Записная книжка - 12

Хеккуба Крафт
* * *
Я никогда не хожу на парады.
Я никогда не хожу на парады и демонстрации. Не кричу ура, не машу флажком с глупой улыбкой. Не держу в руках транспаранты, не отпускаю в небо разноцветные шарики. Не пью во дворах теплую водку из одноразовых стаканчиков…
Я люблю День Победы. Люблю смотреть, как идут ветераны.
Люблю слушать, как звенят медали у них на груди…
Но мне больно смотреть им в глаза, последним солдатам Великой Отечественной.
Больно смотреть в глаза, и не стыдно плакать.
Я  –  никогда не хожу на парады.

* * *
Когда у меня идет носом кровь, я просто беру салфетку и промакиваю. Потом другую салфетку. И никому ничего не говорю, это же просто нос, ничего страшного. Дурная кровь выйдет, а хорошая останется, говорю себе, хлюпая носом…
Когда у меня ОРВИ, я не меряю температуру. Специально, чтобы не знать, эти знания не пойдут на пользу. А без термометра будет казаться, что я более-менее здорова. Без термометра  –  ведь совсем другое дело!

* * *
Про Гоголя.
Видела во сне Гоголя. Он стоял на постаменте в красивых одеждах, молодой, с вьющимися кудрями, и в усах. Я не успела восхититься этим зрелищем, как вдруг памятник ожил. Обратившись ко мне строгим ликом, Гоголь сошел с постамента и решительно направился в мою сторону. Я побежала, я поняла, что Гоголь хочет надрать мне задницу, а за что  –  не знаю.

* * *
Тот червяк.
Встречаю на дороге червяка, и думаю: а что, если это тот червяк, который ел мою маму? Или друга?! Или вдруг это сынок того червяка, или его внук... правнук? И вот как мне к нему теперь относиться?..

* * *
Вчера!
Рассказала подруга. Ранее утро. Из лесу выходит изнуренная баба с кругами под глазами и полным ведром клюквы. Люди, что приехали за клюквой, диву дались -  вот так баба! «Ну и ну, -  говорят, -  мы только еще приехали, а вы уже полное ведро ягод набрали!...»  -
«Ага!  –  отвечает баба.  -  Вчера!...»
Оказывается, баба заблудилась и всю ночь провела в лесу. Уж как она там ночевала, одному Богу известно. И наверно, нескоро ей теперь захочется снова идти за клюквой!

* * *
О подъемных кранах.
Всегда испытываю к подъемным кранам противоречивые чувства. Боюсь высоты потому что. Ну, вот как они там работают? Ежели чего случится, страшно падать вместе с краном. И отдельно тоже страшно. Но вместе  –  особенно. Страшнее, чем в лифте, здесь ты хотя бы ничего не видишь. А с высоты крана можно увидеть свою смерть в цветных подробностях.

* * *
Пейджер.
Который день на пейджер приходят сообщения:
«Сыночек, от тебя уже столько дней нет вестей! Почему ты не отвечаешь?.. Я очень волнуюсь! (Мама.)
И наконец сын отвечает ей ночью, во сне:
«Мама! Не шли мне больше сообщений!.. Я  –  мертв, мама!..»

* * *
Последний бой, он трудный самый...
Из передачи по ТВ  –  «Чрезвычайное происшествие» (2012 г.).
87-летний ветеран Великой Отечественной войны убил уголовника. Защищаясь, зарезал его же собственным ножом, когда тот вломился в дом и стал требовать деньги и военные награды… 
Наконец-то, свершилось! Сколько лет я ждала этого дня, когда хоть один отморозок понесет праведное наказание  –  за всех обворованных, униженных и убитых ветеранов, и просто стариков. И это возмездие свершилось рукой ветерана Великой Отечественной. Хотя сам попал в больницу с ножевым ранением в грудь. Милицией было заведено уголовное дело, но видимо, больше для порядка. Они и сами рады, что ветеран порешил подонка, которого, оказывается, давно искали, -  он вернулся из тюрьмы и принялся за старые делишки. Но никак не могли отловить…
Я бы этому мужественному человеку, этому солдату пожала руку и обняла крепко, и земной поклон ему положила!


* * *
«Географ глобус пропил».
Не впечатлил фильм, ну вот нисколечко. Почему? На пропащих учителей смотреть желания нет. Учитель  -  это свет, а какой свет несет главный герой, если даже дети отправляют его в игнор (и ведь есть за что!). Или может зрителю надо быть благодарным, что учитель сумел не трахнуть девочку в походе, оставшись с ней наедине? Так это дело времени, пожалуй, еще один такой поход и... Если бы эта дикая сцена произошла в фильме, то тогда уж лучше  посмотреть "Груз 200", и не заморачиваться больше ни на чем. (Кстати, не смотрите «Груз-200», кто еще не успел, пощадите свое сердце.) И вообще, когда в фильмах нет света, а только один депрессняк, это плохо, это очень печально. Это значит, мы гибнем..

* * *
Перцовый пластырь.
Поставила мужу на позвоночник перцовый пластырь. На его этикетке был угрожающе изображен большой красный перец. И не зря! О, боги, как же этот пластырь вонял! Супер-клей «Момент» или спец-клей… перед ним детские цветочки. Когда проезжаешь мимо желатинового завода, запахи стоят просто нестерпимые. Вот и этот пластырь вонял тухлыми костями...
Я говорю, мы отравимся с тобой, как два токсикомана, и утром на тахте будут лежать два трупа. Когда нас найдут, -  а найдут нас не то чтобы скоро, -  ты будешь с необработанными пятками и длинными ногтями, а я с немытой головой со слипшимися волосами. Давай попрощаемся на всякий случай?..
Всю ночь я в страхе просыпалась и ощупывала, не умерли ли мы уже? И опять уплывала в нирвану, убаюканная наркотическими парами ненавистного перцового пластыря. Я никогда бы не ушла спать в другую комнату. Не могла же я оставить мужа в трудную для него минуту одного-одинешенького. Тем более, что у него хронический насморк, и он ни хрена не различает никаких запахов.

* * *
О любителях телефонных разговоров.
О, как же я не люблю, когда звонят не по делу. И этот кто-то всегда звонит не вовремя. Тебе хочется спать, а он звонит, надо в магазин, а он  –  звонит! У тебя на кухне горят котлеты, драники, сырники, плывет каша из кастрюли, а он звонит! Ты хочешь выпить водки и забить на этот гребаный мир  –  а он звонит, звонит, звонит!..  Звонит и рассказывает. Он не слышит тебя, не знает твоей жизни, твоей боли. Ему не важно, какое у тебя настроение, он не спрашивает как твое здоровье, ему все равно, что ты можешь завтра сдохнуть. Ему нет до тебя дела, ты ему вообще не нужен! Ему нужно только твое ухо, твоя ушная раковина, в которую можно говорить, говорить, говорить!..  Потому что ты  –  его слушаешь, ты не вешаешь трубку. Вот и слушай, дурак! А знаешь что, лучше подари ему свое ухо, подари ему при встрече свое лишнее ухо. Отрежь и подари. Он так будет рад, и ему больше не придется тебе звонить, у него же теперь твое ухо.

* * *
О ночных почесушках.
Не знаю, это только у меня так, или у других тоже. Легла спать  –  зачесалась ладонь правой руки. Кто к нам может придти, думаю, теперь же бедные все. А главное, мы  –  бедные. Кто к нам пойдет, к таким? Или какой смысл бедняку к беднякам приходить? Ну и ладно, оставим этот философский вопрос, и поведем речь о ночных почесушках. Иногда только ляжешь, только удобно устроишься и закутаешься в одеяло в предвкушении сна, как вдруг зачешется что-нибудь. И что пренеприятно  –  в самых неожиданных и труднодоступных местах. Почешешь в каком-то одном месте, только притишишься и почувствуешь дремоту, как тут же начинает чесаться в другом, потом в третьем, в четвертом… (Кстати, мыться, если что, пробовала.) И если бы только это, так я же еще и с подушкой воюю! Я очень капризно отношусь к подушкам, это вообще отдельная песня. И вот так каждый раз  –  то с подушкой воюешь, то что-нибудь чешется. Ну, и мысли, конечно, голову буравят, не без этого (анализ прожитого дня, голос совести, планы на завтра). Я почему-то планировать завтрашний день начинаю прямо в постели. Подушку удобно пристрою  –  чесаться начинаю, почешусь  –  мысли одолевают. Пока с совестью разберусь  –  уже рассвет. Ну, и когда спать?

* * *
Якуб Колас.
По ТВ сообщили, что сегодня 100 лет со дня смерти великого белорусского писателя Якуба Колоса. Кроме прочего было отмечено, что поэт написал свое первое стихотворение в 12 лет… 
"Ну вот, я тоже сочинила свое первое стихотворение в 12 лет, но Якубом Колосом почему-то не стала", -  разочарованно заметила я.

* * *
Лампочка во рту.
Никак не могу успокоиться по поводу лампочки во рту. Входит  –  да. Но почему не выходит? Что там такое происходит с челюстями, почему их вдруг заклинивает и они не выпускают лампочку обратно? Меня раздирает любопытство, но проверять не решаюсь. Потому как если я ее не вытащу изо рта, то мне придется с торчащей лампочкой ехать через весь город в травмпункт, с платочком на лице. А там люди, а люди будут смеяться, и доктор будет смеяться, вон, скажет, еще одна пришла, долбанутая!
Муж говорит, что это уже проверено, что все попытки любопытных глупцов заканчиваются походом в травмпункт. А я все же нет-нет да и подумаю о лампочке. Проклятая лампочка будоражит мое воображение! Кто меня успокоит, кто утешит меня, кто объяснит мне про эту ненавистную лампочку?..

* * *
Деликатно о мухах.
Из наблюдений. Вечер, мягко горит торшер. На стене сидит муха, уже целый час, не двигается. Похоже, спит.  Хотела было пристукнуть ее газетой, но передумала. Она мне не мешает, не жужжит, не ползает по рукам, не лезет в лицо. Такую муху убивать нехорошо, просто неприлично. Ладно, пусть сидит. На такую муху, на спящую, я согласна. Такая меня устраивает.
Банку из-под варенья оставлю мухе, пускай вылизывает. Вот ведь зараза, живет 10 (20) дней. Зачем ей жить? Что за 10 дней познает муха?
Из рецензии. 
Не допускайте мух до кофе! А то микробов от какашек принесут, опарышей всяких. Сядут на край чашки, будут делать вид, что умываются, а сами вам в чашку наплюют. Вот!

* * *
Перекур - чик!
___Подъезжая к остановке, троллейбус доверчиво прижался к ожидавшим его пассажирам.
___Отменный повар. 
Был таким классным поваром, что не успевал посмотреть на колбасу, как она уже скворчала на сковородке.
___Любовь зла.
Весь вечер в гостях он упорно смотрел на меня. Я просила подруг, чтобы они прикрывали меня своими телами. Но он всякий раз неизменно находил лазейку, в которую можно было меня увидеть, и смотрел…
___Его котик был такой ловкий, что когда приходили гости, он прямо у них изо рта вырывал конфеты.


* * *
Не люблю ходить к зубному. Считаю, что заглядывать в чужой рот так же неприлично, как и в чужие трусы. Особенно, кода там куча черных дупел. В смысле, во рту куча.

 
* * *
Немножко о кофе.
По-настоящему я сблизилась с кофе только после сорока. Правда, я не фанат этого напитка, не бегаю с чашкой тюда-сюда и не пью его на каждом углу. Но отношусь к нему с большой симпатией и уважением. Я люблю кофе пить дома, с лимоном и имбирем, с черным шоколадом, люблю шелестеть шоколадной фольгой. Есть что-то в нем притягательное и таинственное, как и в самом процессе пития. Пока не знаю, что именно, но скоро узнаю. А сейчас знаю наверняка  –  это воистину царский напиток! Кофе  –  это философия, так же как «писательство  –  это образ жизни».

Есть еще готический кофе. 
Это когда пьешь кофе и читаешь рассказ или смотришь фильм ужасов про кладбище и зомбаков. И кажется, что кофе отдает неуловимым запахом могильной плиты и ночных кладбищенских фиалок… Готический кофе пахнет фиалками, что может быть прекраснее? И лунным серебряным светом, и задумчивыми тенями мертвецов... Ах, что может быть восхитительнее?

Есть космический кофе, который пьют космонавты, находясь за тысячи километров от Земли  –  в чужой, неприветливой, черной космической бездне. Все ли вернутся домой, да и вернутся ли?.. А пока  –  космонавты пьют кофе. Прощайте! Прощайте, космонавты!

А есть кофе по временам года. Например, осенний, или зимний. Когда ты сидишь у морозного окна, пьешь обжигающий кофе и видишь, как деревья застыли в снегу, и искрятся на солнце. Пьешь кофе, а они искрятся... А между деревьев  –  скрып-скрып!..  –  по своим делам топает медведь. Но ты пьешь  кофе, и тебе до медведя нет никакого дела. Впрочем, как и ему до тебя. Он просто посмотрит в твое окно, проходя мимо. Медведь же не виноват, что его тропа лежит возле твоего дома.


* * *
Что-то о Ленине. 
Две рецензии двум разным авторам.
Очень люблю читать на сайте Прозы всякие штуки про Ленина, и потом писать свои короткие впечатления. Я вообще и плакаты всякие скачиваю в интернете с изображением Ильича. Не знаю, тянет как-то к нему и все, со школы еще…

1.
Я: Мы не жили нормально. Мы умрем, а он все будет смеяться, как ловко он нас надурил.
Автор: Спасибо. Это не о политике и не о Ленине. Даже сложно сказать о чем…
Я: Ну, понятно, что не про Ленина, я ведь так сразу и подумала. Начала читать, вижу  -  не про Ленина. Дочитала до конца, смотрю  -  точно не про Ленина. А мне-то как раз про Ленина надо. Эх, жаль, думаю, что не про него. Потом тоже... уходила и все оглядывалась, все сомневалась, может, думаю, ошиблась, может, там про Ленина?
2.
Неправда, всё врет ваш дедушка. Не мог Ленин есть в кондитерской мороженое! Не мог, и всё. Он вообще не мог его есть. А уж тем более в кондитерской, тогда и кондитерских-то не было. Вы понимаете, что говорите  –  Ленин и мороженое?! Нет, это решительно невозможно. Вообще ни в какие ворота! Ленин, он ведь даже не какал, я это точно знаю, еще с детства усвоила.


* * *
Тряпка.
Некоторые предметы точно лишние в природе. Потому что они оказались не на своем месте, например, случайно туда забрались, но место это оставлять не желают ни в какую. У нас на уровне 3-го этажа на суку дерева висела тряпка, очень долго, год или два. Трепыхалась на ветру, ежедневно и ежечасно раздражая меня. Она портила собой всю идиллию, только захочешь полюбоваться природой, выйдешь на балкон, а там эта тряпка. Ну, какое после этого может быть творческое настроение? Эта тряпка вынула из меня все кишки! Я не могла ее снять, как ни старалась, шваброй было не достать, еще не хватало упасть и разбиться из-за какой-то грязной тряпки. Потом на том свете спросят  –  а как она умерла? Да тряпку какую-то с балкона шваброй доставала. Это же просто позор  –  так умереть, полное безобразие!
В общем долго она меня мучила и издевалась надо мной, эта подлая тряпка. И лишь когда работники ЖЭУ подпиливали деревья, удалось-таки от нее избавиться.
Вот так и люди  -  займут чье-то место, или просто не на своем окажутся, и ни за что не желают этого признать, мучая и себя и других.


* * *
О старости и маразме.
С подругой иногда шутим на тему старости. Вот, говорим, придет «веселое» время. если доживем, конечно, когда надо будет начинать везде вешать таблички с надписями: на холодильник  –  «холодильник», на газовую плиту  –  «газовая плита», на входную дверь  –  «входная дверь»…  «туалет»…  «окно»...  и т.п. 
А потом... ну, потом, к этим табличкам станем привешивать дополнительные: «холодильник» -  здесь хранятся продукты! (перечисляем), «газовая плита»  –  на ней готовят еду, «дверь»  –  чтобы выйти на улицу, в магазин, к людям, «туалет»  –  чтобы…  Ну, и так далее.
Безрадостная картинка. Какая-то прямо вселенская тоска без надежды на утешение. И самое страшное, что все будет начинаться с безобидных мелочей  –  невнимательности, рассеянности, случайной забывчивости. Или с обычных яиц, которые вы варили, почему-то, вместо 10 минут целый час(!), пока они не дали из кухни о себе знать «автоматной очередью  –  тра-та-та-та-та!». Но об этом как-нибудь в другой раз.


* * *
Крокодилы разные бывают...
Коварство крокодилов еще никто не смог переплюнуть. Они могут валяться часами, как дохлое бревно. И все будут думать, что это просто бревно, и может быть присядут на него отдохнуть...
Смотрела по ТВ передачу про одного рыбака Чито,  который подружился с крокодилом, самым настоящим образом. Рыбак спас его от смерти, когда крокодил был подстрелен фермером за покушение на коров. Чито спрятал рептилию в лесном пруду, и долго выхаживал. После того, как крокодил выздоровел, выпустил его в реку, чтобы тот вернулся к своей нормальной жизни. Но на следующее утро рыбак обнаружил, что крокодил спит на веранде его дома. Крокодил наотрез отказывался вернуться в дикую природу. Так они и зажили вместе, Чито проводил с крокодилом много времени каждый день, плавал, разговаривал, кормил, гладил. И даже ночью он ходил его проведывать и поплавать с ним. Он знал все его повадки, настроение, и т.д. Их привязанность и дружба продолжалось целых 20 лет. А потом крокодил взял и умер естественной смертью, и рыбак сильно переживал. Попытки завести такие же теплые и доверительные отношения с другими крокодилами успехом не увенчались.
Этот единственный случай трогательной дружбы хищной рептилии с человеком пока не находит научных объяснений. Что это было? Исключение? Благодарность за спасение? Просто чудо? Да, вполне вероятно. 
И все же я в который раз убеждаюсь, что хищники могут жить не только инстинктами. Сначала лев ("ЗК - 10"). Теперь вот крокодил. И это  –  восхищает меня!


* * *
Торт бисквитный.
Моя мечта. Я бы хотела съесть Ленина и Гитлера в виде торта. Из принципа. В виде большого кремового торта, с розочками. Потому что  –  ну, а чего они?.. Сначала отрезала бы кусочек от Гитлера, вжик-вжик…  а затем от Ленина  –  вж-ж-ж… И снова от Гитлера, вжик-вжик…  –  и опять от Ленина. От Гитлера  –  от Ленина. От Гитлера  –  от Ленина!  Оно, если не думаешь кого ты ешь, тогда ничего, тогда нормально, хорошо идет. Да, я бы взяла и жрала этот торт назло, пока из ушей не полезло. Так я им отомстила сразу обоим. За революцию, за войну, за моего без вести пропавшего дедушку, за Кубу, за всё! И они бы от меня  –  отвязались! И не только они. Привет!


* * *
Антоновка.
Вы представляете, вы помните как пахнет антоновка, когда ее много?  Когда вы ее собрали и сгрузили в одно помещение, и она там лежит и млеет, и томится в ожидании. Ах, какие же невозможные ароматы она издает!.. И ты входишь в ту комнату, как бы невзначай, не нарочно, чтобы еще раз насладиться этим пьянящим медово-терпким ароматом осенней радости и увядающей жизни, в которой ещё так много жизни. И понимаешь, что ты  -  такое же осеннее яблоко, но еще не упало с ветки. Еще повисишь, дай Бог, еще повисишь. Хотя несомненно, уже скоро. Осень же... И ты не хочешь ничего с этими яблоками делать, не хочешь давить сок. А чтобы они вот так лежали и пахли, каждый день. Каждый день. А ты дышал, и надышаться не мог. Не мог надышаться...


* * *
Умершему другу.
 
*** Приснился умерший друг. Высокий, красивый, в сером плаще. В жизни он был очень болен. В моем же сне  –  здоров, и как я сказала, красив и статен. Он нес большую сумку, и я куда-то его провожала. Я сказала ему: «Сережа, ты же умер! Ты живешь в другом мире, и вдруг…  ты снова здесь? Как такое возможно? Это потрясающе!..» Он молчал и улыбался. Ему, мертвому для всего земного, ему, нездешнему жителю небес было ведомо многое. Он постиг истины и разгадал тайны, которыми мучился на земле, на которые не находил ответа. И теперь наконец-то счастлив…

*** А умирать, ведь это ничего страшного! Вон мой друг умер, и ничего.  С фотографии глядит и улыбается. Смерть, это как затянувшаяся игра в прятки. "А-у-у-у, Сережа! Я иду тебя искать!"

*** Вот и все. Вот и ты, мой дружок, прикоснулся к Вечности, к той таинственной неизбежности, о которой все говорят, что это  –  страшно…

**Больше ты ничего не расскажешь мне. Не услышу по телефону твой радостный голос. Как жаль. Мне бесконечно жаль. Все, что хотела услышать  –  услышала. Все, что могла вместить  –  вместила. Ты открыл мне простую и горькую истину: для того, чтобы понять настоящую цену человеку, надо его потерять…


* * *
«Письма мертвого человека» (Реж. К.Лопушанский, 1986.)
Друзья мои, посмотрите этот фильм - постапокалипсис. Он тяжелый, и эмоционально, и психологически, поэтому посмотрите, кто сможет, фильм заслуживает того. Я же приведу здесь впечатливший меня монолог ученого, которого блестяще сыграл замечательный актер Ролан Быков (приведу его полностью). Этот фильм  –  настоящий реквием по человечеству!

"Итак, судя по всему, история человечества закончилась… Что ж, пора подвести итоги. Сегодня я хочу говорить с вами, как мертвый с мертвыми, т.е. откровенно… 
Это был трагический вид, возможно, и впрямь изначально обреченный.  Роковая и прекрасная наша участь заключалась в том, что мы стремились прыгнуть выше самих себя, быть лучше, чем было положено нам природой. Мы находили в себе силы сострадать, хотя это противоречило законам выживания… Испытывать чувства собственного достоинства, хотя его всегда топтали… Создавать шедевры искусства, сознавая их бесполезность и недолговечность. Мы находили в себе силы любить. Господи, как это было трудно! Ибо неумолимое время предавало тлению и тела, и мысли, и чувства. Но человек продолжал любить. И любовь создала искусство, –  искусство, которое запечатлело нашу неземную тоску по идеалу, наше бесконечное отчаяние и наш вселенский крик ужаса – вопль одиноких мыслящих существ в холодной, безразличной к нам пустыне Космоса. Здесь, в этих стенах прозвучало много слов ненависти к человеку, презренья к нему и насмешек. Но сегодня я не брошу в него камень, нет. Я скажу так: я любил человечество, и люблю его сейчас, когда его уже нет, еще больше  –  именно за его трагическую судьбу. И я хочу сказать вам, коллеги  –  я люблю вас. Для каждого свой скачек сознания, возможно, это мой, я хочу, чтобы вы это знали. Сейчас я уйду в свою комнату, и для меня все кончится. В конце концов мы взрослые люди, и смерть не так уж страшна, когда погибло все… Мой сын меня понял и простил. Надеюсь, и вы поймете меня и не осудите…"


---------------------------------
Иллюстрация из интернета.
Спасибо автору!