Какие знания определят наше будущее?

Василий Тихоновец
Существует мнение: «…у нашего народа есть достойное будущее. Пролегает оно на путях тесного взаимодействия научных знаний, правдивой информации  с твёрдой верой в Бога, с укреплением Православия и других традиционных религий, с расцветом высокого искусства и национальных культур». (http://www.proza.ru/2017/10/18/1768)

Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, на мой взгляд, очень важен. Действительно: чему и как учат наших детей и внуков? Насколько эти знания полезны растущим поколениям? Но если не забывать мудрое высказывание советского поэта Сергея Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ», то возникают совсем малоприятные вопросы:

- вот эта бесформенная, больная и интернетозависимая тушка человека, которого полтора десятка лет программировали быть «конкурентоспособным на рынке труда» – это наше прекрасное будущее?

- или – другая крайность – крепкий юноша спортивного телосложения, которому лучше глубокомысленно и непрерывно молчать, чтобы не показывать сразу своё дремучее невежество, это тоже наша достойная смена?

- и вот всё это «конкурентоспособное», но совершенно не подготовленное к жизни поколение уже завтра станет непобедимым народом?

Конечно, я сознательно сгущаю краски: наши дети – лучшая в мире «продукция», которую «выпускает» Россия. Это доказывается мировыми победами наших юных интеллектуалов, творческими конкурсами и прочими подобными мероприятиями. Но если мы думаем о создании действительно уникального и гармоничного народа, то должны признать: система образования в России должна быть изменена коренным образом. И дело совсем не в пресловутом ЕГЭ, и не в дурном влиянии Запада…

Можно допустить очень условное разделение понятия «культура» на две части – духовную и материальную. Если в материальной культуре выделить то, что не должно быть отделимо от каждого конкретного человека – физическую культуру, то станет понятен ход моих мыслей:

- гармонично развитый – культурный человек – не должен к сорока годам становиться ходячим пособием по хроническим заболеваниям для студентов-медиков;

- культурный человек должен обладать огромным массивом знаний и навыков в области физической культуры, которые стоило бы назвать «правилами эксплуатации человеческого тела».

Есть неоспоримая библейская заповедь: «Возлюби ближнего своего, как себя самого». Слова очень правильные. Но при одном важном условии: человек уже умеет любить «себя самого» – его этому научили в семье, в школе, в институте, в коллективе, в том обществе, которое его окружает. Только в этом случае он способен «возлюбить ближнего своего». А иначе этого «ближнего» поджидает всё что угодно, кроме любви.

Получают ли наши дети важнейшие знания о себе, как о сложнейшей биологической системе, созданной природой в ходе миллионов лет эволюции? Учат ли их тому, как нужно ухаживать за своим телесным «скафандром», чтобы он исправно служил хозяину десятки лет? Правильно ли наша система образования понимает содержание предмета «физическая культура»?

Считается, что «это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития».  Разве на занятиях физкультурой в школах и институтах наших детей знакомят с этой «совокупностью ценностей и знаний», накопленной человечеством за тысячи лет? Отнюдь. Уроки физкультуры ограничиваются физической подготовкой, ознакомлением на практике с некоторыми видами спорта и выполнением определённых нормативов. Некоторые даже не слышали о существовании учебников по физкультуре, они на самом деле есть, но в них в основном говорится о спорте.

Если бы составители образовательных программ думали не о будущей «конкурентоспособности» юных созданий «на рынке труда», а о том, как подготовить детей к взрослой жизни, как научить их беречь своё тело и быть здоровым до глубокой старости, то у системы здравоохранения заметно убавилось бы количество пациентов. И эти учебные программы, и школьные учебники по физической культуре изменились бы до неузнаваемости. Да и сам этот предмет стал бы одним из основных для общеобразовательных учебных учреждений: потому что именно эти знания во многом определяют жизнь и будущее наших детей, которые завтра станут народом России.

И стало бы совершенно очевидным, что преподавание десятилетнего учебного курса физической культуры, если рассматривать его как объёмный комплекс разнообразных теоретических знаний и практических навыков, предполагает участие в работе целого набора очень разных специалистов.

Мы, например, всю жизнь что-то едим и пьём, но разве школа учит основам диетологии и особенностям питания человека в разном возрасте? Неужели профессиональные навыки в приготовлении пищи не стоит прививать мальчикам и девочкам с раннего возраста, если от этой «бытовой мелочи» иногда зависит «счастье в личной жизни» и благополучие молодой семьи? О какой любви к себе и своему телу можно говорить, если есть факты такой лютой ненависти глупых девушек к собственным пухленьким формам, что они начинают морить себя голодом. Они доводят дело до нервной анорексии, полного истощения и даже смерти.

Мы болеем с самого раннего детства разными болезнями. Я не призываю к самолечению и поголовному отказу от официальной медицины, но некоторые из них можно предотвратить или вылечить лекарственными травами или упражнениями из йоги. Разве школьный курс физической культуры, о котором я говорю, не должен включать предмет «траволечение» - изучение лечебных свойств растений, приготовление из них отваров и настоев? Или дети будут по-прежнему изучать ботанику «для общего развития», а не для конкретной личной пользы в течение всей жизни?

И разве не было бы полезно знать будущим папам и мамам, что опасное заболевание – ангину – у ребёнка и взрослого можно вылечить в течение одного дня без лекарств, используя для этого «позу льва», подаренную человечеству индийскими йогами? (Испробовано и проверено на себе, на своих детях и друзьях). Разве не полезно знать юношам, что увлечение «пивасиком», содержащим солидные дозы женских гормонов эстрогенов – верная дорога в ряды сексуальных меньшинств, что доказывает вся Европа, где с потреблением качественного пива всё в полном порядке, а с нормальными суровыми мужиками – большие проблемы. А ведь подобных «крупиц» полезного знания множество. Но лихорадочно искать их мы начинаем только тогда, когда, как говорится, «уже поздно пить боржоми».

Современный автомобиль оснащён необходимым набором датчиков, которые оповещают водителя о скорости, давлении масла, зарядке аккумулятора и так далее – для этого есть целая доска приборов. Человек устроен в миллионы раз сложнее автомобиля, самолёта и даже космического корабля, а «приборов и датчиков» у него нет. Человек «заправляется» чем попало, пьёт «всё, что горит», дышит отравленным воздухом и делает многое, что со здоровой жизнью тела совершенно не совместимо. Только очнувшись в палате реанимации, где много всяких полезных приборов, он с удивлением узнаёт, что с ним случился инфаркт, инсульт или ещё что-нибудь подобное. Это если он очнётся…

Возникает вопрос: а что для каждого отдельного человека самое важное, если он, конечно, не фанатик, не сумасшедший, не алкоголик и не наркоман? Капитализм или социализм? Искусство? Государственное устройство? Религия? Убеждения? Демократические свободы? Так называемые «европейские ценности»? Осмелюсь предположить, что человеку в первую очередь интересен он сам, как живая совокупность физического и духовного здоровья.

Что причиняет человеку наибольшие страдания (физические и духовные) в процессе его жизни на нашей планете? Неужели мучительную зубную боль может погасить «твёрдая вера в Бога» и молитва, а не таблетка какого-нибудь анальгетика и вмешательство врача? Или, к примеру, мужик в возрасте сорока лет стал импотентом. Очень ли ему интересна в этой ситуации «правдивая информация» о положении дел в Сирии или на Украине? А его молодой жене? Что прикажете делать ей? Молиться «во здравие раба божьего»? Или искать соответствующую клинику? Помогает ли «укрепление Православия» в «тесном взаимодействии с научными знаниями» человеку, умирающему в страшных мучениях от рака или иной болезни?

Не думаю, что сильно ошибусь, утверждая: основная часть человеческих страданий связана с голодом и жаждой, жарой и холодом, с болезнями и смертью родных и близких, с собственными физическими недугами и старостью. Как не крути, но во всех этих бедах физическое тело человека и его состояние – на первом месте. И уж если говорить о том, «какие знания определят наше будущее», то, наверное, это полезные для жизни знания о нашем теле, особенностях его развития и состояния в разном возрасте вплоть до неминуемой смерти – «правила эксплуатации человеческого тела». Без этих знаний у нашего народа есть лишь одно будущее – «конкурентоспособность на рынке труда».