Отрезвление

Владимир Воропаев
«Все любомудрие разделяется на две части — на умозрительную и деятельную, из коих первая выше, но труднее к уразумению, а другая ниже, но полезнее. У нас обе они одна другой способствуют. Умозрение служит нам сопутником к горнему, а деятельность — восхождением к умозрению: ибо невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро».
Святитель Григорий Богослов


Человек, встречающий очередную любовь в своей жизни, по опытному восприятию ожидает в ней чувства влюблённости, то есть чувственного опьянения и исподволь наслаждается им. И влечётся далее по волнам своих чувств…
Но, наконец, разобравшись, что любовь его видоизменяется и очередная любовь – это совершенно новое чувство, неожиданно предстаёт в тупиковом положении: а что мне с этим чувством  делать? В чём дальнейшее развитие моей любви?
По опыту жизни он уже знает градации этого чувства: влюблённая эйфория, радость новизны восприятия и физическая близость, как вершина развития, а что же дальше? – очередной распад!
И вновь разочарование. Человек заключает в себе: любви нет – всё это обман чувств, который я себе навоображал.

Действительно, в любви телесной всё заканчивается соитием, но любовь истинная – это чувство духовное и её развитие не имеет конца.
Это как острота зрения – во всех живых творениях на земле. Мы понимаем, что зрение у каждого творения различно: крот обитает в земле и зрение ему вообще не нужно, а орлу необходимо с большой высоты полёта видеть всё до малейших подробностей. И так: каждому живому созданию – своя острота глаза.
А человек, как венец сотворения Божьего, имеет огромнейший потенциал развития даже в зримости! От чувственного зрения он переходит к духовной видимости, которая сама по себе имеет множество оттенков: от самообольщения до Божественного созерцания.
«В философии Святых Отцов слово «созерца;ние» — имеет онтологический и гносеологический смысл. Оно означает: молитвенно-благодатное сосредоточение души на надумных тайнах, которыми изобилует не только Троическое Божество, но и сама человеческая личность, как и сущность Богом созданной твари. В созерцании личность подвижника веры живет над чувствами, над категориями времени и пространства, ощущает живую близкую связь с горним миром и питается откровениями, в которых находит то, чего «не видел … глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9)».
Преподобный Иустин (Попович)

И потому, всякая новая «любовь» – это всего-навсего примитивный блуд, навеянный падшими силами (демонами) или же собственными страстями: чувства, достойные разочарований.

Декабрь 2017