Клад. Быличка

Ялютик
Говорит баба деду: «Давай заведём скотину, всё жизнь богаче будет»
Купили поросёнка, а он через неделю сдох: «Не понравилось ему у нас. Давай овечку купим,  с ней меньше хлопот» - сказала баба. Сказано-сделано. Купили овцу – подохла. Куры купленные перемёрли, остался один петух.
Заговорил петух человеческим голосом:
- Я знаю, кто вам поможет.
- Это кто же?, - спросил дед, удивляясь слыханному.
- Войдёте в бор, у старой сосны налево, потом у болотца направо, там ведунья живёт, она вам поможет.
- Я сама пойду, - заверещала баба.
Собралась в путь, шла, шла, с дороги сбилась. Вернулась домой ни с чем. Пошёл дед, он моложе и сообразительнее, нашёл  в глубине леса добротную избу. Вошел, а там  сидит колдунья с растрепанными волосами разного соцветия и крысиные лапки перебирает.
- Чего на причёску уставился? Это колорирование балаяж, я его изобрела. Мы, хоть и деревенские, да не лыком шиты. Говори, зачем пришел? Кто прислал?
Рассказал дед.
- Скука какая! Иди к моему младшему брату, я такими мелочами не занимаюсь.
Поклонился дед и ушёл. Разыскал избушку брата. Вошёл и растерялся. Смотрит на колдуна, на голове у него гребень, как у петуха, панком зовётся.
- Что, не видал такого? С меня молодежь пример брала. Сестра прислала?
Рассказал дед.
- А это беда не беда, я вам помогу. У вас в подполье зарыт клад, если разумно им распорядитесь, у вас всё будет хорошо.
- Сколько я должен за совет?
- Ничего не надо. Это пустяковое  дело.
Вернулся дед домой и всё рассказал бабе.
- А ну, полезай в подполье!
- Я не отдохнул с дороги…
- Там и отдохнёшь, -  рявкнула баба.
Стал дед копать, а баба встала на  колени, свесила голову в подполье и стала наблюдать. «Ага! Звякнуло! Тащи!» Достал дед сундучок увесистый. Долго возились с замком, а когда открыли – ахнули! Там драгоценностей: бусы, кольца, каменья… Баба накрыла подолом сундучок и сидит.
- Закрой дверь на засов,  занавеси на окнах задёрни! Сейчас примерять будем.
Запер дед дверь. Баба надела на шею ожерелье, засверкали бриллианты.
- Я царица!
- Царица из усыпальницы, - пробормотал дед. – Давай лучше делом займемся, решим, кому помогать будем.
- Ванька – пьяница, ничего не дадим. Пускай не пьёт, – решила баба,  - Глашке? У неё пятеро детей, тоже не дадим. Надо было думать прежде, чем рожать такое количество. Пусть на материнский капитал живёт. Она ордер получила  за материнство.
- Не ордер, а орден, - поправил дед.
- Подумаешь, и тот и другой за заслуги.
- У Дуни скоро свадьба, давай, порадуем,  вот это ожерелье подарим, - предложил дед.
-Не надо смущать односельчан. Может, эти бусы  миллион стоят, она нас всех скупит.
Порешили продать одно кольцо. Продали, купили поросёнка. А он сдох.
- Неправильно распорядились мы кладом. Жадные мы с тобой. Надо помогать бедным, - говорит дед.
- Не дам! Чиновники не дают, и я не дам! - огрызнулась баба. - Закопаю я клад обратно, пущай кто-нибудь найдёт этот клад после нашей смерти и порадуется, как мы с тобой. Постараюсь поглубже зарыть, и чтоб ты не подглядывал!
-А у нас не будет скотины…
- И не надо! Как жили, так и будем жить. За скотиной ухаживать надо, работать. А петуха говорящего в супе свари, не порядок это – учить нас, - приказала баба.
Вот так и закончилась история клада. А петуха дед всё же не в суп устроил, а в цирк городской. И на том спасибо.