Чистые воды, чистый разум

Елена Ахмедова
   Этот рассказ – своеобразный «реванш»  моему другу и однокурснику, известному автору Прозы.Ру, а также,  известному в Узбекистане и за его пределами,  психиатру Рефату Шакир-Алиеву, который и привел меня на этот портал.

   Если Вы прочли , мой читатель, рассказ моего друга «Воды чистые, воды с сиропом» (http://www.proza.ru/2012/03/13/357 ), то можно двигаться дальше.

    С детства я мечтала стать «женским доктором», а вот отношение к психиатрии было неоднозначным. Но! Предмет-то обязательный в курсе медицинского института, вот и пришлось с опаской подходить к так называемым «сумасшедшим». Правда, понятие это обывательское, а такие слова или понятия, как «идиот», «кретин», «дебил» - не ругательства, а суть – медицинские термины.

   «Не дай мне, Бог, сойти с ума, уж лучше посох и сума!»  А вот отношение к психиатрам у меня очень уважительное: это какую же силу духа надо иметь, чтобы выдержать общение с этими больными, какое высокое стремление , помочь тем, кто обижен природой.

    Забегая вперед, расскажу, как я ,годы спустя, находясь в Москве на повышении квалификации, 2,5 месяца жила в общежитии в одной комнате с ташкентским психиатром, очень красивой и милой женщиной. Называть ее настоящего имени не буду, да и что выдумывать, ведь у моего друга она неоднократно упоминается в рассказах под псевдонимом Стэлла. Вот она-то мне и рассказала, как одна ее постоянная пациентка, отпущенная домой после курса лечения, влюбилась в нее ( и  я могу ее понять!). Так эта Маша ежевечерне являлась под окна дома Стэллы и пела ей «серенады».
  - Стэллочка, я тебя л-ю-юблю!

   Попытки уговорить ее ( с балкона), не позориться перед соседями и пойти домой, мол , завтра приходи на работу, там и поговорим, наталкивались на обиду:

   - Ты свою Лильку ( дочка Стэллы) больше любишь, чем меня. Я ей ноги переломаю.

   Но вернемся в студенческие годы. Настал и день, когда у нас начался цикл психиатрии, каждый из нас, студиозусов, должен был курировать больного и составить свое заключение.  Психиатрическая больница в Ташкенте , база нашего института, находилась по линии трамвая номер 5, так и говорили обыватели: « тебя надо отправить по пятому номеру».

   В буйное отделение нас и не приглашали, мы получили для курации «спокойных» больных. Избранная для меня  пациентка  казалось тихой и угрюмой, я расположилась напротив нее с толстым учебником и листами бумаги, когда она внезапно и быстро вскочила и швырнула мне мой учебник в голову. Я успела уклониться, не зря же я тренировала реакцию в школьные годы на теннисных кортах. Сбежавшийся персонал быстро увел больную, а мне:

  - Извините , мы забыли Вас предупредить, она не переносит людей в очках, по отношению к ним может быть и агрессивной.

      В качестве компенсации за пережитый шок, я получила другую пациентку, спокойную, интеллигентную женщину средних лет, научного сотрудника одного  из институтов АН УзССР.

   Как говорится, чтобы сойти с ума, надо, как минимум, иметь, с чего сходить. Спокойно, размеренно, негромким голосом, речь интеллигентного человека, пациентка рассказывает мне свой анамнез.

    - Они тут меня считают сумасшедшей, заперли меня и пытаются лечить, но   я не более больна, чем все окружающие. Видите, какая я худая? Сильно потеряла в весе за последнее время. Я не могу есть, так как вся еда покрыта микробами. Вот Вы, смогли бы есть хлеб, если бы видели, что по его поверхности микробы ползают?

  - Ка-а-кие микробы?
  - Ведь микробы-то на самом деле есть везде, только не все их видят. Вот Вы носите очки, а без них плохо видите. А под микроскопом микробов видели?

   Надо сказать, что на занятиях по биологии на 1-м курсе, мы сами брали у себя мазки изо рта и уха, клали предметное стекло под микроскоп и рассматривали,то, что у нас имеется во рту. Как и во всех открытых отверстиях тела человека, да и на поверхности его кожи, есть определенная, так называемая условно-патогенная флора. Мы живем с ней в состоянии «вооруженного перемирия». Ослабнешь и готово, без объявления войны микрофлора переходит в наступление.

  -  Просто у меня так устроен глаз, как под объективом микроскопа я вижу миллионы микроорганизмов, то, чего не видит обычный человек невооруженным глазом, но это ведь не значит, что их нет! А сумасшедшими люди всегда объявляли тех, кто отличается чем-то от большинства, от того, что они считают нормой. Еще повезло, что живу не в средние века, просто бы объявили ведьмой и сожгли на костре инквизиции.

   Вроде все логично, не так ли? Бедная женщина, не разобравшись, и в «дурку» запихнули. Окрыленная своим открытием, и преисполненная благих намерений и справедливого негодования, я бросилась к куратору.

  -  Она же совершенно нормальная, просто у нее глаза устроены иначе, как можно...

  - Слушай, ты не  устала? Не хочешь отдохнуть? У  меня в палате, рядом с этой пациенткой есть свободное место.

   Я с негодованием отказалась.

Вот так, как-то не сложились у меня отношения с психиатрией, а ведь – интереснейшая область медицины.