Управляющий временем

Марина Стрельная
     Как только не именовали человеческий род?  Человек умелый - Homo habilis –  впервые выдвинувшийся из остального  биологического мира за счет изготовления и пользования орудиями труда.
     Человек играющий - Homo ludens,  свободный, свободно действующий и упорядочивающий игровое пространство,  материально не заинтересованный, но рождающий культуру. 
     Человек творящий -  Homo faber, разворачивающий бесконечно разнообразную, меняющуюся  искусственную среду обитания, где инструменты и орудия создаются в первую очередь для создания  инструментов и орудий, и так непрерывно.
      Утвердились, наконец, (в явном самообольщении) на Человеке Разумном – Homo Sapiens, что, естественно, звучит гордо и говорит само за себя.
      Однако, эволюцию  терминов  нельзя остановить на этом достойном звании, так как видоизменения ( назвать их эволюцией - не поворачивается язык) человека в цивилизации  продолжились.  Стараниями Человека Творящего и Человека Разумного явился миру Человек Потребляющий - Homo consumiens .  Он приходит в этот мир лишь с целью потреблять и расточать:  живая ли это природа (живые организмы) или природа неживая (полезные ископаемые, вода  и  все остальные материальные ресурсы планеты); или искусственно  произведённое человеком для насущного потребления ( товары), забав, утех и удовольствия. 
     Человек потребляющий  на этом не останавливается.  Он потребляет  других людей: в массе (народы и целые государства,)и  по отдельности, используя их  в переносном (властвуя, угнетая), а часто и в прямом смысле - как генетический материал и трансплантаты. Разницы нет. Главное, потреблять  всё, до чего дотянутся руки и тех, кто слабее и не оказывает  достаточного сопротивления.   Новый вид можно более чётко  обозначить как всепожирающее позвоночное. 
         Сегодня человек научился массово потреблять информацию.  Этот вид потребления возник вместе с разумностью, то есть присущ человеку разумному по определению. Изменилась лишь форма потребления.  Ранее  потреблённая информация успешно использовалась для адаптации и ориентирования в реальности, для обучения и передачи знаний и навыков потомкам, для познания и раскрытия тайн мира, наконец.  И  потому она старательно усваивалась,  осознавалась, понималась, оценивалась,  сравнивалась, перекодировалась, встраивалась в картину мира.
         Процесс потребления информации напрямую связан с самой таинственной характеристикой бытия   - со временем.  Ранее ошибочно считалось, что время – форма существования материальной реальности, главное условие смены её состояний.  Иммануил Кант усомнился и причислил время к форме чувственного созерцания.  Время стало полагаться субъективной реальностью.
        Идеологи постмодернизма окончательно записали время  в атрибуты сознания.  По их мнению,  время не существует, не разворачивается в реальности,  оно не объективно.  Время лишь постигается, причём опосредованно.
       На мой взгляд, это значит, что время постигается через символизацию, информационно.  То есть оно напрямую связано с  объёмом информации,  проходящей через сознание, но не обязательно в сознании остающейся. Скорость течения времени зависит от  способности усвоения информации, и  зависимость эта обратная. Именно поэтому в детстве время течёт медленно, а в старости неимоверно ускоряется.  Дети глотают информацию и переваривают её быстро. Старики делают это не так лихо, и чаще всего с торможением и  трудностями. 
      Потреблять информацию - не значит обязательно  её усваивать.  Главное,  сам процесс потребления. Сегодня интернет даёт нам возможность перелопачивать горы информации. Зачастую смыслы её совершенно не уразумеваются или мгновенно утрачиваются, испаряясь из памяти. Вспомним, как быстро человек, ежедневно смотрящий в интернете новый фильм, забывает и его название, и его содержание.
      Время жизни человека, зависающего в интернете, сжимается, как шагреневая кожа. Таким образом, по субъективным ощущениям,  подлинный потребитель информации, точнее, пожиратель информации, Homo consumiens, живёт гораздо меньше и человека разумного, и человека играющего, и человека творящего.  И это при объективно (для стороннего наблюдателя-хронометриста) увеличивающейся продолжительности жизни людей в современной цивилизации потребления. 
      Осознаем до конца, в последней интерпретации  время имманентно сознанию и в целом, психике. Субъективное время ( в том числе воспринимаемое как время жизни) есть время истинное. Осознаем и убоимся. Мы  сами обрушиваем время и укорачиваем свою жизнь!
      Как можно защититься от обрушения времени?  Казалось бы, просто. Проживать информацию как состояние, сопереживать воспринимаемой информации, пропускать её через сердце, а не только по касательной (хоть и через органы чувств). Тогда она усвоится и запомнится надолго. И затормозит время.
      Но тут возникает серьёзный вопрос.  Информация, захлёстывающая сегодня наше сознание, преимущественно негативна. Естественная реакция психики на негатив - вытеснение. Отторгнуть и забыть.
     Хватит ли сердца на сопереживание?