Игуменья

Лерис
             Ступни ног горели,игуменье казалось,что идет она по битому стеклу и осколки врезаются в ее кожу, но вызывать к себе сочувствие она не привыкла, терпеливо выслушивая страждущих прихожан.
             Под вечер Агафья еле доплелась до своей кельи, открыв тяжелую дверь и втянув носом запах лекарственных трав, которые принесла еще утром. В теле чувствовалась слабость, кости ломило, не разболеться бы подумала она, кому будет охота ухаживать за вздорной старухой. Перекрестившись на бумажный иконостас, поблагодарила Бога, давшего ей силы, отстоять многочасовую молитву. Сняла платье, положив его на табурет , оставшись в холщовой рубашке и прошла босыми ногами к жесткому топчану. Не смотря на жаркий август и духоту в келье, Агафью знобило. Она легла, свернувшись калачиком как в детстве, и укрывшись лоскутным одеялом, но ей не спалось. Думала она не про себя, а про случай,  произошедший сегодня в церкви.

     Плачущая женщина подошла к ней прямо на молитве, причитая.

-Матушка,святая ты наша,помоги. -Целуя ей руки. Ничего не можем со снохой поделать.., вроде как , -покрутив пальцем у виска,- тронулась с  горя.

Испуганная девушка с маленькой дочкой на руках стояла сзади. Черное лицо девочки с проваленными глазницами и источающей трупный запах вызывало страх у прихожан, они крестились и уходили прочь.

 Игуменья, молча слушала эмоциональную женщину, перебирая четки. Ни один мускул не дрогнул на ее лице, как будто такое она слышала не впервые.


-А все виной ее грех, с отцом своим спала… -выпалила на одном дыхании женщина,- а сын не побоялся, взял ее в жены, дочку народили, а она за старое взялась…У меня хороший сын, только и он не выдержал, поколачивая жену, а она все равно «за сладким» бегала, забыв про стыд. Вот и в этот раз оставила на меня внучку, а я как назло стирку затеяла в Ильин день, грешница. Вскипятила ведро воды, и на пол поставила, а сама за бельем пошла.Слышу крик душераздирающий, а Сонечка прямо в кипяток угодила. Сварилась заживо страдалица, и скорая не подоспела . -Утерев рукой слезы. -А сноха после этого сразу заговариваться стала, мелила, не пойми что. Мы хотели похоронить внучку, а она не подпускает к ней, кусается, и все баюкает ее как живую. Помоги матушка,век благодарны будем.

Девушка  не реагировала на происходящее, лаская ребенка,что-то бормоча и улыбаясь. -Тише,-погрозив пальцем свекрови,-дочка спит. Слышите,сапит.
Агафья подошла к ней. Ей сегодня нездоровилось, но свое личное она всегда отодвигала на задний план, помогая прежде всего страждущим .

- Дитя мое, дочка скоро  проснется, а ты в таком неприглядном виде,еще и напугаешь ее. Иди домой, умойся, нарядись в самое лучшее, а я пока за ней присмотрю.

Та, поверив добрым глазам игуменьи, отдала ребенка и радостная побежала домой.
 Свекровь подхватила девочку и вышла из церкви, где ее ждал сын. Уложив  ее в гробик, лежащий в коляске мотоцикла, двинулись на кладбище.

 Агафья долго смотрела им вслед, вспоминая и свою тяжелую жизнь, когда-то и ее живого ребенка на глазах у матери утопил родной дядя. Много пережила она за жизнь, воспоминания были такие тяжелые,что кровь стыла в жилах.
Рядом с Агафьей пристроилась пожилая прихожанка.

-Я соседка ихняя,враки все это,сноху в тринадцать лет отец родной изнасиловал, когда  мать ейная померла о чахотки. А девка хорошая была,это ее свекровь с сыном-алкашом довели до ручки. Они не работали нигде,воровали, бывалочи пройдутся по подвалам,то банку огурцов,то варенье сопрут,а сноха работала на двух работах,высохла как щепка стала,а была когда-то справная да гладкая. А девчушки ейная смышлененькая была,все стишки мне читала Наша Таня громко плачет…    .
 
Вот только бы языками мелить,лучше помолитесь за нее,и то лучше будет.-влезла в разговор молодая монашка.

      Прошла ночь, а Агафья то проваливалась в сон,то снова просыпалась, под утро ей стало совсем плохо, силы покинули ее.

       Скрипнула тяжелая дверь, на цыпочках к иконам пробралась воспитанница в платье, болтающемся как на вешалке. Лишь по ее молоденькому личику можно было понять, что это далеко не старушка. В комнату не разрешалось заходить никому, но отсутствие игуменьи на утренней молитве заставило нарушить существующий порядок. Воспитанница чиркнула спичкой об коробок, поднеся пламя. Свеча не хотела разгораться, потом засветилась ярким светом, бока ее стали медленно плавиться и стекать вниз словно слезы.

       Игуменья верой и правдой служила Господу и людям и никогда не роптала на свою судьбу. Много раз ей предлагали поселиться в отдельном, просторном флигеле около церкви, но она отказывалась, считая  себя не достойной жить в таких хоромах. За то что она наравне со всеми несла тяготы церковной жизни, ее почитали и любили.

         Увидев открытые грустные глаза Агафьи, девушка вымолвила:

     -А чего ты матушка не встаешь? -Поправив сбившуюся у изголовья подушку, -утро в разгаре, монахини беспокоятся , послали за тобой.

     - Мой час пробил, и не подняться мне более детонька.

     -Ты заболела? Может позвать сестер?

     -Не надо их отрывать от молитвы.

        Странно было то, что, лишь перед кончиной Агафья решила рассказать о своей жизни, покаявшись перед  молоденькой девушкой,которую еще ребенком спасла от голодной смерти. Видно она боялась Божьего гнева, и исповедываясь перед батюшкой, часто упускала грешные моменты своей непростой судьбы
 
     -Послушай  дитя мое. Дважды прожила я свою жизнь.

     - Как это матушка? -Удивленно посмотрела на нее девушка.

     -А видела ли ты людей, перешагнувших сто пятидесятилетний рубеж? Вот и выходит две жизни я прожила. Тятя и матушка, будучи в разных браках, родили меня с грехом пополам. Вот и мучилась я всю жизнь. Не едала хлебушка вдоволь, хоть и была графских кровей. Я прихожусь внучкой самому Суворову.
-Не может быть!? –Открыв рот от удивления.
-Еще как может.
 Светлым пятном моей никчемной жизни была лишь любовь к Васеньке, да недолгая радость материнства … Этим признанием она облегчила душу и сняла крест с души. Почуяв сильный внутренний жар, Агафья испуганно вздохнула, смерть подобралась слишком близко. Бескровные губы зашептали:

«Да, УЗКИ ВРАТА, ВЕДУЩИЕ В ЖИЗНЬ, И НЕ КАЖДЫЙ ОТЫСКИВАЕТ ИХ, И ШИРОКИ ВРАТА, ВЕДУЩИЕ В ПОГИБЕЛЬ.»

Девушка смирно стояла, ловя каждое слово .

     -Когда я усну навеки, пусть на кресте напишут просто: «Раба Божья Агафья почила в возрасте 154 лет».
Обещаешь?
 Девушка заплакала, утирая кончиками платка слезы.
 
     -А как же я без тебя жить буду?

     -А ты цветочки будешь носить на могилку, - через силу улыбнувшись, -замуж выйдешь, как когда-то я мечтала, деток нарожаешь, и все будет хорошо. А я буду на облачке сидеть, свесив ножки, и радоваться за тебя.
-Матушка страшно умирать?

     -Не надо бояться смерти,мы гости в этом бренном мире, пора домой возвращаться, загостилась я видно на земле. Как меня примут только там?  Жила в грехе, всю старость замаливала его. Душа моя при жизни ютилась в  темнице. Лишь при смерти она вылетит свободной птицей наружу. Все тяжелее стало дышать ,каждый вздох давался с трудом. Она  взглядом обвела комнату, посмотрев на солнышко через маленькое окошко кельи, перекрестилась, сложила руки на груди и  тихо померла.

11 августа 1958 года в ясный солнечный день в Саратове хоронили пожилую игуменью, внучку полководца Суворова А.В., прожившую жизнь, не похожую ни на одну другую, которая стала обрастать легендами. В это самое время в городе Куйбышеве родилась девочка с родимым пятном как у Агафьи, которая ,повзрослев, раскрыла тайну семьи графа Суворова.


Продолжение...