Секунда капитана

Альберт Шаров 2
        24 апреля 1974 года  большой морозильный рыболовный траулер «Эдуард Сырмус» (БМРТ-441), порт приписки Таллинн,работал в Северо-западной части Атлантического океана в промысловом подрайоне о-ва Сейбл.Сам остров,песчаный и невысокий,овеян летучими ветрами и частыми туманами, а также различными загадками и легендами.Туманы там почти всегда.Морские песчаные отмели вокруг и прибрежные воды океана известны,как большое историческое кладбище судов и кораблей,которые закончили здесь свои походы на дне океана.Они погибли в разное время,от воздействия ураганных штормов,сильных течениях и в сплошных туманах,скрывающих все,что там произошло и вообще было.В то время были неизбежно реальны и ошибки мореплавания,когда ещё не было радаров и других современных приборов, средств и технологии судовождения.А  погибшие парусные корабли в этих местах часто перевозили ценный груз,в том числе и очень часто золото в слитках,монетах и диковинных украшениях и другие старинные вещи и предметы.Волны и течения в разное время и с разной скоростью перемещали  песок по дну моря и  иногда прибивали прибоем к берегу острова различные предметы,а также золото и другое богатство.Местные рыбаки любили высаживаться здесь и находили здесь много интересного.А иногда и очень интересное.

           Особенно их впечатлял табун одичавших лошадей,летящих играющим галопом по ровному песку прибрежной отмели острова и обгоняющие ветер.Эти лошади,в волнах океана,приплыли сюда с тонущих парусных кораблей прошлых лет и веков.Им очень повезло,тем,кто достиг и выбрался на берег.Главное сохранили жизнь себе и потомству,питание здесь есть,а свободы от уреза воды до другого уреза и дальше до горизонта.

           Травяной покров здесь скудный,но оказался достаточным для их жизни и обитания...Воды тоже можно найти.Ручейки текут в море после дождей.А свободы здесь  больше,чем надо.Хищников и врагов нет.Простор  острова и в придачу простор бескрайнего океана.Чистейший воздух,ветер и высокое небо.Красота берега и очарование  моря.Это их дом.Лучшего места просто нет.

            Ширков сам очень хотел побывать там,в его ауре романтики,которой там вроде бы и не было.Просто в бинокль наблюдался пустынный темно серый кусок земли и все.Сам остров Ширков уважал и считал своим добрым знакомым.Но побывать так и не пришлось.

            Ширков попадал или его старались загнать  в этот район довольно часто.СЗА и БНБ.Северо-Западная Атлантика и Большая Ньюфаундлендская банка.

            В курортную солнечную Африку ему трудно было попасть,особенно без взяток и подхалимажа.В СЗА был меньше денежный коэффициент района и очень часто без валюты.Общая зарплата примерно раза в два меньше,чем в Африке,а тяжесь работы на порядок выше.

             Бывший блистательный отличник Таллинской торговой мореходки великолепного ММФ,по причине  своей скромности и стеснительности,не смог постоять за себя и он надолго попал в рыбную промышленность,РП СССР.А здесь,ребята,в основном с рыбной мореходки,рыбаки-ухари, все расторопные ,очень умело захватывали,лучшие места и районы промысла.Поэтому ему оставалось то,что оставалось.Очень часто сюда,в ураганы,шторма и туманы.

       Этот загадочный и почти романтичный остров Сейбл наблюдался,в основном,на экране превосходного радара тех времен «Дон».Он всегда был достаточно далеко,на линии или за линией горизонта,потому что БМРТ не мог приближаться,чтобы не нарушить рыболовную зону иностранного государства.Это было совершенно недопустимо.
            Однако в  хорощую видимость Ширков с интересом рассматривал его в морской бинокль.Особенно в моменты рефракции и сверхрефракции,когда объекты на низком Солнце искажались и увеличивались..По описанию лоции там паслись и обитали несколько табунов одичавших лошадей.Ширков очень хотел увидеть хотя бы одну лошадь,но так ничего и не получилось.Слишком далеко все таки.         

         Однажды,как всегда,БМРТ-441 рано утром деловито шёл по знакомой трассе с донным тралом в одиночестве.В общем была хорошая рабочая погода и небольшая туманная дымка.Ещё вчера в этом промысловом квадрате был почти весь флот, но сегодня все оперативно и гениально ушли в другой район на вспыхнувшую золотую жилу новой хорошей рыбы. Ширков промедлил  почему то, задержался и запоздал с этим.Решил хоть что то взять в старых местах днём (рыба ловилась здесь только днём),а уже на ночь перебегать куда и все.

          Около 06.00 утра по судовому времени Ширков был разбужен частыми
звуковыми сигналами,по пять в группе,мощным судовым тифоном.Судно подавало сигналы непрерывно.Это всё означало форс- мажёр.

          Вскочив мгновенно с койки Ширков в одних трусах и майке выскочил из спальни.Пробежал салон капитана и только чуть задержался у тяжёлой стальной двери класса «А»в противопожарной переборке.Эту дверь нужно было открывать на себя и это невозможно очень быстро.Затем влетел в штурманскую рубку и после этого- в рулевую.Пробегая салон капитана,метнул взгляд вправо и через большие прямоугольные иллюминаторы правого борта увидел,очень близко форштевень чужого БМРТ .Этот БМРТ ,его форштевень и рубка были нацелены прямо на каюту капитана БМРТ-441.Расстояние стремительно сокращалось и было уже безнадежно малым,чтобы что-то можно было изменить. Ширков мгновенно все понял и оценил ситуацию.

           Это была ситуация последнего маневра,по профессиональной морской терминологии,когда столкновения не удается избежать обычными маневрами.До удара чужого форштевня в борт БМРТ-441 оставались секунды.Чужой БМРТ такого же типа идет полным ходом 11- 12 узлов и держит курс на автомате.По всей видимости у него на мостике нет никакой вахты и вообще не видно людей.Это судно,уже ясно,никакого маневра производить уже не будет и уже поздно.По всем правилам и практике,он должен был давно уже уступить дорогу траулеру,идущему с тралом.Так требуют основополагающий документ МППСС-72,который,просто по чёрному,нарушил этот чужой БМРТ.Нужно изменить курс всего на 5-10 градусов,но там нет вахты.Судно прет на автомате.Удар будет в правый борт почти по центру корпуса и ,по документам и практике,БМРТ-441 должен будет затонуть в течение 40 минут или максимум час.Часть экипажа погибнет физически от мощи смертельного удара.

           БМРТ-441 идет с донным тралом очень малой скоростью,чуть более 4-х узлов при максимальных оборотах.Т.е. почти на месте, привязан как собака на цепи и никаких маневров произвести не может, а на него летит слепой самосвал. Судно связано и привязано к донному тралу и грунту, все  манёвры под тралом очень замедленны и не имеют смысла, да и уже поздно. Ясно, что на том БМРТ никого нет на мостике или штурман уснул или ещё что.Этот БМРТ перебегает в другой район промысла на вахте старпома.У него на мостике должен быть ещё и четвёртый штурман, матрос рулевой.Вахты больше,чем надо,но там вообще никого нет.

      
     На БМРТ-441,опытный и бывалый старпом Дерушев Борис Иванович,старше Ширкова лет на 10, с микрофоном в руке тщетно пытался на рабочей волне  ,вызвать этот БМРТ на радиосвязь . Четвёртый штурман сделал несколько выстрелов сигнальными ракетами прямо в лоб рубки этого БМРТ.Предупредительные сигналы звуковым тифоном. На нашем пульте ВРШ самый полный аварийный ход.

       Никакие  манёвры БМРТ-441 уже  не спасают положение, если прямо в борт в упор на полном прёт слепое судно.Это «братцы- калининградцы », - так называли их рыбаки других портов.Правила нарушали очень часто.Необходимо уйти с его курса и выскользнуть из под форштевня.Это невозможно,а другого варианта вообще нет.На блоках,струною натянуты,держат стальные ваера длиной 700- 800 м и далее тяжелый донный трал.

         Вахта БМРТ-441 сделала уже всё, что можно было сделать вообще.Все вызовы по РТ ,поданы все сигналы и все остальное.Машина выдает всю возможную мощность для хода.И это все не спасает положение.Вахтенному старпому очень трудно было определить эту опасность сколько нибудь более заранее.Рыболовные траулера вообще расходятся в близком расстоянии,в десятках метров иногда.А любое судно на полном ходу высокоманевренное и может отвернуть и уступить дорогу в любой момент.Но здесь был не такой случай.Встреча со слепым судном маловероятна,но именно так и случилось.

         Форштевень чужого  БМРТ через мгновение врубится в правый борт в район машинного отделения и жилых помещений экипажа.У  слепого БМРТ уже тоже нет времени и пространства на отворот или тем более отработку задним ходом, если даже штурман (вахта старпома) проснётся. Гибель БМРТ-441 неминуема через мгновение.

       Такие случаи уже были с калининградскими БМРТ и Ширков отлично понимал, что такое встреча с невоспитанным Калининградцем.

       Совсем недавно один, такой же, Калининградский БМРТ ,в простой ситуации, врубился на полном ходу в своего же такого же БМРТ  в район машинного отделения днём в куче флота, и тот последний затонул в течение 40 минут. Удар в машинное отделение,это самый большой отсек судна и неизбежная быстрая гибель БМРТ.

         Здесь ещё на двух палубах основные жилые помещения экипажа и будут мгновенно убиты многие.

       Cамое главное в этой ситуации то,что БМРТ-441 идет с донным тралом и никаких эффективных маневров произвести не может.
         Слепой чужак,на полном ходу 11 узщлов,разрезая лёгкие барашки почти спокойного моря и нарушая весь комплекс правил МППСС-72,прёт всей мощью тоннажа в центр правого борта БМРТ ,идущего с донным тралом. Спасения никакого нет.

         Подскочив к пульту управления Ширков понимал и знал всё. Времени не только не было,оно уже было «вчера».БМРТ-441 теоретически и практически погиб.

          Схватив микрофон связи с лебёдкой капитан успел крикнуть:»

          ЛЕБЁДКА!ОТДАТЬ ВАЕРААА…!».

        Конечно,это неизбежно,потеря дорогостоящего трала с ваерами, но это много дешевле, чем само судно и экипаж.

        БМРТ вздрогнул от бака до кормы и,как бешеный конь,освобожденный от постромок и груза, начал набирать скорость.Но это судно большого и тяжелого тоннажа.Быстрого разгона здесь нет и не бывает.Нужны минуты,а здесь нет даже секунд.

         Такой команды – «отдать ваера!»,вообще нет, никогда не было раньше, и не существует, и выполнить её невозможно сразу,ибо ваера на барабанах лебёдки с донным тралом фиксированы, и во время траления их длина, как правило, не меняется.Барабаны зажаты мощными двойными ленточными тормозами. Траловая лебёдка на БМРТ ,просто не придумали названия, а это серьёзный и масштабный агрегат, равноценный главному двигателю. Лебёдчик  никогда в жизни не слышал такой команды, а что либо объяснять уже поздно, у него две руки и два тяжёлых штурвала управления тормозами.
     Но оба барабана с ваерами взвыли моментально и мгновенно, как турбины в разнос, и загрохотала вся система блоков на палубе, через которые в бешеном темпе улетали в море десятки и сотни метров ваеров. Думаю, что вахтенный тралмастер и остальные на траловой палубе, услышав отчаянные гудки тифона, уже тоже подскочил и стоял у поста управления лебёдкой вместе с лебёдчиком.

           БМРТ- 441 «ЭДУАРД СЫРМУС»,освобождённый от ваеров, и перекрыв все запределы красных зон, как сорвавшийся с цепи пёс, пытался с места рвать ,как чемпион мира стометровку, но даже на всю эту отвагу и весь абордаж нужны были минуты, а тут не было даже секунд, а только доли секунды.

          Форштевень слепого БМРТ,разрезая волны 2-3 балла,был уже непосредственно близко. Практически начало гибельного столкновения судов и Ширков понял о неизбежности удара и гибели судна.Это страшное мгновение ожидания и самого факта.Никаких действий для избежания столкновения уже не было в списке возможных и они уже не имели никакого смысла.Это,как вы тащите тяжелые сани через переезд,а на вас летит локомотив в десятке метров.

          Или ,гораздо позже,такая же ситуация возникла и держалась весьма значительное время, когда большой совремиенный сухогруз "Пётр Васёв" довольно длительное время целил в правый борт пассажирского лайнера "Нахимов". В конце концов "Пётр Васёв" врубился в правый борт Нахимова и утопил его.

          Однако здесь небольшое ускорение для расхожденя уже было заметно и оно продолжало нарастать. Но всё равно поздно.

          Через два-три мгновения форштевень Калининградский БМРТ «ТОПАЗ » сошелся с кормой БМРТ-441 в геометрическом контакте. Но только в геометрическом.Фактического контакта корпусов судов не произошло.Удара в этот момент не последовало. И его не последовало вообще.Между двумя массами стальных конструкций появился невидимый малый просвет,настолько малый,чтобы его можно было увидеть.Это был секундный просвет в момент кратчайшего сближения судов.Но он был и сработал,благодаря этой секунде и катастрофы судов не произошло.
          Сам БМРТ-441 сумел выскользнуть из под летящего на полном чужого форштевня.Неважно,что там,между корпусами, был всего метр или меньше. На мостике БМРТ-441 был капитан, а не базарная девка.

           Ширков понял,что пронесло в очередной раз.Бывал уже в подобных переделках,но только подобных.А эта- самая рискованная и реально самая опасная.Эту уже не забыть.

           Калининградский БМРТ почти вплотную, просвистел пенящимися вихрями и брызгами , и пролетел по корме в расстоянии 2-3 метра.Столкновения не призошло просто чудом,в которое трудно было поверить. Матрос Иванцов, который был на самой корме у слипа, показал руками пол -метра. Полное нарушение всех руководящих правил и норм мореплавания, особенно МППСС-72 со стороны Калининградца.

            Лебёдчик успел задержать последние шлаги ваеров на барабанах, готовые сорваться в море навсегда ,вместе с тралом. БМРТ отработал задним и произвел выборку трала.Привели все в порядок,ну и вроде бы ничего и не было.

            На мостике эстонского БМРТ капитан,соответствующий всем стандартам,в цвету своих лет и сил,отлично видел и понимал, что столкновение судов,а за ним кораблекрушение, неизбежно произойдёт в следующую секунду.Но вот как-то пронесло и все в порядке.

          Никаких претензий к старпому и всей вахте нет и не могло быть в той ситуации,которую сотворил тот Калининградский БМРТ.Конечно,старпом лично не имел полномочий отдать ваера и потерять дорогостоящий трал.Хотя,безусловно,судно и люди,ясно дороже.

         Калининградцы имели на промысле самый многочисленный флот и репутацию самой  невоспитанной категории судовождения и мореплавания.Капитаны их БМРТ  на промысле в обычных  условиях,хотя это мягко сказано, не признавая никаких правил, сверхнагло лезли буквально на таран ,чтобы отжать тебя с твоей трассы и захапать у тебя твою рыбу, у тебя по курсу и у тебя под носом. И не только это, а вообще всё.Капитаны из Калининграда  очень заметно отставали в цивилизации от прибалтов, хотя географически находились рядом.

            Все начальство промысла и все инспекции были из Калининграда и примерно такого же уровня,как и капитаны БМРТ.

       Ширков записал все в судовой журнал и дал РДО на БМРТ «ТОПАЗ» и во все инстанции согласно ПОЛОЖЕНИЯ .

        Капитан БМРТ «ТОПАЗ» , возможно хороший человек,  просил всяких извинений и просил отозвать РДО.Можно было потерять рабочий диплом,или что-то ещё.Всё таки семья,жена,дети,то да сё.

         Он объяснил  такую ситуацию, что он сам находился на мостике и вся вахта тоже .Солнце только что взошло и «ТОПАЗ» шел курсом прямо на Солнце, которое было низко над горизонтом, этот встречный поток света от Солнца за длительное время наблюдения парализовал и усыпил зрение всей вахты наблюдающих, да ещё и раз капитан на мостике, то бывает вахта расслабляется и думает, что капитан всё видит и он управляет судном. БМРТ- 441 находился ,на Солнце, в потоке солнечного света и был им не виден, а длительное наблюдение против Солнца притупило и вывело из работы зрение штурмана и капитана.Он также клялся, что отвернул в последний момент, но Ширков видел всё от начала до конца.Все,что он говорил,конечно,липа.Одним словом «братцы-калининградцы.Он,просто по черному,нарушил все правила.

       БМРТ- большое высокобортное судно и никакое Солнце не помешает вахте его увидеть,тем более во всю длину борта.А у него вахты на мостике не было.Ширков отлично знал,что свое Калининградское начальство прикроет этого нарушителя непременно.Они отметят это дело в шикарном Калининградском ресторане Русский чай и навсегда забудут об этом.Да что там.Ничего такого там и не было.Даже никакой царапины на бортах.Какой-то Ширков из Таллина,наплел ерунды.Наверное,ему все приснилось.

            БМРТ-441 через пару недель заканчивал работу на промысле.План взят на 110%.Не так много,но и не так мало.В общем с деньгами.Никаких нарушений Правил,зон иностранных государств и всего остального не было.Экипаж весь здоров и в порядке.БМРТ- тоже.

       А могли оказаться на дне моря,как и много других судов,которых утопили именно капитаны.Прежде всего самый известный это,конечно,знаменитый «Титаник»,более бездарного капитана представить невозможно.Но это было давно,а все такое продолжается и в наше время.И все то же и так же.Трагедии,кораблекрушения и гибель множества людей.Создаются дурацкие комиссии для прикрытия и оправдания нарушителя,все врут,и пишут,что тот был самый хороший и лучший.Но ведь дело не в этом,что тот был самый лучший,а в том,что именно этого нельзя было ставить капитаном.Факт события и беспошадная действительность говорят именно это.Если бы Ширкова как-то спросили,он бы кратко объяснил главное изо всего этого,яснее ясного,то,чего они не понимают.На мостике утонувшего судна не было капитана,в полном понятии этого слова.А тот,кто там был,это все не то,что надо.Ситуация и результат доказали,что это далеко не капитан.Это,просто как фотомодель или игрушечный макет,возможно красивый,как на выставку.Со стороны очень впечатлительно и кажется,что он самый лучший.Все это подтверждают.Но это только кажется,и это только макет.В простых условиях это может и так сойти и сходило.Но стоит попасть в сложную или критическую ситуацию,то,если на мостике вместо капитана- фотомодель,то гибель судна и людей обеспечены.Капитан там вроде бы был,но он не настоящий,а игрушечный.Такой очень хорош стоять истуканом с детьми в песочнице,но не на мостике океанского судна.

       А,что самое интересное,то,как заметил Ширков на своем веку,именно таких хотят ставить капитанами.Вот почему гибнут суда и люди.

       В непосредственной близости,прошла смерть,в образе слепого Калининградского БМРТ,на мостике которого не было никакой вахты.На БМРТ- 441 стояла нормальная штатная вахта,но ситуация возникла нештатная.Шансов у БМРТ-441 не было абсолютно никаких.Но ему было суждено уцелеть и большой траулер  остался на плаву,продолжать жизнь и свою работу.Это по факту и вообще так.На мостик своевременно прибыл капитан и это решило все так,как и должно быть.Экипаж особенно и не волновался,а вскоре и забыл эту историю.На мостике судна есть капитан,а не базарная девка.

       Но все же,кто так виртуозно сумел вмешаться в неминуемое и избежать неминуемой гибели и смерти.Прошли от катастрофы в пространстве на расстоянии,практически  сантиметр и во времени,не более секунды.

        Ну,конечно!Ответ виден и  возможен только один!Всем ясно,капитан.Работа на уровне. И никто другой.Таких нет  сейчас и никогда не будет в будущем. Хотя,кто его знает,что нас ожидает в будущем.Но тогда и сейчас,только так.
          Но сам Ширков отлично знал,что он на такое не способен.Прибыл на мостик в последний момент,когда уже времени не было ни на что, и в последнее мгновение ушли от кораблекрушения.Здесь что- то не то.

          В этот момент,в круговерти мысли, он ,зрением капитана,увидел её!Да,конечно,это была она, с женским именем и невероятной красоты.Когда вплотную к траулеру подошда зловещая тень неминуемой катастрофы и времени не было ни на что,в том числе и на размышления, будто с попутного облака,неожиданно соскочила и влетела в рубку красавица- секунда.

          Если бы кто видел сверху,как изящно разошлись суда.Восторг и Аплодисменты кучевых облаков под крики изумлённых чаек и альбатросов.

          Она успела,вмешалась в безнадежную ситуацию,пришла на помощь в последний момент,в нужное время и в нужном месте.Конечно,на мостике уже был сам Ширков, который сработал в соответствии и на уровне всех своих высших документов,дипломов, приложений,способностей,теории и практики судовождения,включая многолетний опыт и все индивидуальные вектора, и моменты последнего манёвра.Но,всё равно, без неё избежать аварии и катастрофы было абсолютно невозможно.

         Ширков успел увидеть её голубые глаза и неповторимый загадочный  чарующий взгляд.Затем сразу,всё исчезло, так же внезапно,как и появилось.

         Эти глаза были знакомы,но что,когда и как,капитан вспомнил не сразу.
         А эти большие глаза, с небольшой грустинкой, принадлежали очень скромной и миловидной однокласснице в далёком прошлом,по времени уже,девятом классе средней школы своего городка Талдом.

         Как- то на обычной перемене между уроками, Ширков неожиданно заметил на себе, полный восхищения,взгляд,всего в секунду.И ещё то,что эти глаза безгранично верили ему.А по какому поводу,Ширков не помнит.Он был взволнован от неожиданности и чего-то ещё! Ширков ничего не понял тогда,да и потом тоже,но эти глаза,очень необычно, смотрели только на него с каким-то глубинным блеском,и видели то, чего не видел никто.Этот блеск был только для него или для двоих.Конечно,для двоих, голубые глаза и их блеск,всего одна секунда.Такое,конечно,забыть невозможно и понять тоже.

         Кругом были тогда более интересные, рослые и сильные мальчики,весь активный и жизнерадостный девятый класс,по всем моментам на порядок лучше стеснительного и,так себе,Ширкова.Что увидела одноклассница,остаётся загадкой.Но этот взгляд разбудил какие-то внутренние силы и что- то ещё,очень дорогое и прекрасное.

         Интуиция подсказала,что это был никому невидимый,а только для двоих,очень редкий,загадочный талисман, возможности которого неизвестны. Миловидная и тихая одноклассница с большими голубыми глазами,выбрала тогда Ширкова и подарила ему этот ,почти воздушный,драгоценный талисман.Его никто не видел,но он был и только для двоих.Он,в критической ситуации, вызвал быстро-стремительную секунду и она,опередив время,пролетела между громадами стальных корпусов крупнотоннажных траулеров.Только одна секунда и только один раз в жизни,но цена этому тоже- вся жизнь. Суда не коснулись друг друга и прошли,до дикости, в минимальном расстоянии,которое определила секунда и этого было достаточно,так сказать счастья.

         Ширков до конца своих лет томительно искал такие глаза и такой же взгляд,на разных горизонтах морей и океанов,знакомых созвездиях ночных небес,проливах и заливах,красотах морских портов,городов и улиц,их переулков и закоулков,в барах,тавернах и ресторанах.Хотя бы ответить таким же взглядом или спасибо сказать.Но так ничего и не вышло.Тогда в классе он растерялся,а сейчас было уже очень поздно.Видел только один раз и только тогда.

         Это была спасительная секунда капитана.



Фото автора.


         Благодарю за внимание.