Ч. 26 Существо покорное, безответное, выносливое

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/12/15/834

К началу Крымской войны солдат получал в год 2 рубля 70 копеек серебром. О том, чтобы содержать на такое жалование семью, вообще не могло быть и речи. В награду за кругосветное плавание, длившееся, как правило, три года, матросам жаловали 1 (один!) рубль серебром.

Во время Крымской войны русский солдат получал меньше денег, чем воевавшие против него английские, итальянские, французские и турецкие солдаты. При этом служил он дольше всех. После службы матрос или солдат, из которого выжали все соки, возвращался на малую родину.

Там, кроме оставшихся в живых родственников, его мало кто помнил. Он появлялся в родных краях никому не нужным человеком, полностью утратившим навыки сельской или мещанской жизни, и, нередко, алкоголиком.

Во время службы нижние чины могли жениться только с разрешения своего начальника. Их дети мужского пола становились собственностью государства. Даже если солдатка рожала в многолетнее отсутствие мужа незаконнорожденного сына, он считался сыном солдата, и его ждала такая же участь.

За тем, какого пола родился младенец в солдатской семье, следила полиция. Если полицейский чин своевременно не доносил о рождении в солдатской семье сына, его штрафовали на 10 рублей серебром. Можно не сомневаться, что все повивальные бабки во избежание неприятностей исправно «стучали» полицейским

Солдатских сыновей называли кантонистами. С малых лет их забирали из семьи и отправляли для обучения в специальные школы. По достижении призывного возраста кантонистов призывали на действительную военную службу  в армию или на флот.

Хуже участи не придумать: с малолетства – в казарме. Бывшие нахимовцы, с которыми я учился, тёплых слов о своём пребывании в училище не находили. Возможно, сейчас там всё изменилось к лучшему, не знаю.

Выйдя замуж за рядового, женщина лишалась всяких прав. Известна история несчастной жены солдата, которую пешком по этапу отправили к новому месту службы мужа с севера Европейской части России в Сибирь из-за ошибки нерадивого чиновника.

Когда выяснилось, что муж как служил, так и продолжает служить на старом месте, таким же образом вернули обратно. Естественно, никто не понёс наказания за это издевательство. Бедняжке (видел бы кто-нибудь её ноги!) в качестве компенсации, так сказать, морального ущерба, выдали двадцать пять рублей.

Одним из тех, кому мы обязаны владением Дальним Востоком, причисленный в исторической литературе к лику святых, адмирал Геннадий Иванович Невельской, не постыдился  отдать приказ выпороть розгами жену матроса, больную венерическим заболеванием, видимо, считая это хорошим воспитательным средством.

Поступок незаконный и подлый даже по тем временам. Тем не менее, начальство распоряжалось, как рабами, не только нижними чинами, но и их жёнами, детьми.

Для семейных нижних чинов обычно строили бараки, в которых они жили в «квартирах» со «стенами» из занавесок или простыней. Нередко часть барака занимали холостые солдаты или матросы. Воздух в помещениях был такой, что гасли свечи.

О качестве пищи и других условиях жизни лучше умолчим, чтобы не расстраиваться. Говорить о морали тоже бессмысленно.

«Выходя почти исключительно из сословия, привычного к непрестанному труду, работе, голоду и холоду, наш солдат есть существо в высшей степени покорное, безответное и выносливое», - написал в 1884 году штабс-капитан Лоссовский. Он знал, о чём говорил.

Рядовым запрещалось иметь недвижимость, свой собственный дом. К счастью, на Руси законы всегда исполнялись  весьма избирательно. Но либеральничали в основном на окраинах империи.  В Севастополе на склоне горы лепилась целая матросская слободка, где проживал и прочий бедный люд.

Дешевизна строительного материала – ракушечника и инкерманского камня – давала возможность женатым матросам строить на окраине города халупы для своих семей. У матросов, служивших на Чёрном море, в Севастополе и в других местах, семьи оказались на фронте.

По моему мнению, именно это обстоятельство послужило поводом для гарнизона осаждённого города проявить удивительные стойкость и мужество. Простые люди не вдавались в тонкости причин войны. Для них всё было ясно и понятно: они защищали свои семьи, дома и свою землю.

Не случайно и на другом конце империи в Крымскую войну так же самоотверженно сражался крошечный гарнизон Петропавловского порта, сумевший отразить десант противника, превосходивший его и по вооружению, и по численности.

Гарнизон и жители города защищали свою родину, совершенно конкретную, а не абстрактное понятие.

Россия победила только в двух   самых тяжёлых в своей истории войнах, когда угроза нависла над каждым её жителем. Поэтому обе войны назвали Отечественными.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/16/829

На фотографии: современная казарма. Пять лет жизни автора прошли в подобном помещении.