Демон революции Россия управляется Богом

Нина Ватрушкина 2
«Демон революции», фильм 2017 года просто не мог обойти Ульяновск стороной. Конечно, ульяновцы вместе со всей страной смотрели в ноябре сериал по телеканалу «Россия». Но то удаленно.


А вот 8.12.17 в ДК «Губернаторский» состоялась встреча с Владимиром Ивановичем Хотиненко, автором проекта, кинорежиссером № 1 на сегодня, на мой взгляд. И третью серию мы посмотрели вновь, но уже на большом экране. После просмотра создатели фильма ответили на вопросы зрителей.

Сериал «Демон революции» рассказал о скандальном политическом деятеле Александре Парвусе. Исполнитель роли Федор Бондарчук. Парвус намеревался спровоцировать в России революцию, а деньги для этого выговорил в Германии в обмен на обещание выхода России из войны. В качестве руководителя русской революции Парвус видит Ленина – Ульянова, проживающего тогда в Швейцарии.

Казалось, вот и объяснение названия фильма: Демон революции – это Парвус. Но жизнь не бывает однозначной, и Владимир Хотиненко, отвечая на вопрос, отказывается от такой прямолинейной формулировки.

Напротив, он отсылает нас к изречению немца Миниха, жителя России в эпоху Петра: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует». Тут нет противоречий: ведь Бог дает нам свободу выбора.

Приступая к созданию «Демона революции», фильма 2017 года, года столетия революции, режиссер определяет себе генеральную линию. Октябрьская революция был великой, потому что привела к кардинальным изменениям не только в России, но и во всем мире. (Назовем хотя бы национально-освободительное движение вплоть до современной Украины).

Сопротивление Хотиненко, конечно, встретил. Даже на студии, вплоть до истеричных возгласов остепененных историков: «Ленина сжечь». Но делать пародии на вождя он не стал, карикатурных сцен не допустил, идеализацию образа тоже.

Роль вождя доверил только Евгению Миронову и никому более. Если б Миронов отказался, Хотиненко фильм снимать бы не стал. Поэтому и получился Ленин в «Демоне революции» думающим, размышляющим, предвидящим.

Уходя, мы увидели в фойе толпу, окружившую Хотиненко. Владимир Иванович, как всегда, отвечал доброжелательно, легко, с улыбкой.