Гипотиза Месопотамсокого происхождения ингушей

Ярослав Юрьинн
Месопотамсокое (халдейское) происхождение ингушей-глигвов/Гхалгаев

Ингуши имеют самый высокий уровень гаплогруппы J2 под 90% наследники Месопатоамии;
«Г1алг1а» (Г1алг1ай) — древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как и грузины называли ингушей — «глигви» = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай. Древний этноним «Г1алг1а/халха» сохранился у некоторых современных народов и обозначает «народ», «люди», «племя» (халха, халки, халкъ). Древние названия ингушей и их страны — ГIлигIвис (Хлигви), ГIлигIвети, — сохранились благодаря древним источникам, грузинским в том числе. «глигви» ГIлигIвети, ГIлигIвис, в последствии образовав термин — ГIалгIай-Галгай – ингуш, что является небольшим ингушским тейпом в горной Ингушетии, от которого пошло самоназвание ингушей. Сам термин ГIалгIайче легко и прозрачно этимологизируется из ингушского: ГIалгIай + че, где ГIалгIай – название народа, а “че” – внутренность, внутренняя часть, укрытая часть, защищённая часть.

Г1алг1а — самоназвание ингушей, которое у Алан-Осетин сохранилась в форме — Кхъалга (Кхалга-Халгай=Халдей)
Из известных источников можно судить, что Родиной бога Хал/Г1ал можно назвать халдейскую Северную Месопотамию. Собирание больших этнических общностей со сложной социальной структурой и государственностью (племен и народов) происходило уже под воздействием религий. ( Хал/Г1ал. Халдеи/Халхай). То-есть ингуши выходцы и древней Халдеи (Месопотамии) что полностью подтверждено не только исторической хронологией, но и ДНК-анализом который показал самый высокий процент гаплогруппы J2 у ингушей это 87%-90%

Халдеи (вавилонское Kaldu) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
Слово «халдеи» неоднократно упоминается в Библии — например, в Книге пророка Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). Халдеями в древнем мире также называли колдунов, магов…

Помимо всего прочего, обратила на себя внимание и языковая связь:
Ингуш.яз хъо-ва «ты»/ Арабский яз. хува «он»
Ингушский язык Хьо - я «ты»/ Арабский хия «она»
Ингуш.яз набахвала выйти из сна"/ Арабский яз набахара «разбудить»
Ингуш.яз ганз «клад»/ Арабский яз. ганз «клад»
Ингуш.яз кис «карман»/ древнеарамейский яз кис «карман»
Ингуш.яз бида «сырое»/ Арабский бида «новый»
Арабский язык аалика «висеть»/ ингушский язык оала «висеть»/ ингуш.яз алига «падать»
Ингуш.яз алийса «лежи»
Арабский язык тадаххуль «вмешательсво»/ ингушский язык тадахийл «надвигаться» «наступать»
Арабский язык маун «вода»/ ингушский язык ман, мал «пить»
Арабский язык дахаля «войти»/ ингушский язык дахул «дальше»/ доаг1ал «идут»
Арабский язык табиб «врач»/ ингушский язык Тоаби «поченить» Ингуш.яз тоабяб «вылечил, починил»
Арабский язык мудыр «вредный»/ ингушский язык му «плохой» мудыр «плохой»
Арабский язык даиман «всё»/ ингушский язык дайм «постоянно» даиман «постоянно»
Арабский язык халяк «гибель»/ ингушский язык халак «уничтожение» халак-би «уничтожить» поколечить"
Турецкий яз халяка «калека»
Арабский язык тарих «дата»/ ингушский язык тарах «дата»
Арабский язык зоуджя «жена»/ ингушский язык зуда «самка» зудари «самки»
Аккадский яз зида, зидари «жена»
Арабский язык касин «жестокий»/ ингушский язык кызва «жестокий» кыз «жестокость
Арабский язык хаяван „животное“/ ингушский язык хайб „скотина“
Арабский язык масяля „задача“/ Ингуш.яз масал „задача“ „пример“
Арабский язык сыхха „здоровье“/ ингушский язык сыха „скоро“ „быстро“
Арабский язык ылим „знание“/ ингушский язык ийли, уйле „мысль“ илам „знание“
Арабский язык маан „значение“/ ингушский язык маIан „суть. Значение“
Арабский язык ляиба „играть“/ ингушский язык лейза, лоуза „играть“
итд.

***

Древний фаллистический культ у ингушей пришедший с ними из Месопотамии

Этот древний памятник в виде фалоса, был в Ингушетии обнаружен Е.М. Шиллингом в 1921 году у селения Кок Хамхинского общества. Он пользовался особенным почтением у ингушских (кхекхалинских) женщин.
Девять лет спустя, в 1930 году, он был перевезён группой археологов в музей. Евгений Крупнов пишет: ”С риском вызвать возмущение кхекхалинских женщин из ближайших селений мы с трудом и большими предосторожностями летом 1930 г. увезли этот редкий памятник в Галгайский музей краеведения. В настоящее время памятник находится в Чечено-Ингушском музее в г. Грозном” [21, с. 185]. Некоторые исследователи ставят под сомнение пол богини Тушоли, сопровождающего её культ. Так, Б.А. Алборов, исходя из того, что в храме Тушоли была найдена женская маска, но в то же время рядом с ним возвышался ”каменный fallos”.. [1, с. 368].

Тушоли (или Тушол) была всеобщей любимицей. Ингуши взывали к ней с особым почтением: Дяла-йоI Тушоли (Тушоли, дочь Дялы) [14, с. 166] или Дяла юхь Тушоли (Тушоли, лицо Дялы) [12, с. 100]. Eё именем был назван один из весенних месяцев в году – апрель или тушоли-бут.

Тушоли, заботящаяся о сохранении и продолжении человеческого рода, не покидала сознание ингушских женщин даже после исламизации. Евгений Крупнов пишет: «Не только Е.М. Шиллингу и Н.Ф. Яковлеву в 1921 г., но и нам с Л.П. Семёновым в 1930 приходилось слышать от стариков, что ингушские женщины ходили на поклонение к Тушоли у с. Кок» к сопровождающему её культ камню къуобыл кхер..

Cправка:
Фаллос или фалл (греч.) — символическое изображение эрегированного пениса. Как правило, такие изображения символизируют мужское плодородие и начало новой жизни. Слово Фалл от ингуш.яз. Фел, Фила «чуткость, чувсвенный»

Выдвинутая Е.М. Шиллингом, А.А. Захаровым, Л.П. Семёновым и другими исследователями гипотеза о связях, некогда существовавших между предками ингушей и древними народами Месопотамии получает дальнейшее развитие и массу подтверждений этой "гипотезы".

Известно теперь, что предки ингушей до их миграции а Закавказье и оттуда уже на Северный Кавказ, предки ингушей древние Халдеи (Глигвы-Гхлигви-Гхалгая-Халдеи) проживали как на севере Месопотамии откуда согласно древним источникам часть из низ была изгнана (за различные преступления о чём речь пойдёт ниже..), появление же другой части некогда единого народа - ингушей-халдеев на Кавказе (позднее) попала в Закавказье в качестве рабов.. которая много позднее расселилась на южных склонах Кавказа, а также в Предкавказье. Благодаря и, древнеармянским письменным источникам появилась возможность проследить, как проходило движение с юга на Северный Кавказ предков ингушей, принесших с собой культ Тушоли, сопровождающийся культом фалосопоклонничества который как это не странно сохранился у ингушей плоть до 20-го века фактически без изменений. Одними из этих племён, известными по армянским текстам, являлись галгаи /гIалгIай/ и гелатхой (они же как установили исследователи - глигви у грузин, Халдеи).

В IV веке глигвы-галгаи-гелы (ныне ингуши) были христианизированы албанским царём Урнаиром. Албанская епархия в то время находилась в Чоре, селении, расположенном недалеко от Дербента. Они являлись, таким образом, первыми древне-галгайскими племенами, соприкоснувшимися с Христианством. Армянский просветитель Месроб Маштоц (361-440 гг.) создал в 415-420 годах алфавит, который можно было бы приложить к многочисленным языкам этнически пёстрого населения кавказской Албании.

Извесно что значительная часть глигвов-гхалгаев (гIалгIай=гхелатхой=халдеи), не пожелавших изменить вере предков которую они бережно берегли и после своего переселения с их исторической родины - Месопотамии в Закавказье (в качестве беженцев-изгнанников), вынуждены были покинуть берега Каркар-чая и Куры и уйти на север, в горы. Согласно хевсурским легендам, собранным Р.Л. Харадзе и А.И. Робакидзе, племена Глигвов-галгаев (ингушей) как пришельцы-данники жили уже в эпоху правления царицы Тамары (1184—1213 гг.) на южных склонах Кавказа: в селениях Гаппи, Цоли, Некъасте, Кайраке северо-восточной Грузии. Позже под давлением хевсуров, гIалгIай/гхелатхой (халд'ы) вынуждены были снова покинуть насиженные места и перебраться в горы Северного Кавказа на земли Алан-асетин (см.: https://justpaste.it/14st8), где они проживали до конца ХIХ века. Поселившись на новом месте на территории Аланского государства (естественно с позволения Алан-асетин), они (галгаи-ингуши) дали новым селениям названия мест своего прежнего проживания. Этим и объясняются совпадения топонимов по обеим сторонам Кавказского хребта (Н.Г. Волкова). Двигаясь с юга на север, галгайские племена оставляли по пути следования в наследство пришедшим за ними племенам свои культы, как уже говорилось культ - Тушоли принесенный ими из Месопотамии cимволом которого был - фаллос..

По всей видимости, и двурогий курхарс, символ Богини-Матери Тушоли, был занесён на Кавказ галгаями древнегалгайскими племенами который практиковался ими ещё на их исконной родине в Месопотамии. Ибо он обнаруживается в большом количестве в горной Ингушетии там, где проживали общества гIалгIай. Круглая серебряная бляха, пришитая у основания "рогов" курхарса, являлась эмблемой луны : серебро ассоциировалось с луной (дато бут) и почиталось у ингушей больше, чем золото. Мать-Луна, украшенная "рогами".[29, с. 146]..


Источник https://justpaste.it/16ht0