "белорусского Ералаша",
пригласил всех на кастинг.

Гриша загорелся не на шутку.
Хотя всё это удовольствие стоило немалых денег, семья решила – учись!
В конце 2016-го года он прошёл кастинг.
Снялся в нескольких эпизодах сериала о школьной жизни и в детских передачах, играл на сцене вместе с другими детьми в мини-спектаклях, которые ставил Василий Дранько-Майсюк. Молодой белорусский драматург, режиссёр, педагог.

Когда Гриша после лета пришёл на занятия, то очень огорчился, что Василь больше не работает в этом центре. Попросил маму записать его в другую студию, чтобы продолжить работу с наставником, в котором он души не чает.
И по выходным с удовольствием едет через полгорода на репетиции.

А Мама?
Уплотняет сутки: Гришу на занятия к Василю; понадобилось обратить внимание на дикцию – к логопеду….

Василь энергичный, творческий человек, бережно пестует своих учеников. Он внимательный и строгий педагог.

Днями такая оказия приключилась: Гриша с утра элементарно проспал, опаздывал на репетицию..
Явись на занятие с опозданием, перед педагогом,  умело изобразил - виноват.
Наставник строго взглянул, и дал ему задание – «Пиши объяснительную».

Мама, зная нрав Василя, подсказала  сыну: «Пиши с юмором».
Сказано-сделано.
И вот, что получилось.

… Василий, сегодня я опоздал на занятия потому, что меня не пускал волк. Он держал меня за руку. Волк был очень сильный, страшный и пушистый. На нем была овечья шкура. Раньше волк жил в магазине, а потом он забрался в нашу квартиру ночью через окно. Зверь спрятался под диваном и сидел там тихо до утра. А когда мне уже нужно было вставать, он выпрыгнул и ухватил меня за руку.
Началась драка.
Я старался вырваться из его лап. Сначала он не хотел поддаваться. Так мы с ним боролись полчаса. Наконец он немного ослаб, и мне удалось оттолкнуть его. Я уже хотел уходить. Но он заплакал и сказал, что ему будет очень скучно без меня. Пришлось взять его с собой на занятия.
А вот и он!
---
На белорусском это так:
… Воўк у авечай шкуры.
 Васіль,  сёння я спазніўся на заняткі таму, што мяне не пускаў воўк. Ён трымаў мяне за руку. Воўк быў вельмі моцны, страшны і пухнаты. На ім была авечая шкура.
Раней воўк жыў у краме, а потым ён забраўся ў нашую кватэру ноччу праз вакно. Звер схаваўся пад канапай і сядзеў там цiха да раніцы. А калі мне ўжо трэба было ўставаць, ён выпрыгнуў і ўхапіў мяне за руку.
Пачалася бойка. Я стараўся вырвацца з ягоных лапаў. Спачатку ён не хацеў паддавацца. Так мы з ім бароліся паўгадзіны. Нарэшце ён крыху аслаб і мне ўдалося адштурхнуць яго. Я ўжо хацеў ухадзіць. Але ён заплакаў і сказаў, што яму будзе вельмі сумна без мяне. Прыйшлося ўзяць яго з сабой на заняткі.
А вось і ён!
---
Василь прочитал, внимательно посмотрел на ученика:
   - Отпусти волка и займись делом, - улыбнулся маме. – Готовый комикс. Молодец Гриша и Мама тоже.

Захотелось и нам познакомиться с педагогом Гриши.
И тут такое везение: нас Мама и Гриша приглашают в Филармонию на спектакль, поставленный по сценарию Василия Дранько- Майсюка.- «Семь цветов любви для Шагала, Поэта и Оркестра».

Из афиши:
Ансамбль солистов "Классик-Авангард".
Художественный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Байдов.
С участием Василия Дранько-Майсюка, Григория Ситницы
Стихи: Л.Дранько-Майсюка, Р.Ситницы, А.Дударева, М.Чарота
Музыка: И.Ахрона, М.Гнесина, Й.Стушевского, А.Тансмана».

---

Мы в малом зале, готовим себя к встрече  со знакомым, полюбившем  ансамблем.
Тема спектакля недетская.
Наш главный спутник откровенно волнуется, как говорится, держит кулачки за своего наставника, сжимает розы.

Для нас Шагал, непросто художник.
Он и поэт, и оркестр… в живописи.
Красочно и музыкально воплощал Мастер на своих полотнах волшебное состояние влюбленности.
Всё творчество художника пронизано  поэзией и музыкой.
Музыкой и красками любви.

Коротко: спектакль гармонично  соединил в себе музыку, поэзию, живопись…

Ведущий Василь убедительно, мелодекламацией, раскрывает душу Шагала, душу волонтёра любви.

Шаг за шагом мы погружаемся в семь цветов любви Шагала, слушая удивительную музыку и чтение стихов современных белорусских поэтов.

Актёрское мастерство ведущего захватывает искренностью и поэтической глубиной воссоздания основных вех творческого и жизненного пути Шагала.
В красках и звуках…

1.Голубой.
На экран проецируются портреты люди, окружающих художника в детстве, быт в еврейском пригороде Витебска.
Звуки музыки передают национальный колорит народного еврейского песнопения и волнения скрипки…

2. Зелёный.
Мальчик растёт в многодетной, бедной семье.
Отец суров. – «Всегда утомленный, озабоченный, только глаза светятся тихим, серо-голубым светом. Я один понимал отца, плоть от плоти своего народа, взволнованно-молчаливую, поэтическую душу».*
Греет мальчика доброе сердце матери. У нее был дар слова. – «Да, сынок, я вижу, у тебя есть талант». Она ласково звала его -  «Мой мотылёк».
Так вырастали крылья.

3.Красный.
Огонь любви…
Шагал встретил свою единственную любовь и музу — Беллу Розенфельд.
«Она смотрит -  о, ее глаза! - я тоже…И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».
Страстные, будоражащие звуки музыки в высокопрофессиональном исполнении ансамбля…

4. Розовый.
Парение над землёй…
«Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно….».
Звучит  музыка любви, унося слушателей в просторы Вселенной…

5.Черный.
«Родные мои, я не тот, что прежде, невесел и разочарован…».
1914…   1917…
Разрывает душу художника понимание, что ни царской, ни советской власти он не был нужен. 
Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России.
Дочь не принимает и боится черного цвета.
И Мастер рисует ей мешок, полный сказочных героев и света…
Он верен себе – художник обязан дарить радость и любовь.
Негромко звучит бравурная музыка…

6.Желтый.
Время коронования любимой...
Жёлтая корона… солнечные лучи любви.
И ансамбль завораживает нежными звуками скрипок.

7 Белый.
«Живопись моя заглохла…».
Ушла из жизни Белла.
Всё стало холодным и белым…
Были другие браки.
Он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось 30 лет, но - «Мое искусство …. расплавленный свинец…».
И только однажды вновь вернулся блеск в его глазах,  миг на обретение счастья – посещение Родины.
Об этом состоянии его души «рассказывает» в сольном исполнении виолончель…

Таковы краски  любви Марка Шагала,
поэтов и оркестра…

Спектакль полон предельных эмоций и глубины.
Смотрю на нашего юного спутника.
Волнуется.
И первым бежит вручить розы наставнику.
Зал в движении.
Как-то по-домашнему друзья окружают участников спектакля.
Василь еле успевает назвать имена поэтов и авторов музыки.

К сцене подходит известный белорусский поэт - Л.Дранько-Майсюк.
Его стихи звучали в спектакле.
Это отец ведущего.
Стоят они в объятиях друг друга.
Зал притих.

Что такое счастье? -
Вот такая возможность гордиться сыном.

Загораются глаза и у нашей Мамы,
целует в макушку своего сына.

Расхожее нынче выражение – "два в одном".
Но мы получили именно это: 
прикасание к настоящему искусству Мастера, 
творчеству создателей спектакля
 и
уверенность в то, что у позитивного мальчика Гриши всё получится…
--
*Цитаты из книги М.Шагала – «Моя жизнь».