Владимир Маковский. Вечеринка

Геннадий Мартынов
    Зал 24.  Третьяковская галерея. Не очень большой зал. Как, впрочем,  и много других залов в Третьяковской галере. Не  в пример роскошным залам Русского музея. Или огромным залам другого музея, носящего тоже имя Третьякова на Крымской набережной. Но в этих холодных чистых залах нет той души и домашней атмосферы, в которые мы сразу же погружаемся при входе в Третьяковку в Лаврушенском переулке. Вспомним, что это была частная галерея, основанная одним человеком в его собственном доме. Сейчас рядом строят ещё одно здание, залы которого заполнят, видимо,  тем, что хранится в запасниках музея. А там много чего интересного хранится. И это хорошо. Будет на что посмотреть. Но там не  будет только одного. Не будет там самого Третьякова.  Это будет другой музей, хотя, конечно, он будет носить имя Павла Третьякова.

           Этот небольшой зал с картиной, о который пойдет речь,  находится в стороне от обычного экскурсионного маршрута. Да и находятся в нём картины художников не первого ряда. Не всем знакомы  даже  их имена. А картины очень интересны. Перед каждой можно остановиться  и надолго. Есть о чём сказать. Вот к примеру вся правая сторона зала – это картины художника Владимира Маковского. Вы хорошо его знаете? Проверьте себя и назовите с ходу несколько его картин

    Я прихожу в этот зал не с нашими группами. Я прихожу с иностранцами. Преимущественно с французами. Есть там две картины, которые не могут их не заинтересовать. Да ещё и как!  «1812 год» Прянишникова и « Военный Совет в Филях» художника Алексея Кившенко. Скажите, положа руку на сердце, хорошо вам знакомы эти имена?

   Но есть в этом зале ещё одна картина. Она так мило называется «Вечеринка» и вроде бы ну никак не должна привлечь их внимание.  Ну,  вечеринка. И что? Так. бытовуха.  Можно конечно, умилиться, при виде этой тусни под чай из самовара с баранками. И это всё.  Пойдем дальше.  А я бы не спешил. Потому как тут всё гораздо серьёзней
 
      Потому как разговор между этими людьми у самовара настолько серьёзный, что тут надо бы задержаться подольше, и надо бы послушать,  о чем они говорят. И тогда мы сами поймём, что их привело сюда вовсе не желание просто потусить. Они пришли поговорить о самом главном,  о самом насущном в нашей жизни. О том, как нам жить всем вместе, не обижая друг друга. Так, чтобы всем было хорошо.  Так чтобы каждый знал,  в чем смысл нашего не очень долгого  пребывания в этом мире. А это касается каждого. Всех, кто приходят в этот зал уже долгие годы. Всех! И французов тоже,  с  которыми я встаю у этой картины. Это вопрос всемирный и всечеловеческий. Он не решён и по сей день.

                *****
.
      Вечеринка Такое милое слово. Вот собрались друзья-товарищи. Самовар на столе, Колбаска с баранками.  Ну такая милая по-нашему дружеская тусовочка. Трёп  ни о чём. Главное теплое милое ощущение. Вечеринка. Но что-то здесь не так, подумает про себя наш зритель, не очень искушенный ни в живописи, ни вообще в истории нашего 19 века. Но и он поймёт, что вся эта небольшая комната наполнена атмосферой какой-то  тревожности, скрытности. Все эти люди очень разные собрались  поговорить о чем-то очень важном и запретном. И наш зритель поймёт, что это вовсе  не вечеринка, а подпольная сходка. И говорят они о чем-то таком, что не понравилось бы властям. Это конспиративное собрание. А баранки с самоваром – это все так, для видимости 

  А зритель иностранный7 Вот скажем француз, впервые приехавший в Россию и впервые пришедший в Третьяковку. Что он поймет? Даже  если я переведу дословно название картины. La petite soiree. И при этом я пытаюсь посмотреть на картину глазами иностранца.
 
   Ну да, вечеринка. Вот девушка в центре. Похоже, что она стихи читает. Вероятно свои собственные. А вокруг такие интеллектуалы, любители поэзии. Вот-вот раздадутся дружные аплодисменты А потом примутся под шумные разговоры за чай из самовара.  А потом все довольные от приятно проведенного времени разойдутся по домам. И всё.

  Всё, да не всё. Потому как своим рассказом я должен буду говорить о нечто  таком, что повергнет их в непростые размышления. Размышления о смысле жизни и о дорогах, которые мы выбираем.  Я должен им поведать о том, что  все эти люди, собравшиеся в комнате, пришли  вовсе не за тем, чтобы попить чайку за за приятной дружеской беседой И самовар здесь только так, конспиративное приложение. Все эти  люди из очень  разных слоёв и происхождения. И по всему они интеллектуалы. Или то,  что по-русски стали называть с некоторых пор очень русским словом интеллигенция. Это  слово стало известно во всём мире, ну как слово спутник.

    А собрались они так тайно и конспиративно ради разрешения одного вопроса. По всему для них очень важного вопроса. А вопрос простой и вечный . Как нам жить всем вместе. Одним обществом или сообществом человеческим. Вопрос и национальный и интернациональный. И поставлен он был с ещё незапамятных времён. И не решён он и до сих пор. И занимает он нас не в меньшей степени и сегодня. Как нам жить всем вместе в нашем человеческой естестве не причиняя друг другу беды и несчастья. Так чтобы мы все  вместе были счастливы, без обиженный, без униженных и оскорблённых. Как?

   Вот поэтому и французов после моего погружения их в тему на этой картине тоже заставляет задуматься эта встреча у самовара.  Потому что, этот вопрос и их тоже занимает не мало. Он и у них тоже не решён ни в малейшей степени. Не забудем, что они приехали к нам из страны с очень богатыми революционными традициями. И в этом смысле повлиявшими и  на наши умы  с 1789 года. Да ещё и как повлияла. Вся революционная лексика пришла к нам из этой страны. И Интернационал и Марсельеза тоже от туда. И призрак коммунизма забродил тоже там же. И потом только  этот призрак всерьёз и надолго заселился именно в наших краях.

    Вот по всему поэтому я считаю эту картину с таким непритязательным названием «Вечеринка» одной из самых важнейшей во всей Третьяковке.

                *****

 Хотя я думаю, что и сам художник не осознавал всю важность и значимость поднятой им темы для всех нас. Ну такая жанровая сценка. А он был мастером именно в таком роде живописи. Он оставил нам сотни картин, отражающих жизнь наших не так уж далёких предков. Картин представлявших  жизнь его современников такой, какой она была. Лучше любых фотографий, которые только-только начинали появляться. Он хорошо знал жизнь, и со всем своим умением и мастерством умел её отражать. И скажем ему за это огромное спасибо. Без него наше живое представление о второй половине 19 века в России было бы без сомнения гораздо беднее. Откройте в Интернете его имя, и посмотрите его картины и вы поймёте, о чем я говорю.  Получите  большой информативный материал и большой удовольствие.

                *****

     Маковский писал картины очень быстро. Техникой он обладал превосходной.  Рука мастера. А вот картина «Вечеринка»  во всём его творчестве просто уникальна. От возникновения замысла до его окончательного исполнения прошло не много ни мало двадцать лет. Вот только художник Иванов положил столько же лет на создание великого полотна «Явление Христа народу».

   Тут надо заметить, что художники, из тех великих, которых мы знаем, исполняли свои шедевры в очень разные сроки.От чего это зависит, я не знаю.  Вот художник Айвазовский написал очень много картин, которые хранятся в лучших музеях мира. А вот свой самый известный шедевр,«Девятый вал» он написал всего за девять дней. И написал этот разгул водной  стихии гибельный для людей исключительно по памяти. Огромная волна,  которая вот-вот накроет несчастный людей, вся в грохоте движения, никак не смогла бы остановится, чтобы попозировать художнику.

    А вот милая непосредственная  девочка Верочка тринадцати лет позировала художнику Серову. Старалась в её юные годы сидеть неподвижно   И за этим занятием просидела она  за этим самым столом с персиками много часов,  сложив вот так  на нём руки. Не поверите,  но просидела она так во всем своем нетерпении сорваться, наконец, и убежать  в сад не один месяц  Слава Богу она этого не сделала, и оставила по себе живописную память навсегда.  Её портрет тоже находится  в Третьяковке. И все посетители любят делать селфи на её фоне. И иностранцы тоже.
     А вот В. Маковских стоял у холста даже и не месяцы, долгие годы, создавая «Вечеринку». 
                ******

    И вот тут надо обязательно  сказать несколько слов о творце этой картины.Поскольку я уверен,  невозможно говорить о творении художника  отдельно от его творца.

      Художник В. Маковский и не мог не стать художником. Такая у него была семья и семейная атмосфера, в которой он рос. Он родился в Москве. В семье обрусевшего поляка Ивана Маковского. У него была довольно скучная профессия, Бухгалтер. Но он  любил искусство. Он и сам занимался живописью. Писал миниатюры и копии Малых голландце. Он работал в Кремле, потому и имел доступ к их оригиналам. А ещё он любил музыку и хорошо играл на гитаре.

   В его контору в Кремле, где он и жил, приходили художники, музыканты, актёры, литераторы. Такой художественный салон у него собирался. И дети воспитывались в атмосфере этого кружка.  А какие гости приходили к ним!  Гоголь, Глинка, Брюллов, Островский, Тропинин.

     Маму будущего художника звали Любовь Корнеева.  Отец её был немцем. А дочка его была одной из известных красавиц Москвы. И её тоже Бог не обделил талантам. Она хорошо пела, да так, что сам Рубенштейн пригласил её  в открытую им консерваторию,  перед которой и сегодня мы видим замечательную скульптуру Чайковского. Но не ответила она на приглашение, Она вся отдалась семье. Было много детей. Выросло только пятеро. Три мальчика и две девочки. Все мальчики и одна девочка стали художниками. Другая девочка, Мария, стала актрисой. Вот такая семья

   Старшая дочь – Сашенька – стала художником – пейзажистом. У неё прекрасные пейзажи. Я любуюсь ими. Такие русские, исполненные душой. А она не получила никакого образования.  В художественные училища девочек не принимали. Вот братья её Константин и Владимир и обучили её этому делу. 
 
   Часто путают двоих  братьев художников. Чему ж удивляться Фамилия одна. Но стили и манера письма у Константина и Владимира очень разные. Зная все это,  их трудно спутать.

    Например,  Константин учился в Академии художеств в Петербурге Но не кончил.  Вышел со скандалом. Участвовал в знаменитом бунте 14-ти во главе с Крамским. Не стали они участвовать в конкурсе за Золотую медаль по выходе из Академии. После эти художники организовали такую совместную артель. Что-то вроде коммуны. И жили в настоящей коммуналке. Всё общее.  Не понравилась Константину такая жизнь.  Он, видимо, усвоил несносный характер его отца. Поругался с артельщиками и ушёл.

 Но он был хорошим художником. Он снял свою мастерскую.  Писал портреты.  И был завален заказами. Успех был необыкновенным. Писал картины на исторические картины. Они мне не очень нравятся. В них много театральщины и даже пошловатой роскошной красивости. То есть того, чего и близко нет в картинах Сурикова.
 
    Цену Константин  себе знал. Потому и  цены за свои творения он запрашивал умопомрачительные. И их покупали. Но не Третьяков. Даже и у него не было достаточно денег, чтобы их купить.   Потому так мало  работ К. Маковского  в знаменитой галерее. Его картины покупали иностранцы. Сейчас многие из них в частных коллекциях за границей. Его слава у нас и в мире была тогда выше, чем у его брата, Владимира. Посмотрите его картины. Самая знаменитая да и известная  тоже каждому у нас «Дети, бегущие от грозы».  Её и сегодня часто берут на зарубежные выставки. Картина была приобретена семейством Нарышкиных. А потом  коллекция была национализирована. И таким только образом «Дети ..» оказались в Третьяковке. Иностранцам очень нравятся.

    К. Маковский скончался в 1915 году. Не поверите, в результате ДДП. Лошадь его экипажа, увидев трамвай,  взбрыкнула и шарахнулась в сторону,  выкинув художника наружу. Тот ударился головой о мостовую. Этот удар стал причиной его кончины. Кто бы знал, что вот так он закончит свои дни. Его похоронили  на Никольском кладбище Александра – Невской лавры.  А потом была революция. А потом его могила и вовсе затерялась.Но картины то остались.

                *****

    А вот у Владимира Маковского совсем другая история. Он был и человеком другим,  да и художником тоже. Он учился в Москве. В знаменитом тогда училище живописи ваяния и зодчества. Здание, построенное Баженовым существует и сегодня на углу Мясницкой.  И сколько знаменитых художников учились и преподавали в нём. Не буду утруждать себя перечислением славных имен. Одно время после революции  то же заведение называлось ВХУТЕМАС. Однажды его посетил Ленин. Состоялась очень откровенная беседа со студентами. А студенты –  они  все уже были заряжены революционными идеями. И прежде всего в живописи. Они же все были авангардистами. И им всем нравился Маяковский. И тут вождь с ними не согласился. О сказал, что ему Пушкин гораздо понятнее и ближе. И сказал фразу: Почему мы все должны любить только новое. И только потому, что оно новое. Я бы тут согласился с Ильичём.
 
    А потом с сороковых годов здание занимали всякие НИИ, не имеющие к живописи никакого отношение. И наконец в 1986 году живопись вернулась в залы здания. А потом благодаря усилиям Ильи Глазунова в нем обосновалась Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Ныне она носит его имя. И это хорошо.

   Но  вернёмся к Владимиру Маковскому. Он учился в стенах этого училища. А это московское училище было очень русским. По духу, в отличие от подобной  ему Академии живописи в Петербурге.

    Поэтому всё его последующее творчество и было проникнуто истинно русским духом, в отличие от его брата, чьи творения  были  проникнуты как раз такой красивой псевдорусскостью со всем его мастерством живописца.   

      Например, бытовая живопись, отражающая жизнь таковой, какой она была в те годы,  в петербургской Академии была просто немыслима. Что и привело к бунту 14-ти. А вот в Московском училище она очень даже приветствовалась и поощрялась.

 Одну знаменитую картину Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» называли  энциклопедией русской жизни. Так вот, всё творчество Владимира Маковского – это несомненно живописная энциклопедия русской жизни. И нет в этой энциклопедии никакой псевдорусскости, пошловатой красивости и никакой клюквы,  рассчитанной для продажи преимущественно иностранцам. Даже и картина «Дети, бегущие от грозы» больше похожа по духу на  поделку, такой стилизованный лубок. Поэтому её и любят выставлять за границей.

                *****

     Мы можем изучать Россию. её русский дух и историю не только по произведениям историков и наших великих писателей.  Маковский рассказал  нам про всё  то же самое, но только своими живописными  средствами. И сделал он это со всею своею  искренностью.  И правдиво.

     Слова  иногда и недостаточно, что бы передать то, о чём я говорю. Надо видеть. Вот мы и видим Россию благодаря многочисленным картина  Маковского, Каждая его  картина - это как бы окно, распахнутое в мир наших предков. Благодаря ему мы видим не только, как они выглядели и как были одеты. Мы видим главное:  чем они жили. Мы погружаемся в мир и время, ушедшее от нас, но связанное с нами прямой кровной связью. Без него представление о наших предках было бы совершенно не полно. Посмотрите сами его картины, чтобы убедиться в правоте этого слова.   

   И кого вы только не увидите на его картинах! Вот мальчики, играющие в бабки. А вот пастушки,  прямо списанные с героев «Бежиного луга». Мы увидим   купцов и мещан. Милые семейные сцены. Трактирные сцены. Мы увидим охотников и любителей соловьёв, самозабвенно слушающих их пение. А ещё есть и щеголихи,  и музыканты. И прислуга всевозможная.   А вот и сановные вельможи все в лентах и орденах, ждущих аудиенции ещё более высокого по рангу вельможи. А вот и развалившийся на бульварной лавочке вчерашний мужик, этакое мурло, лакей или половой, лениво играющий на гармошке. А рядом несчастная его жена с мелким ребёнком на руках, приехавшая из деревни повидаться с мужем. А есть ещё революционеры. Вот такие, каких мы видим на  картине «Вечеринка».
  Давайте о них и поговорим поподробнее.

                *****

Я вновь всматриваюсь в черты лица главной фигуры этой конспиративной тусовки.  Мне нравится это лицо. Юное лицо курсистки. Мне кажется, что она читает стихотворение Некрасова. Известное всем и сегодня. А уж в советские времена известное каждому школьнику.

 Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!

Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

    Весь облик девушки наполнен высокой духовностью и проникнуто жалостью к народу. Да и как не проникнуться жалостью по прочтению этих строк великого поэта. Они тронут любого. Потому как сострадание - это тоже свойство, присущее русскому человеку. Страдает страна. В этом убеждены все собравшиеся на картине.  Вот другие строки из того же стихотворения.

  Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
 Стонет он по тюрьмам, по острогам,
 В рудниках, на железной цепи.

  Надо сказать, что и  вся наша великая литература всего 19 века преисполнена именно этим щемящим душу чувства. Чувства сострадания. К маленькому человеку и простому мужику. От Акакия Акакиевича  до Герасима с его несчастной Му-Му.

                *****

     «Где бы русский мужик не страдал». Но  ведь всему же есть  причина. Откуда это зло? И надо же что-то делать, чтобы его устранить. Вот этой главной мыслью и заняты, собравшиеся на эту конспиративную сходку  люди. И за ответом на этот жгучий вопрос они пришли не в церковь. Они пришли к этому самовару, чтобы за этим столом найти ответ. Найти пути к решению этого жгучего и важного вопроса. Настолько важного, что во имя его решение можно и жизнь положить.

    А современники увидели сразу же в центральной фигуре картины уж хорошо известную одну даму.  Её звали Софья Перовская. Кто она?  Почему она пошла на убийство?  Преступила одну из  важнейших заповедей библейских. И ведь убийство не какой-то жалкой, никому не нужной злобной старухи процентщицы.  Нет, она покусилась на жизнь самого царя-императора. Причем не один раз. И наконец ей это удалось. Акт возмездия, как она думала, совершился у канала Грибоедова. После убийства у неё были не малые шансы скрыться и спастись. Но она осталась в Петербурге и разделила горестную участь своих товарищей.

    Зачем они это сделали? Зачем убили царя? Этот же вопрос задавали в те времена все. Какой был, выражаясь юридическим языком, мотив, у этого преступления?  Да что его и искать,  и гадать.  Он весь прочитывается в этих вышеприведенных стихах Некрасова. Стонет русский мужик. Стонет в тюрьмах, острогах, в рудниках. И кто же стонет? А стонет сеятель  и хранитель То есть тот, кому всем и обязана вся Россия. А кто главный виновный? Да кому ж не понятно? Самый главный. Он за всё отвечает. И за стон тоже. Приговорили они его к казни на своём собрании. Возможно,  точно на таком же самом вокруг самовара, как и на этой картине. Она назвали своё собрание «Народная воля» поскольку они искренне думали, что им само проведение предназначило быть проводниками этой воли. Чем всё дело кончилось для царя и для них тоже, мы это теперь хорошо  знаем.    
 . 
                *****
       Церковь  тоже предлагала свое решение всех бед и несчастий. Только жизнью праведной заслужить всем обещанное право на вечное поселение в райских кущах. Всё там будет. И белка и свисток, и яблочки райские. Но потерпеть надо. Вот  и великая картина А. Иванова  «Явление Христа народу» написана, как ответ на все вопросы.  Вот он путь к спасению.  Его нам указывает Иоанн Креститель. Будем все вместе жить по законам , олицетворением которых является Иисус Христос, приближающийся к толпе людей у реки Иордан, И Толстой уже тоже  призывает к непротивлению злу насилием. Уже и «Воскресение» им написано. И это тоже путь к спасению.
 
 Но только собравшихся вокруг  стола  в церковь не пойдут. И вряд ли вступят в ряды толстовцев.Они ведь  атеисты – нигилисты. Потому как знают, что церковь предложит лишь один ответ: Да, найдете ответ и блаженство вечное, но только за пределами нашего земного существования. Не раньше. Ну а пока пострадайте и заслужите жизнью праведной это вечное блаженство. Нет, не согласны с этим люди на вечеринке. В России уже стали появляться первые марксистские кружки. Вполне вероятно, что здесь мы видим как раз этот кружок. А марксисты по определению и не могут быть непротивленцами злу насилием.  У  них в уме революция и баррикады.

                *****      

   И тут у меня вопрос. Самый важный. Коммунизм - это ведь  тоже религия. Это ведь тоже вера, со всеми атрибутами и догматами, присущими любой религии.  Рукотворная религия.  Придуманная  людьми. Как, впрочем, и все религии на Земле, включая христианство. Скажу страшную вещь – все Боги придуманы людьми. Но на это моё богохульное утверждение можно и не обращать внимание. Всяк верит в то, во что он верит.

    Так вот коммунизм – это такая мечта, придуманная не самыми глупыми людьми. Напротив, она придумана  великими учёными и философами. И придумали они эту «придумку» за время,  измеряемое тысячелетиями. В недавние времена эта мечта была оформлена в целый Кодекс строителя коммунизма. Кому он не знаком, особенно тем, кто жил в те  времена.
 
    Теперь пришли другие времена. И теперь говорят, что коммунизм – это может быть и хорошо, но утопия.  Какую статью этого Кодекса не возьми – это всё утопия. Скажут так мягко, чтоб не обидеть,  – это только занятная сказка. Правда, как мы знаем, что и в сказке есть «намёк - добрым молодцам урок». Но всё равно, утопия. То есть, нечто совершенно недостижимое, несмотря на всю её привлекательность. Потому как есть жизнь. И есть утопия. И нечего ради неё корячиться. И нечего этой юной девушке на картине Маковского рассказывать  о страданиях народа. Мы рождены вовсе  не для того, чтобы «сказку сделать былью.» Люди будут всегда страдать и будут всегда разделены. И будет вечное деление между ними, несмотря и на единую душу, вселенскую душу, объединяющую нас в человечество. Вернемся на землю, и не будем мечтать о невозможном.

                *****

     Хорошо, вернулись на землю. Отринули эту утопию. Скажем этой девушке на картине, читающей стихи про страдания русского мужика, что она не права. Да и что вам тут собираться у самовара. Вы ведь не знаете то, что сегодня знаем мы. Колбаску с баранками под приятные разговоры можно и скушать, ну а остальное, то это напрасные хлопоты. И пустая болтовня.

   А куда пойдем? В  церковь всё-таки пойдем. Они сегодня вновь наполняются. Даже и больше, чем на Западе, где церкви всё более пустеют. Придем, чтобы послушать патриарха нашего Кирилла. Я его слушал вчера. И говорил он удивительные вещи. Просто поразительные. Вот, например,  про Европу во времена Ренессанса. Она вся Европа уже в те времена  стала отходить от Бога после всего мрака средневековья. Потому как, если ранее высшей ценностью для всех верующих был сам Бог, то титаны Возрождения заявили, что высшая ценность – это сам человек. Вот оно главное различие между церковью католической и православной. Между любой иконой Богородицы и  прекрасной Мадонной Рафаэля.

   Если ранее высшей ценностью была добродетель, говорит патриарх,  то после высшей ценностью для верующего стало личное благополучие. Это протестантство.

   А ещё патриарх заявил и о другой поразившей меня вещи. Он сказал, что церковь – это вообще не райские кущи. Церковь - это не собрание праведников, включая и служителей культа. Это собрание грешников, живущих на Земле по законам, которые никак нельзя назвать божественными. И даже монастыри – это вовсе не скопище праведников. Это всё те же грешники,  только наиболее остро воспринимающие свою греховную сущность и стремящиеся её преодолеть. И у меня такое ощущение, что эта прекрасная девушка могла бы и согласиться в этом вопросе с патриархом Кириллом. 

Удивительно. И уж совсем сразил меня патриарх в конце своего выступления. Он сказал, что если бы на земле вдруг все в одночасье стали бы праведниками – то и история на этом сразу же и закончилась. Всё движение остановилось бы. Теперь я чешу в затылке и пытаюсь понять это утверждение. Попробуйте и вы.

                *****

  Но запятая все же остается. Остается  вопрос. Возьмём снова в руки тот известный Кодекс. Читаем и уже заранее знаем, что каждая статья в нем - утопия.  Нам так сказали. И это уже как бы утвердившееся мнение. Как только не истоптали этот несчастный Кодекс господа либералисты.  Буквально всё, каждая фраза и вся статья – всё утопия. Предлагаю все же вспомнить некоторые её статьи. Я не буду приводить здесь весь  этот Кодекс. Зачем? Есть Интернет. Так, ради любопытства, прочтите всё-таки. Будете несказанно удивлены. Не удержусь и процитирую несколько фраз из Кодекса. Для общего понимания .

—  добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
—  коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
—  гуманные   отношения   и   взаимное   уважение   между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;
—  честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

  И представьте себе, - это всё утопия! А что не утопия? А вот подставьте ко всему этому минус, то есть, нечто обратное, и получите неутопию. Всё просто. И как-то странно получается, что, если не по букве, то уж точно по духу Кодекс - повторение известных заповедей, которые  были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

   А вот всем известное выше приведённое «Кто не работает – тот не ест» - это Маркс сочинил?  Нет, это  и вовсе прямая цитата из послания апостола Павла. Ну и как у нас, к примеру, сегодня с этой заповедью?
               
                *****

  Но я тут о другом. У меня вопрос, который ещё не задавал себе никто из собравшихся на картине вокруг самовара в свете лампочки под абажуром.

   Религия – это тоже движение. Прав патриарх. И у религии есть цель. А раз цель есть –значит, это движения. И тут оказывается, что у обеих религий, у коммунизма и христианства,  цель одна. Царство справедливости – вот эта цель. Но есть и разница не в сути, а в подходе.  Вся и разница, что коммунисты предлагали построить этот царствие своими руками на земле. Зачем нам Бог, с его сказками библейскими, когда мы и сами можем достичь этой цели. Все сделаем нашими руками со всем нашим осознанием того, что хотим.

 Именно это держат в голове все собравшиеся у самовара. Они же все атеисты. Сами, без Бога построим. Создадим нового человека А какого - это нам  уже показал господин  Чернышевский в своём знаменитом романе «Что делать?» Написанном, кстати сказать, в тюрьме , в Петропавловке. 

   А что утверждала и обещала церковь? Да то же самое, повторяю. Только она утверждает, что ничего строить  и не надо. Уже все построено до нас. Кем? Самим Богом. На небесах. И достижение его, Царствия Небесного,  все основанное на справедливости и без деления между людьми, возможно только после конца нашего  пребывания на Земле. И никак не раньше. А потом Бог взвесит на чудесных весах все наши земные деяния. Все!  И уж он решит в день Страшного суда, где нам пребывать вечно. В райских кущах или на раскалённой сковороде.

   А вы знаете, я готов поверить. В кущи и сковороду. Но вот тут  есть главная  запятая. А где доказательство того, что это Царствие Небесное существует? Абсолютно достоверное. Кто – нибудь там уже побывал и рассказал нам, как там хорошо или плохо?  Никто! Так почему же я должен верить тому, чему нет подтверждения. И кто мне докажет, что Царствие Небесное –это тоже  не утопия? И не только мне.
 
                *****

  А ведь именно об этом мечтает девушка на картине Маковского. То есть, о земном царствии справедливости.  Именно об этом. О светлом будущем  она мечтала. И посмотрите, как слушают её все собравшиеся. В какой напряженной тишине. Они, конечно, согласны с каждым словом девушки. Но их размышления лежат в другой плоскости. Они размышляют о путях достижения этой благородной цели. Пока они только размышляют. Посмотрите на них  повнимательней.
 
   А мы уже прошли этим путём. Каким? Но это уже другая история. Пока же мы только у самого её начала на картине В. Маковского «Вечеринка».  Вот именно об этом, но гораздо короче, я и рассказываю нашим гостям французам, заходя в зал номер 24.