Краски лета и осени в Карпинтерии. Ч. 2

Алла Валько
Попрощавшись с зайчишками, я решила возвратиться домой другим путём. Сначала я направилась к заповеднику котиков и здесь, на крутом берегу, сидя на лавочке, наблюдала удивительно красивый заход солнца. Дальше мой путь пролегал через живописную поляну, поросшую дикорастущими цветами, похожими на ромашки с жёлтыми лепестками. На поляне, на самом краю обрыва, растёт большая туя, возле которой стоит пенёк. Во время своих прогулок я люблю посидеть на нём и полюбоваться сверху океаном и отдыхающими на пляже людьми. На территорию, непосредственно примыкающую к обрыву, вход воспрещён, поскольку возможны обрушения склона. Но я считаю, что он выдержит мой небольшой вес, поэтому усаживаюсь на пенёк и наслаждаюсь тишиной и покоем. В этом месте перед самым закатом порой также можно встретить сразу несколько зайцев. Однажды я с близкого расстояния долго наблюдала за совсем крошечным зайчонком, который, сидя ко мне боком, неотрывно смотрел на меня своим глазом-бусинкой.

Затем я продолжила свой путь и, перейдя железнодорожный путь, оказалась на улице Кале Очо. По правую сторону я увидела домик с живописным палисадником.  На крыльце домика стоял муляж коровы. В палисаднике установлены, видимо, для хохмы два дорожных знака: “Осторожно, коровы” и “Осторожно, свиньи”. Рядом расположены две оригинальные кормушки для мелких птичек. Когда я проходила мимо этого домика в другой раз, то коровы на крыльце уже не было, а на дверях висел традиционный здесь венок и приглашение “Добро пожаловать”. Под стать палисаднику оформлен почтовый ящик, на котором изображён деревянный домик, деревянная же изгородь, колесо от телеги, цветущее синими цветами поле и океан вдали.
 
Несмотря на сокращение светового дня и вечернее похолодание, многие цветы, кустарники и деревья продолжают цвести. Слева по улице Кале Очо растёт удивительной красоты дерево с ярко-жёлтыми гроздьями цветов-колокольчиков. Спрашиваю у местных жителей: “Как называется это дерево?” Однако никто из них не ответил на мой вопрос!
 
Позже, после длительных поисков в интернете я узнала, что это текома прямостоячая, или кампсис, золотой колокольчик, крупные жёлтые колокольчатые цветки которого собраны в головчатые соцветия. Текома цветёт в течение всего тёплого периода года, с весны до поздней осени, а во  влажном климате с тёплой температурой – практически круглый год. После цветения на дереве образуются плоды, имеющие вид длинного стручка длиной до 30 см. Семена текомы имеют прозрачные крылышки. Все части растения содержат биологически активные вещества, которые используются в традиционной медицине. Индейцы использовали чай из цветов и листьев текомы для лечения диабета и расстройств пищеварительной системы, для лечения гриппа и простудных заболеваний. А в Мексике из корней Текомы до сих пор варят напиток, похожий на пиво.
 
На той же улице растёт ещё одно необычное дерево с крупными светло- сиреневыми цветками. Как сообщил мне хозяин дома, это древовидный кустарник мексиканская далия, высота которого достигает трёх метров.

Чуть дальше находится дом моей приятельницы Фрэнсис. Он примечателен своим пышным, красивым палисадником, в котором растут самые разные цветы и кустарники, какие только можно встретить в нашем городке. Фрэнсис заботливо ухаживает за ними. Она живёт в доме с мужем Говардом,  большим котом Тедом и двумя собачками – чёрно-белой девочкой Маффин и бело-коричневым мальчиком Принцем. Кот Тед среди животных является главным и зорко следит за поведением собачек. А на улице кот даже может вступить в схватку с соседскими собаками, если найдёт их поведение недостойным. Недавно умерла её состарившаяся третья собака, которую в последнее время Фрэнсис возила в коляске, в то время как остальные  питомцы безропотно следовали за ними. Фрэнсис тяжело переживала потерю. Ей помогло то, что вскоре после печального события она вдвоём с мужем полетела на родину мужа, в Швейцарию, а оставшихся дома животных выгуливали её родственники и знакомые.
 
В палисаднике Фрэнсис есть растение, название которого мне очень хотелось  узнать. Когда я стала сравнивать его фотографию с изображениями в интернете, то получалось, что это лаванда, чему я не могла поверить. Дело в том, что с юности я знаю песню “Лаванда”, которую часто исполняла София Ротару, поэтому я представляла себе лаванду как какой-то роскошный цветок. На самом же деле лаванда растёт в виде небольших кустиков с мелкими сине-фиолетовыми цветочками. В Карпинтерии её можно встретить повсюду. Это растение производит приятное впечатление, но я никогда бы не подумала, что о ней можно сочинить песню. Когда я спросила Фрэнсис, лаванда ли этот кустик, она подтвердила, что это действительно так.
 
И вот я снова иду по подвесному мостику через ручей Карпинтерия. Время близится к закату, поэтому меня встречает оглушительный хор лягушек. Мне ни разу не удалось увидеть ни одной из них, так как овраг глубокий и трудно что-либо разглядеть на его дне.

Наконец, я дома, полная впечатлений, умиротворённая, довольная. Трёхчасовое путешествие с палками закончено, а завтра меня будут ждать новые приключения.

На следующий день я отправляюсь путешествовать в другую сторону от дома. На углу улиц Восьмая и Пальмовая растёт красивое дерево с нежными кисточками пушистых розово-сиреневых цветов, которыми усыпано всё дерево. Собственно цветки у дерева желтовато-белого цвета, а вот тычинки действительно длинные, розового или сиреневого цвета, и именно они образуют очаровательные пушистые метёлочки. Дерево называется альбиция, или спящее дерево, ещё его называют шелковой акацией, ленкоранской акацией, поскольку листья у этих растений действительно похожи. Название дерева произошло от имени флорентийца дель Альбицци, который в XVIII веке познакомил с этим растением Европу.

На Карпинтерия авеню, напротив здания средней школы, я вижу красивое,  экзотическое дерево спадотея колокольчатая. Его ещё называют «африканским тюльпанным деревом» или «деревом-фонтаном» из-за многочисленных крупных ярко-красных цветов, по форме напоминающих тюльпаны.
 
На той же улице растёт ещё одно очень красивое дерево, но уже с жёлтыми цветами, собранными в кистевидные соцветия. У этого дерева из семейства бобовых сложные листья, похожие на листья акации, и оно имеет много названий: сенна александрийская, или кассия африканская, или кассия остролистная, или египетская сенна. Плоды у сенны представляют собой бобы. Листья и экстракты растения с давних пор использовались в качестве слабительного, а также при заболеваниях жёлчного пузыря и печени. В настоящее время лекарственные формы сенны постепенно изымают из фармакологии из-за вероятности сильных побочных действий.
 
Летом люди в Карпинтерии даже на работе очень легко одеты. Некоторые ходят просто в майках. И тогда видно, что тело многих жителей украшено татуировкой. У одних она занимает лишь незначительную часть тела, а другие разрисованы с ног до головы. Это никак не связано с дурным поведением людей, это просто дань моде, пусть даже мне совершенно непонятной. Однажды такую, причём уже немолодую женщину я увидела стоявшей за кассой крупного магазина и была чрезвычайно удивлена. Но она деловито взвешивала и оценивала товар, а потом принимала за него деньги. Всё это проделывалось без тени смущения или ожидания осуждения.

Летом прошёл только один серьёзный дождь. Но холмы ещё долго оставались зелёными, напоенные щедрыми зимними и весенними дождями.

Осень подступила незаметно. Днём ещё можно было загорать, а вечером уже нужно одевать кофту или лёгкую куртку. Огорчало лишь сокращение светового дня. Но потом вечером резко стало холодно, в открытые окна междугороднего автобуса, на котором я ездила на занятия в Санта-Барбару, от быстрого движения по фривею задувал ветер, от которого невозможно было спрятаться, и в итоге я простудилась.

А потом в октябре как-то сразу наступила жара. В Камарилло, городе, где живёт моя дочь, воздух в тени нагревался до 39 градусов Цельсия, в Лос-Анджелесе, как всегда, было ещё жарче. Там было за 40. Благодаря расположению моей квартиры я лишь один день чувствовала, что на улице уж слишком жарко, а в остальные дни просто радовалась возвратившемуся теплу. Оказалось, что в октябре и ноябре подобное потепление случается постоянно, и оно вызвано кабатическим ветром Санта-Ана. Нередко ветры способствуют возникновению пожаров. В октябре в Калифорнии тоже случились пожары, но Карпинтерию и близлежащие города они тогда не затронули. Совсем иная обстановка возникла в декабре, но об этом повествование будет впереди.

Катабатический ветер возникает из-за падающего с горных перевалов плотного и холодного воздушного потока. Сильные периодические ветры несут сухой воздух из района Большого Бассейна в глубине материка к побережью Калифорнии. Этот район представляет собой пустынное нагорье на западе Северной Америки. Он протянулся с севера на юг и ограничен на западе хребтом Сьерра-Невада и Каскадными горами, на востоке — Скалистыми горами. Рельеф этой местности образуют множество коротких хребтов высотой до 3900 метров, ориентированных с севера на юг, и обширных, соединённых между собой котловин между ними, большинство из которых являются пустынями или полупустынями. На территории Большого Бассейна находится бо;льшая часть штата Невада, западная половина Юты, частично Калифорния, Орегон и Айдахо. Этот район является одним из самых засушливых регионов Америки и не имеет стока. Большинство рек и озёр здесь высохли.

Вслед за кратковременным теплом вновь пришла осень. Днём ещё очень приятно прогуляться вдоль берега океана. В ноябре, пока ещё не перевели часы, солнце в 4 часа дня стояло ещё довольно высоко. Ярко светило солнце, а небо было синим-синим с лёгкими перистыми облаками, и лишь над Береговым хребтом порой собирались мрачные кучевые облака. Океан отступил от берега, и пляж казался огромным, с утрамбованным волнами песком, так что идти было легко, ноги не утопали в сыпучей субстанции. В это время года в предвечерний час людей на пляже бывает немного – несколько человек прогуливается, кое-кто загорает, а однажды я видела молодого  американца, который под гитару пел, похоже, мексиканскую песню для двух чаек, а они, стоя рядом с ним, внимательно слушали.

Ещё одно удивительное природное явление ждёт жителей впереди, когда зацветает кустарник пуансеттия родом из Мексики, цветки которого называют “рождественской звездой”. Собственно крошечные жёлтые цветки пуансеттии появляются в конце осени – начале зимы. Привлекательные же красные “цветы” являются лишь листообразными прицветниками, которые появляются перед цветением растения. За счёт этих прицветников пуансеттия и выглядит так эффектно. Пуансеттия относится к семейству молочайных, поэтому, как и все молочаи, содержит липкий, немного вредный белый сок, который может вызвать раздражение при попадании на кожу или в глаза. Ядовитость этой разновидности молочая сильно преувеличена. На самом деле, если съесть это растение, то в худшем случае появится боль в животе и раздражение на теле.
 
Ещё в 1300-ых годах ацтеки использовали пуансеттию как лекарственное и церемониальное растение. Примерно 100 лет назад в Калифорнии семейство Экке начало производить и продавать эти растения для выращивания в домашних условиях. Вскоре их начали размножать в больших количествах в оранжереях. Теперь в коммерческих целях это растение производит почти каждое государство. В Карпинтерии пуансеттию в горшке можно купить во многих магазинах.

В прошлом году во время парада по случаю Рождества, в котором принимали участие многие местные жители, представляя своё ремесло и свой род занятий, участники шествия раздавали зрителям матерчатые рождественские цветы. Я впервые видела подобный парад, была весьма растрогана, и один из координаторов шествия подарил мне матерчатую пуансеттию, которую я прикрепила к своей соломенной шляпе.
 
Город утопает в цветах и зелени в любое время года, радуя жителей и туристов разнообразием красок и форм цветущих растений.