Ч. 23 Чудо-богатыри с нехваткой веса

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/12/13/1854

На Черноморском флоте под командованием наших знаменитых адмиралов, о которых не дай бог, сказать что-нибудь критическое, происходил естественный отбор матросов: слабые, не выдерживая условий службы и постоянных избиений, умирали, а те, кто выживали, за продолжительную службу становились прекрасными матросами, ничем не уступавшими морякам из других стран.

В исторических романах и кинофильмах о Крымской войне наши чудо-богатыри постоянно так и рвутся в штыковую атаку. Удивительно, откуда набиралось такое количество богатырей, если современники писали, что русские солдаты отличались землистым цветом лица, многие страдали «грудными болезнями» и нехваткой веса от хронического недоедания.

В те годы сложилась поговорка: «Хлеб да вода – солдатская еда».  От одежды нижних чинов всегда несло так называемым «казарменным запахом», а гнилые зубы и желудочные заболевания были поголовно у всех.

О зубных щётках никто из русских солдат не имел даже понятия, чего не скажешь об англичанах и французах, с которыми им пришлось воевать. Периодические обследования личного состава показывали, что почти половина нижних чинов постоянно болела венерическими заболеваниями.

Добавим сюда также хронических алкоголиков – результат регулярного употребления «винных порций» на флоте, а также «незаконно годных» (так называли рекрутов, имевших паталогические недуги или такие физические недостатки, из-за которых они не подлежали призыву).

Уездные рекрутские присутствия закрывали глаза на всё, лишь бы выполнить спущенный начальством план. Ни за что так сурово не наказывали губернаторов, как за невыполнение плана призыва на военную службу.
 
Когда новобранцы прибывали к месту службы, выяснялось, что некоторые из них по состоянию здоровья служить не могут и призваны незаконно. Не желая влезать в длительную переписку с губернскими властями, командиры махали рукой, и бедолагу оставляли служить.

Существовали целые инвалидные команды. В голове не укладывается, но в мирное время русские солдаты и матросы умирали в три раза чаще, чем их гражданские сверстники. Зато армия России была самой многочисленной в мире, чем и пугали правительства сопредельных государств.

Мне представляется, что сухопутные сражения в Крымской войне  проиграли не только из-за ошибок русских командиров. У противника военачальники тоже не блистали особыми полководческими талантами. Одной из причин поражений было ужасающее физическое состояние русских солдат.

В сражение на Альме солдаты союзников вступили в бой, измученные переходом по бездорожью, среди них свирепствовали эпидемии холеры и диареи. Русские солдаты избежали холеры, перед сражением имели возможность отдохнуть, но зато они еле передвигались от истощения.

Когда французские и английские мародёры перетряхивали ранцы убитых и раненых русских солдат, в надежде найти что-нибудь съестное, к их великому разочарованию, лишь в редких случаях в ранце оказывался несъедобный чёрствый кусок чёрного хлеба, дневной рацион солдата.

Сколько насчитывалось больных в русских войсках, никто и считать не трудился – шевелится, значит здоровый!

В апреле 1854 года начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов отметил «непомерное умножение больных в некоторых экипажах флота и особенно появление скорбута (цинги – прим. Автора) и вообще худосочия».
 
А ведь условия быта матросов на судах, стоявших в гавани, были намного лучше, чем у солдат. Когда начинаешь разбираться в деталях, как кормили нижних чинов, то просто диву даёшься, как и где их только не обворовывали военные интенданты и отцы-командиры.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/14/2186