Дания. часть 5-я

Алла Слонимерова
Иду по улице, вдруг слышу: «Подожди! Подожди!» Оборачиваюсь. Ведь явно по-русски кричат. Вижу – Грета. Она с нашей группой несколько дней работала волонтёром.

- Привет!
- Привет! Прости, что тебя остановила. Мне сказали, что ты журналистка и очень захотелось познакомиться, но ты всё время куда-то рано убегала. А ещё я имя твоё забыла, вот и кричу на всю улицу, чтобы остановить тебя.
- Алла меня зовут. А ты Грета. Саша говорил, что ты из принимающих нас  самый контактный человек.
-  Всё, уже не в вашей группе. Завтра на работу выхожу. А тебя вот так неожиданно встретила. Ты куда-то торопишься?
- Да нет. просто с городом поближе знакомлюсь.
- Хочешь, пойду с тобой? Или лучше приглашаю тебя в гости. Вон мой дом – жёлтенький, под высокой двускатной крышей.

Как же кстати! Мне очень хотелось узнать, как изнутри выглядят эти симпатичные маленькие дома, придающие городу такой сказочный, уютный вид. Раскрашенные в разные цвета, вплотную прижатые друг к другу, с заботливо ухоженными цветочками на подоконниках. В гости… Как раз то, чего мне недоставало. Заходим в маленький магазинчик. Грета покупает шоколадное печенье, я – аппетитные булочки с фруктами. Чаёвничанье обещает быть сытным, можно не возвращаться в группу к обеду.

- Я живу скромно, - предупреждает Грета.
- Отлично! Как живут богатеи, представить могу, как  устраиваются нормальные люди – интересно.

Поднимаемся на второй этаж. Квартирка-студия. Метров 16 комната, аппендикс - кухонька. В комнате всё самое необходимое: раздвижной диван, обеденный стол, шкаф встроен в стену. Отдельно душевая кабина и санузел. На кухне – СВЧ, маленькая морозильная камера, мойка, она же умывальник, на стене две полочки. Квартирка съёмная. Обстановка полностью предоставлена хозяевами.

- Этого мне вполне хватает,- говорит Грета. Когда я работаю, завтракаю и обедаю на фирме. За это они, конечно, высчитывают деньги, но всё равно это выгодней, чем обедать в кафе на улице.
- А если не работаешь?
Грета открывает дверь морозильной камеры. Там приютились две тощенькие тушки ощипанных цыплят. Под подоконником пакет с овощами.
- Готовить я не люблю, но иногда приходится.
- А стираешь ты руками? Стиральную машину-то поставить некуда.
- Через два дома – отличная прачечная. Там десять стиральных машин. У меня своё время, чтобы не стоять в очереди. За час всё успеваю. Кстати, это тоже дешевле, чем стирать дома. И на электричестве экономия, и на воде. Не удивляйся, так живёт практически половина города. Купить собственное жильё  нереально – слишком дорого.

- А теперь о главном: откуда ты так хорошо знаешь русский?
- Я родилась на острове. Там у моих родителей дом и земля для огорода. А  почти рядом с нами – дом русских евреев. Им помогали строить островитяне ещё давно, когда во время войны рыбаки перевозили на острова еврейские семьи. В этом доме до сих пор говорят по-русски. Я росла вместе с их внучкой. Мы до сих пор подруги, и язык я знаю не хуже Анны. Кстати, она тоже здесь, рядом, всего в нескольких кварталах.

Чайник весело кипит, сообщая о готовности. Печенье и булочки поднимают настроение. А я похожа на весёлый детский киножурнал «Хочу всё знать». Знаю, что работает Грета сменным секретарём. В городе огромное количество фирм и фирмочек, а в них ещё больше секретарей и секретарш. Кто-то уходит в отпуск, кто-то заболевает. Да мало ли причин временно оставить работу. Вот тогда-то и приглашаются сменные секретари. У Греты и Анны особый статус. Знанием трёх языков – немецкого, английского и датского здесь никого не удивишь, а вот русский… За последнее время всё чаще появляются посланцы из России, поэтому язык востребован. Обе девчонки на хорошем счету, ещё и переводчицами поработать могут. Так что особых материальных трудностей не испытывают. Будем считать, что Грета ввела меня в круг жизни среднестатистического датчанина. Посидели мы с ней уютно и дружно. Правда, на обратном пути, когда она завела меня в общедомовую прачечную, мне там не понравилось: сыро, шумно, народу много. Нет, я лучше на своей собственной стиралке «поиграю».

                ……………………………………

Как обидно! Ах, как обидно. Казалось бы, обыкновенная деловая встреча оборачивается полным провалом.

Единственным заданием, которым нагрузила меня родная редакция, было знакомство с молодёжкой датского радио. Собкор "Комсомолки", тот самый, который водил меня по Христиании, договорился по телефону о встрече.

В назначенное время мы открывали тяжёлую дверь в старинном толстостенном доме. Приняла нас маленькая, типа прихожей в хрущёвке, комнатка с облупленными желтоватыми стенами. Из такой же массивной противоположной двери появилась сухощавая дама. Представилась продюсером. Такой должности у нас ещё не было. Мы тоже представились.

- Понятно, - сказала дама, глядя на моего спутника. - Вы майор?
- Какой майор?! - возмутилась я. - Это собственный корреспондент уважаемой и популярной в России газеты!
- Известны нам такие корреспонденты из КГБ. Ладно, я пошутила. Слышала даже,что ваш КГБ  приказал долго жить. Переходим к делу.

- Прямо здесь, в прихожей? Мне шутить уже не хотелось. Но задание есть задание. Объяснила даме суть визита. Сказала, что  нас очень интересует современная музыка, которая сегодня популярна у молодёжи. Готовы обмениваться музыкальными "блинами". С удовольствием узнали бы из первых уст о жизни ваших студентов и вообще молодых людей. Для этого готовы пригласить на несколько дней в командировку кого-то из корреспондентов. Мадам прерывает:

- Не очень уверена, что наш парень легко впишется в вашу комсомольскую компанию.
- Если Вы в курсе судьбы КГБ, то могли бы знать, что комсомола в прежних масштабах у нас тоже нет. Наши комсомольцы в бизнес рванули. Есть молодёжь, которой интересно узнать, как живут сверстники в других странах. А кроме того, мне хотелось бы посмотреть на ваши студии, послушать, как ведутся передачи, поговорить с коллегами. (Пауза).

- Пригласить в студию сейчас я не могу. Идёт эфир. Знаете сами, дело святое.
Я ничего не понимала. Тем более, чем могла нарушить святое дело. Сколько раз во время этого самого прямого эфира в наушниках раздавался голос редактора: "Музыкальный ряд сокращаем. Приехали двое французов (или кого-то ещё), с ними переводчик. Поговори  о том-то или о чём хочешь. Спроси про то-то или что в голову придёт.  5 минут в эфире". Никогда же не было проблем.

Разговор с мадам у нас явно не клеился. Мне было неприятно. Мне было даже чуть-чуть больно. Я начала прощаться. И вдруг услышала совсем-совсем человеческий голос:

- Ребята, мне искренне жаль. Вы просто в плохое время для редакции приехали. У нас совсем нет денег. Мы не уверены, что будем долго жить. Я бы даже сегодня пригласила вас в ресторан, но кошелёк пустой.

Нужны были нам её кошелёк и ресторан! Мне студию посмотреть хотелось. Но прощалась я с тайной радостью: моя замечательная родная редакция жива и жить хоть сто лет будет!. Кто мог знать тогда, что всего через несколько месяцев и её размажут по стенке? Кто мог знать? Я не знала.

                .......................

Куда бы я ни приезжала, один вопрос волновал всегда: почему так по-разному к нам относятся за рубежом? Кто-то с симпатией, кто-то с презрением. Кто-то с желанием понять, кто-то с отторжением, плохо скрываемым профессиональной улыбкой. В чём виноваты мы сами?

Один пример из практики первых лет послеперестроечного времени. Встреча в Москве наших студентов с американскими (тогда это стало уже дозволенным и даже приветствовалось). Аудитория переполнена. Стены едва вмещают собравшихся. Каждая сторона пытается доказать свою правоту. Американцы спокойно, наши всё больше накаляясь. Гость задаёт вопрос: "Россия уверяет, что она самая мирная страна. Почему же на стене перед нами  висит огромный портрет Вашего бывшего лидера и подпись "Ленин - наше оружие". Вы им стреляете? Громите, убиваете? Ваш оборонный бюджет не грозит стать наступательным?"

Что начинается в зале! Ответы звучат невнятно, зато от эмоций и ненависти воздух дрожит. Ненавидеть мы умеем.

Еще пример. Уже в Дании. Национальная галерея, где обитают картины главной гордости страны. Здесь Рубенс, Рембрант, Брейль, Матисс. Народа в залах не слишком много, а родной язык из уст переводчика даёт наводку на экскурсию с российскими туристами. Присоединяюсь к ним.  Группа невелика, в основном молодые, с провинциальной вычурностью одетые люди. Как выяснилось, дамы разбежались по магазинам, мужчины делегированы в музей. Им скучно. Кто-то даже слегка позёвывает. Экскурсовод интересуется нет ли вопросов. Есть вопрос: "Про вас мы уже здесь кое-что узнали. А про нас вы что знаете?"

 Экскурсовод явно смущена:  "Очень мало. А у вас действительно медведи по улицам бродят?" Откуда взялась эта чушь, разлетевшаяся по миру, не знаю. Вижу только, как наливается кровью лицо зкскурсанта, как сжимается его могучий кулак: "Сейчас я этой б..ди по морде врежу!" Переводчица дословно воссоздаёт прозвучавшее. И слово "хулиган" в ответ. Экскурсия заканчивается бесславно. Абсолютно с тем же самым я столкнулась в Лиссабоне в музее карет. Тот же вопрос, тот же ответ, то же завершение встречи.

Что это? Национальная идея патриотизма, доведённая до маразма? Отсутствие нормального воспитания? Желание показать свою силу необъятную? Только кому? Только зачем? На этот вопрос ответа я не знаю.

                ..............

Иду по улице. Светит солнышко. На газоне - травка и первые цветочки. Иду по улице. Настроение прекрасное, футболю камешек. Нам обоим весело. Камешек шустро подпрыгивает по булыжной мостовой. Я догоняю его, снова футболю. Ему надоело, он прыгает прямо в молоденькую зелень газона. Я обижаюсь, хочу достать его, но вместо камня обнаруживаю россыпь монет приличного достоинства. Нет, конечно, пять штук назвать россыпью слишком щедро. Но,как понимаю, на покупку какого-никакого сувенира вполне хватит. Вот это денёк, вот это удача!

Нало сказать, что с датской мелочью знакома ещё не была. Потому находка казалась особенно удачной.
Не долго думая, в бодром настроении напрвляюсь прямиком в ближайший сувенирный магазинчик. Смотрю на прилавок, на полки, на стены - красота необъятная. Как говорится, бери - не хочу. Но я захотела маленькую куколку в национальной одежде.

- Вы что-то выбрали? - Это вопрос продавщицы.
Я выкладываю на прилавок свою находку:
- На что этого хватит?
Девушка смотрит на меня удивлённо и сочувственно:
- А где Вы взяли эти деньги? Вам их дали вместо сдачи на рынке?
От растерянности киваю головой.

- Это старые деньги. У нас была реформа. Видимо, кто-то не успел обменять. Новые монеты выглядят совсем иначе.
С трудом представляю себе на что или на кого тогда была похожа. На растерянную отличницу, неожиданно схватившую двойку? Или на клоуна в цирке, чья глупая шутка была освистана зрителями?

- Что бы Вы хотели купить? - продолжает разговор продавщица.
Я показываю трясущимся пальцем на стенд с открытками. "Одну" - добавляю автоматом.
Девушка что-то кладёт в симпатичный конверт, благодарит за "покупку" и желает мне доброго дня.

На негнущихся ногах выхожу из магазина. Позор-то какой! Что стоило извиниться, достать из сумки настоящие деньги, купить понравившуюся куколку! Но я взяла конверт бесплатно.
 
В отеле рассказала Саше о том, что случилось. Вместе вскрываем злаполучную "покупку". Там оказались целых три открытки: Королевский замок, Ботеборг и Русалочка.
Саша смеётся: кто-то из группы тоже попал на выброшенные деньги. "Могла бы, - говорит, - сама подарить в благодарность открытки с Кремлём или с Москва-рекой, или с чем-то ещё. У тебя же их куча!" Но я просто растерялась. Мне и до сих пор стыдно.

                ................

Вот, пожалуй, и всё. Но прежде, чем проститься с десятью днями, прожитыми мною в Дании, приведу только три факта из истории страны.

1. Знакомо ли вам имя Мария София Фредерика Дагмар? Его вполне могло бы хватить на четырёх девочек. Но принадлежало оно только одной - очаровательной, судя по  фотографиям,хрупкой, невысокой принцессе датской. Правда, позже её  имя стало звучать совсем иначе - Мария Федоровна. Невеста российского принца Николая Александровича, увы, слишком рано скончавшегося от неизлечимой болезни. Позже Мария вступила в брак по новой любви. Императрица всея Руси, жена Императора Александра III, мать Императора Николая II - вот кем вошла она в историю. В её жизни было много счастья и бед. Она была любима родными и почитаема народом. Она пережила жениха и мужа, детей и внуков, трагедию семьи Николая II. На английском крейсере удалось вывезти её из Крыма в Данию. Но она любила Россию. В 2005-м году прах её вернули в Петербург.

2. В 1940-м году Дания - в течение шести часов была захвачена фашистской Германией. При животных аппетитах Гитлера это было естественно. Датчане знали, что в первую очередь при таком повороте событий могут погибнуть сотни евреев, нашедших прибежище в их стране.

В одну из глубоких чёрных ночей  предупреждённые евреи собрались с семьями и малым скарбом возле северного побережья. На лодках, барках, баркасах их увозили рыбаки на острова или в более безопасные страны. Ни один еврей не погиб от фашистской руки. Дания гордится этим.

3. Дания - страна самодостаточная, уважающая свои законы, не слишком часто вступает в международные свары и драки. Не наступать соседу на пятки, не слишком раздувать от гордости щёки - пожалуй, это её кредо. Обидно, правда,что не так давно она отказалась пропускать Северный поток 2 через своё морское пространство. Что ей двигало или, скорее, кто? На этот вопрос ответит только история.

Вот и всё. До свиДАНИЯ, ДАНИЯ! Пусть теперь уже только на страницах прозы.ру.