Одиночество людей пожилого возраста

Калинина Любовь
 
   Но самое трудное, что у меня было во время учебы, что подорвало мое здоровье, – это был сбор материала к магистерской работе и его обработка. Темой магистерской работы стало одиночество людей пожилого возраста как социальный феномен: причины, состояния и последствия (на примере пенсионеров города Харькова). Прочитав и сравнив материалы статей, монографий, исследований многих ученых, психологов, социологов – людей, интересующихся этими проблемами, я пришла к таким выводам, что проблемы старости и старения в начале  XXI века стали глобальными  в мировом обществе. Процесс расширения старости и старения связан с разными демографическими, экономическими, политическими, культурными, медицинскими, социальными проблемами.
   
   Актуальными проблемами науки становится и изучение социальных стереотипов людей пожилого возраста, их позитивного и негативного влияния  на отношения к людям пожилого возраста в обществе, определение «социальной дистанции» между людьми пожилого возраста и других возрастных групп, проявления «эйджизма» и противостояние ему.
   
   На основе современных социальных стереотипов относительно людей пожилого возраста, которые сложились и господствуют в украинском обществе, можно назвать такие:
– большинство пожилых людей в нашей стране бедные;
– старые люди плохо справляются с работой в связи с физиологическими изменениями, уменьшением силы, ухудшением здоровья, плохим медицинским обслуживанием, плохими условиями жизни;
– возможность несчастных случаев у людей пожилого возраста намного выше, чем у других;
– большинство из них выделяются зрелостью, мудростью, они интересные люди;
– пожилые люди разные – легко сходятся с другими, добрые, приветливые, щедрые или замкнутые, некоммуникабельные. Это зависит от разных причин: от характера человека, жизненного опыта, социума, в котором они живут;
– пожилые люди – это потенциальная политическая сила, их много и они голосуют;
– у некоторых пожилых людей наблюдается снижение интеллекта, ухудшение памяти, у некоторых эти изменения не выражены;
– много старых людей слабых и больных, они нуждаются в помощи по самообслуживанию;
– большое количество людей пожилого возраста страдают от одиночества…

   Проблема одинокого проживания людей пожилого возраста – одна из самых распространенных проблем жизненной практики.
Основным механизмом сохранения целостного мира личности  в одиночестве для людей пожилого возраста является самоценность, на нее влияют такие факторы, как: пол, прошлое человека, состояние здоровья, присутствие или отсутствие любимого дела, опыт чувств, вера. Безусловно, одинокая старость – объект заботы государства, общества, отдельно социальных служб и благотворительных организаций.
   
   Представим себе, что нам удалось воспользоваться машиной времени и начать отсчет от сегодняшнего дня до начала XXI – середины XX века и далее…

   Первое поколение – это дети, подростки, молодежь. Они рождаются каждую минуту, уже родились, учатся, работают…
   Второе поколение – молодые, работающие, репродуктивные. Это поколение имеет влияние на количество и качество первого поколения.
   Третье поколение уже «отработало свое», но еще деятельное, работает, если хочет или может. Оно влияет на второе поколение, чаще всего материально, некоторое влияние имеет на первое поколение через второе, и только иногда – непосредственно на первое.
   Четвертое поколение – поколение старых, больных, немощных, которые уже не могут работать вообще по возрасту, по своему физическому состоянию, чаще всего это люди, которые уже даже не могут обслужить самих себя. Это поколение, которое уже, в основном, не имеет влияние ни на третье поколение, которое, если есть кому, заботится о нем, ни на второе, которое молодо, счастливо или не очень, занято своей личной жизнью, а тем более на первое, которое совсем отделено от него двумя слоями поколений и временем…

   Люди, разные по возрасту – от малыша до пожилого человека, ходят по городу, чувствуют пульс жизни – в потоках людей  и событиях, ожидают от завтрашнего дня счастья. А те, о ком говорю я, – представители людей, «закрытых» в домах и квартирах, малая территория которых – это уголок, где находится самое необходимое: кровать, стол, стул и… занавешенное окно в тот мир, в котором живем мы.

   Они старые, немощные, часто больные и… одинокие. Как они живут, о чем думают, что вспоминают, чего ожидают, на что надеются? 

   Итак, меня интересовало  и беспокоило социальное существование четвертого поколения сегодня, поэтому в магистерской работе получилась такая картина: исповеди одиноких душ на фоне беспомощного тела и существование одинокого тела на фоне современного украинского общества.

  Что же выпало на жизненном пути этих людей? Страшные коллизии в истории великой державы, название которой уже не существует на карте, и тяжелые испытания народов, к которым они принадлежат…

   Эти люди – живые свидетели коллективизации в сельском хозяйстве, голода 1932-33 гг., событий Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и голода 1946-47 гг., участники восстановления промышленности и сельского хозяйства в городах и селах страны, подъема уровня жизни народа в Советском Союзе на протяжении нескольких десятилетий. Я соглашаюсь с теми, кто говорит, что «мы все из детства».

   В жизни этих людей в детстве и молодости выпали такие испытания, как неожиданная смерть родных, голод, холод, страх войны, непомерно тяжелая физическая работа…
   
   С детства они прошли испытания голодом и сытостью, научились ценить не только кусок хлеба, но и корни, траву, мерзлую картошку, кусок макухи, горсточку зерна… Они узнали цену одежды и обуви – когда одежду меняли на зерно, когда ходили в туфлях-«греках», в чужих сапогах на 8 размеров больше.  Их жизнь научила  все время думать головой и работать руками. Они стремились научиться всяким ремеслам: девушки и женщины шили, вышивали, вязали, подшивали валенки, крыли крыши («четыре дня – и крыша готова»).

   Когда-то это поколение по своему количеству было большим. Люди, с которыми я разговаривала, в большинстве своем – это выходцы из многодетных семей (от 3 до 7). Они воспитывались в «семейных коллективах»: им приходилось уступать таким же, как и они, понимать одному другого, сочувствовать, помогать, защищать себя. Их родители вели домашнее хозяйство, работали в колхозах, совхозах, на фабриках и заводах, воспитывали детей, чаще не словами – своим жизненным примером.
Они перенесли в молодости такие физические трудности: косили и молотили зерно наравне с мужчинами, водили машины, корчевали лес, заготовляли торф. Их здоровье перенесло столько испытаний на крепость, что удивляешься: как живы!
   Стремление этого поколения к определенным мерилам моральности, к образованию, готовность и желание работать – поражают! Через всю свою жизнь эти люди, в большинстве своем, пронесли в себе такие качества, как любовь к родным и память о них, благодарность и жалость; самостоятельность, активность, объективную справедливость в оценках, нежелание мириться с социальным злом; стремление к знаниям и приобретению практических навыков…

   В памяти целого поколения навсегда, сколько они будут жить, отпечатались события Великой Отечественной войны: как эвакуировались, шли пешком на Дон, в Самару, Саратов… и как возвращались потом на родные пепелища; как проходила линия фронта через те города, где они жили; харьковчане помнят, как горел военный госпиталь на Данилевского, как свисали тела повешенных со вторых этажей на Свердлова… Их отцы, в основном, были на фронте. Многие из них не вернулись.

Еще до Великой Отечественной войны Харьков представлял собой большой промышленный центр, где развивалось много разных отраслей тяжелой и легкой промышленности, в пригороде – сельское хозяйство.

   Со слухов и с чужого опыта молодые люди и их родители понимали, что именно в Харькове можно найти приют и работу в артелях, на фабриках и заводах города. Много из этих людей – переселенцы из сел Харьковской области и разных областей прежнего Советского Союза: Белгородской, Донецкой, Ивановской, Киевской, Курской, Пензенской, Полтавской, Псковской и других. Молодые люди в Харьков ехали к своим родным (теткам, дядькам, сестрам, братьям), к далеким родственникам или просто знакомым с одной надеждой – найти занятие (учебу или работу) и приют.

   Многие из них быстро находили работу, начинали учиться в вечерних школах, техникумах, институтах. Стремление нормально жить, работать было так велико, что молодые люди брались за любую работу, готовы были на работу ехать поездом, так стремились к знаниям, что готовы были учиться вечером уставшие, голодные, больные («привязывала к костылю сумку с книгами и шла в школу – так хотелось учиться»).

   Большинство людей работали всю свою жизнь – 20-40 лет – в одном трудовом коллективе на предприятиях города Харькова таких, как «Металлист», «Поршень», «Серп и молот», Тяжмаш, подшипниковый завод, ХАИ, ХЕМЗ, ХТЗ, завод им. Шевченко…
В связи с общими условиями многим из них в свое время не удалось получить полное общее образование (имеют 4, 6, 7 классов), но в послевоенное время они учились в вечерних школах («пришлось повторить»). Стремление к повышению своего профессионального уровня и социального статуса привело их в техникумы. Одна из опрошенных об учебе сказала: «О, это тогда было модно!»
   
   А так, как специалистов со средним специальным образованием было мало, они занимали достаточно ответственные посты, работали преподавателями в техникумах, мастерами и инженерами в цехах, технических бюро («мы вышли на пенсию с мужем инженерами»).
   
   Некоторые из этих людей получили высшее образование и работали на высоких постах. Они ставили себе в заслугу, что смогли преодолеть много преград, благодаря заинтересованности, личному характеру, силе воли получили, например, техническое образование и работали начальниками отделов, защитили кандидатскую в области медицины и заведовали медицинскими отделениями, будучи кадровыми военными, выполняли спецзадания.

   Сегодня этому, четвертому, поколению от 65 и все больше и больше лет. А жить времени остается все меньше и меньше…

   Да, большинство из них – женщины. Они не всегда были одинокими. У них были свои собственные семьи, они переживали невзгоды и радости любви, трудности семейного быта, боль обид и разлук, муки собственного душевного и духовного выживания в тяжелые времена. Сейчас большинство из них не имеют своих собственных семей. Причины этому – смерть мужа или развод с мужем когда-то давно. Причины разводов – это проявление социального зла, а оно такое же, как и сегодня – пьянство. Большинство женщин называют эту причину основной. Их семейная жизнь с такими  мужьями держалась на их терпеливости от 1 года до 15 лет. Большинство женщин после первой неудачной пробы выходили замуж второй раз. И то ли жизненный опыт им уже подсказывал решение при выборе мужа, то ли мудрость жизни потом помогала руководить семьей, но совместная жизнь со вторыми мужьями была намного длительней – от 17 до 48 лет. И одно замужество у женщин было длительным: 30-43-48-55-60 лет.

   Однако, что касается одиночества, то нужно отметить, что некоторые женщины, оставив родительскую семью, с каких-то глубоко личных причин, которые иногда можно высказать словами, а иногда и нельзя, так и не смогли создать свою собственную семью. Некоторые из них говорят, что были на то важные причины («больная мать», «боялась мужчин»), а некоторые не называют причин – «так случилось, что замуж не выходила, детей не было». И только одна женщина, которая не знала своих родителей, детство провела в детдоме, на протяжении всей жизни имела связи с мужчинами намного старше нее, женатыми, сказала: «Детей не хотела!»

   У большинства из опрошенных людей одиночество – это состояние не только сегодняшнего дня, это состояние, в котором они находились всю свою самостоятельную жизнь. Когда-то это была проблема одиночества молодого человека, потом – одиночества человека средних лет, то есть эта проблема сопровождала их всю жизнь, исторически выливаясь в проблему одиночества молодых людей где-то 1960-70 гг., в проблему одиночества людей средних лет – 1980-90 гг., сегодня она естественно выливается в проблему одиночества людей пожилого возраста.

   Те единичные семейные пары, которых очень мало, являются примером понимания между собой, заботы о здоровье,  физической и духовной помощи друг другу. Это люди, которые поженились впервые или вторично,  прожили вместе 29-60 лет. Физическое состояние одного из них хуже, чем другого. Их самопожертвование вызывает большое уважение. Отсутствие детей не повлияло на их отношения – любовь, забота и бережное отношение друг к другу действуют сегодня на уровне самосознания, потому что, если одного из них не станет, вот тогда и навалится, возьмет власть над человеком одиночество, с которым уже не будет сил справиться одному.

   Итак, детей нет по разным причинам: не выходила замуж, бесплодие, хроническое заболевание, нежелание иметь детей.
   Некоторые женщины говорили, что когда-то они не были одинокими, имели все и всех, но полоса за полосою, волна за волною и… – они лишились последовательно всех своих родных: бабушек, отцов, мужа, детей. Вот так многолюдное окружение становилось все реже и реже, пока не превратилось в полное одиночество…
   
   Физическое здоровье как основа основ существования человека у многих опрошенных этого поколения было потеряно не само по себе, не из-за их капризов, пагубных пристрастий или небрежного отношения, оно просто было не защищенным от всяких возможных нечеловеческих  испытаний: тяжелой работы, голода-холода, бедности, страхов, потерь. Так уж случилось, что именно на судьбы людей этого поколения выпали чрезвычайные испытания последнего столетия, и этих людей становилось все меньше и меньше…

   Они очень больны: после инсультов и инфарктов с их последствиями, с заболеваниями внутренних органов, с расстроенной нервной системой. Сегодня состояние здоровья как «хорошее» нельзя охарактеризовать ни у одного из опрошенных.

   Большинство из них чувствуют себя удовлетворительно, то есть болеют, но, как говорят, можно терпеть, уже «приспособились и пристроились» к своему состоянию. Многие из них находятся на инвалидности, не доработали до пенсии по возрасту, другие же после выхода на пенсию работали еще 4-10 лет.

   Так они и живут, борясь с различными заболеваниями: внутренних органов (почек, поджелудочной и щитовидной желез); с нарушениями сердечнососудистой и дыхательной систем, последствиями инсульта, инфаркта; травмами, ревматическими заболеваниями костей и суставов конечностей, полиомиелита  и т. п. Они живут и борются с таким явлением, которое называется  «старость», но которое усложняется еще одним обстоятельством – одиночеством, и из этого выплывает новое социальное понятие – «одинокая старость».

   Из 30 опрошенных людей только двое, вспоминая свое детство и молодость, говорили о своей квартире и родном дворе в Харькове, кое-кто рассказывал об очень трудных жилищных условиях: барак; комнатка при политотделе, где жило 6 человек; малосемейные общежития, в комнатах которых ютилось по 3-4 семьи или угол у чужих людей.
   
   Как им достались эти квартиры, в каких они живут, за какие боролись, о каких мечтали годами, работая на полторы ставки?
Некоторым дали квартиры от производства (трамвайное управление, заводы «Поршень», «Серп и молот», ХЕМЗ, ХТЗ…), кое-кто купил кооперативную квартиру, кто-то доживает свой век в квартирах детей, которых нет в живых, некоторые перебрались из одних домов и квартир в другие, надеясь на то, что там им будет лучше…
   
   Одна женщина не помнит никаких событий в стране, она говорит, что вся ее жизнь была связана с битвой за жилье – «не везло с квартирами». Она помнит: когда была маленькой, с мамой и сестрами-братьями жила в кладовке; когда была молодой, вышла замуж и с первым мужем жила в землянке (он работал лесником). Живя уже в Харькове, она снимала углы у чужих людей, работала дворником, чтобы получить квартиру, а когда заболела – чуть ее не лишилась, поэтому она с благодарностью вспоминает людей, которые ей помогли отстоять  жилье.

   Разве можно усомниться в важности этой проблемы, когда люди не женились – «не было где жить» или женились – «сложим две пенсии вместе и твоя комната от завода…».

   Как они относятся к той стране, какая называлась СССР? Относительно жилья  так: «Все, что вы видите: квартира и все, что в ней есть, – Советский Союз. Квартиру дали на предприятии, где работали, мебель, бытовую технику купили в кредит. Разве сейчас это возможно?»

   Хватает ли сил на выживание у старого, немощного, больного человека в таком состоянии, который к тому же не может услышать ни доброго слова, не может получить ни материальной, ни физической помощи от родных или родственников? Дело в том, что в современном украинском обществе «одинокая старость» – это страшное явление: низкое пенсионное обеспечение человека, есть надбавки за статусы «ребенок войны», «работник тыла», «участник боевых действий», но они значительно не влияют на материальное положение пенсионеров.

   Женщины, которые всегда полагались только на себя, работали на полях и фермах колхозов и совхозов, на промышленных предприятиях – фабриках-заводах, в области науки имеют мизерную пенсию («Я не знаю, чтобы я делала, если не перешла бы на пенсию мужа – военного»). За последнее время лекарства подорожали втрое, а они без них не могут прожить и дня, а к тому еще повышение цен на продукты питания, питьевую воду, рост оплаты за  жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, кабельное телевидение…

   Итак, сегодня эти люди имеют свое жилье, пытаются как-то решить свои жилищные и другие проблемы своими силами, с помощью своих родственников, соседей, социальной службы. Но очень часто они бывают беспомощными: как поставить оконные рамы на балконе, если за эту работу фирмы запрашивают «большие деньги»? как сделать ремонт квартиры? как оформить отдельный номер телефона? как получить медицинскую консультацию специалиста? как, где, через кого  за свои средства нанять при необходимости сиделку?

   Их существование сегодня все больше зависит от участия социальных работников, соседей, родных, которые живут далеко или далеких родственников, общества и государства в целом.
   
   Кто-то из них уже не реагирует на жизнь, которая идет мимо него. Кто-то время от времени впадает в отчаянье, депрессию и нуждается в психологической помощи. Кто-то смирился с одиночеством и, в общем, оптимистически воспринимает свое положение, но иногда тоскует по своим родным живым и мертвым, за прошлым, нуждается в человеческом участии и общении.
   
   Люди пожилого возраста вспоминают: «Я был (была) таким (такой), у меня в жизни было так…» – и смотрят на себя как бы со стороны, глазами постороннего: «А вот сейчас…» Они устанавливают связи идентификации «я был – я есть», а иногда, вспоминая прошлое, улыбаются и проговаривают поражающую фразу: «Ну, сейчас это неважно…», или еще страшнее – «Об этом мне не хочется вспоминать…»

   Как они выражают себя сегодня?
   Только некоторые из них еще физически побеждают болезнь и старческую скованность движений (их очень мало), а большинство только вербально активные.
Кто-то не высказывает своего «я», находясь в плену болезни, кто-то, внимательно прислушиваясь, медленно общается – «вопрос – ответ». А чаще всего им есть  о чем вспомнить и хочется рассказать все до подробностей о своей родительской семье, о себе, о своей прежней работе, о своих болезнях и даже о своих размышлениях относительно многих важных, то есть вечных вещей в жизни человека: о вере, смысле существования, судьбе.

   При общении с ними нельзя было не заметить, что после сильных переживаний в их жизни, связанных с разными событиями и случаями, которые произошли когда-то с ними или с их родными, в их душах и сейчас господствуют чувства любви к родителям, сестрам-братьям, мужу и детям, боль утраты, ужас от того, что уже случилось или от того, что ожидает их в будущем. Эмоциональные переживания у большинства из них не пошатнули почву под ногами: эти люди не потеряли равновесия, глубокого понимания,  интеллигентности, духовности, искренности, но некоторые из них сегодня находятся в ситуации беспомощности и безвыходности.
   
   А иногда можно наблюдать вообще отсутствие эмоционального фона:  пожилой человек рассказывает о себе, как о ком-то «третьем», и кажется, что когда-то человек пережил страшный стресс и сработал механизм самозащиты, или человек находится за бронею или в плену какой-то болезни.

   Кто-то из них придерживается христианского вероисповедания, но в церковь ходит редко, а думает по-христиански, ведет себя по-христиански, читает молитвы, Святое писание. Но некоторые люди говорят, что их преследуют сектанты, например, представители Секты Иеговы, Слова жизни, мормоны…
   
   Если не получили отказа, ходят, проводят занятия по изучению Библии, приглашают и водят на собрания, если им отказали в первый раз, приходят потом второй раз, третий, пишут письма. Одна женщина, возмутившись, сказала: «Приехали из Америки нас учить Богу молиться!». Кто-то слушает их проповеди, смотрит рисунки в журнале «Сторожевая башня», а кто-то впадает в отчаянье и сомнение по поводу размышлений: что такое вера, что такое жизнь, в чем ее смысл, что будет после смерти?
   
   Одна из женщин рассказывала, что, когда к ней, абсолютно одинокому человеку, пришли домой эти люди с проповедью, она так обрадовалась их словам: «Ах, – подумала я. – Я смогу встретиться со своими родными!» И начала ходить на их собрания. Они придут ко мне, возьмут под руки – и повели. А сосед, возмущенный, сказал: «Что это вас, Елизавета Степановна, как пьяную, чужие люди по улице под руки водят?»

   К сожалению, так уже устроено наше общество, что двери в квартирах одиноких людей пожилого возраста шире открыты сектантам, чем социологам и психологам…
Сегодня пожилые люди имеют связи с теми, с кем когда-то жили в детдоме, учились, работали, то есть встречаются редко, но созваниваются друг с другом. Как сказала одна женщина: «У меня есть телефонные подружки». А вот еще одно признание: «Второй муж оградил меня от всех друзей, а сейчас меня все находят, и мы общаемся».

  Кто-то из опрошенных жалеет, что «жил не так», но большинство из них верят в судьбу человека, говорят, что случилось то, что должно было случиться («Я не слабая, но ничего не смогла сделать по-другому…»), а кто-то из них считает, что все-таки многое в жизни зависит от характера человека, от его воли…

   Самыми важными событиями, которые произошли в истории страны и повлияли на их собственную судьбу, они считают события Великой Отечественной войны. Их социальная память сохранила как самый счастливый праздник День Победы. Кто-то помнит, как «все попадали на могилки своих родных и плакали, а одна женщина так вытанцовывала (у нее было двое деток) – радовалась, а через три дня получила похоронку»; как «была такая всеобщая радость», как «прошел этот ужас»; как где-то на польской ферме «был солнечный день, все радовались, танцевали, звучала музыка и выстукивали сабо…» Вспоминают, как о великом счастье, возвращение отца, братьев, родных с фронта…

   Чем же они занимаются сейчас?
   Размышляют, вспоминают; меньше, чем в прошлом, читают, шьют, вяжут, больше слушают радио, обожают телевизор; пишут стихи, прозу, рисуют… Их одиночество разделяют такие живые существа, как кошка, цветы… Они редко выходят на улицу, а если и выходят, то вместе с такими, как они, если и выходят, то недалеко от подъезда, в котором живут. Но некоторые женщины говорят, что придет весна, и они будут снова «здоровые, высокие и красивые» и будут, как всегда, засаживать цветник возле своего «крыльца».
   
   Это сообща, а наедине каждый из них сам борется со своей болью, своим страданием, своим сомнением,  своим отчаяньем, своим одиночеством.  А, может быть, уже совсем спокойно, смиренно, без всяких эмоций, интуитивно чувствует Ее приближение… Им в одиночестве эти шаги слышнее, их приближение ужаснее… Мои дорогие, не пропускайте возможности протягивать руку помощи старому, немощному, одинокому…

   Тема одиночества людей пожилого возраста меня сразила: я разговаривала с  ними, слушала их правдивые истории о жизни, разделяя их боль, отчаянье по поводу их лишений и смертей родных и близких им людей. Мы смотрели старые фотографии, плакали, фотографировались. Я приходила домой убитая. Во мне воссоздавалось все увиденное и услышанное в одну страшную картину – и вот, что из этого вышло: я заболела. Обрабатывая уже последний вариант работы, я почувствовала себя плохо – у меня появилась давящая боль в горле, сел голос.    Хотела дотянуть до защиты,а потом пойти в больницу, – не смогла: становилось все хуже и хуже. Начались хождения по больницам, два с половиной года диагноз установить не могли, а потом ошеломили: «Старость»!