Пойду, обольюся слезами,
Зачем же вы к нам так сурово:
В июне экзамен, в июле экзамен,
А в августе, не дай бог, – снова!
Итак, с поля боя ваш покорный слуга отправился на другой фронт – битву за успешную сдачу знаний. Помните лозунг?
«Сдадим наши удовлетворительные знания на хорошо и отлично!»
«Хорошо» мне было, в сущности, не очень-то и нужно – итоговую оценку это не повышало. Перспектива на «отлично» как-то не просматривалась – алгебра + геометрия + элементы высшей математики были картой с изрядными белыми пятнами. А удовлетворительная тройка при наличии годовой четвёрки тоже ничего не могла изменить в итоге, так что к экзамену я не готовился вовсе, резонно рассудив, что уж эту самую тройку как-нибудь заработаю.
Первый вопрос билета… ха, число «пи»! «Ну, это мы знаем», – самонадеянно подумал испытуемый, перескакивая глазами на цифру два: «Докажите теорему о…». Приплыли… я ведь даже её формулировки не помню.
- Серёга (Задорожному, сидевшему впереди), что за теорема?
То, что в несколько приёмов, с оглядкой на преподавателя, вышептал Серёжа, меня почему-то не устроило, но дало почву для размышлений. Несколько минут поиграв известными терминами, выудил из мозгов что-то вроде «Конечное коммутативное кольцо без делителей нуля есть поле». Уже лучше.
Из всего этого набора слов уверенно знаю только предлоги, глагол, и что такое ноль. Срочно вспоминаю остальные термины. Ну, дальше – как учили, от исходной посылки – к конечному определению. Хорошо, пошла цепочка…
Ах ты! Вот тебе и тормоз, как дальше – не знаю, хоть убей. Ладно, начнём с конца, предположим, что искомое доказано, раскручиваем в обратном направлении… нет, тоже не выходит, что ж, потом додумаю, нужно решить задачу. Задача оказалась решаемой, но трудоёмкой, только и хватило времени на вычисление ответа. Труба зовёт к барьеру.
А у барьера начался цирк.
- Ну, число «пи» – это отношение длины окружности к диаметру, оно равно трём целым и четырнадцати сотым…
Пробормотав ещё что-то о его применении для вычислений, я остановился, вопросительно глядя на преподавателя, но в его взгляде встретил недоумение.
- И это всё?
- А что ещё об этом можно сказать?
Последовал хитрый взгляд и загадочная улыбка. Следующие пару минут я мотал на ус краткие тезисы о числе «пи».
- Как тебе это?
- Ничего себе! – только и произнёс я.
- А теперь раскрой содержание.
Вот тут и пригодилось всё, чем занимался ранее. Мозг включился на полную мощность, и на обрисованный преподавателем каркас здания я начал успешно навешивать панели и отделку.
- Хорошо, достаточно. Сам-то чего скромничал?
О причинах своей скромности я умолчал. И, внутренне радуясь тому, что лихо выкрутился, на хорошей волне бодро перешёл ко второму вопросу:
- Доказательство теоремы проведём известным способом – вначале выстроим цепочку рассуждений от определений к конечному результату, затем, предположив, что формулировка справедлива, убедимся в достаточности исходных условий.
И далее уверенно воспроизвёл половинки своих рассуждений.
- Да, всё правильно, а как связать обе части?
Этот же вопрос, как вы понимаете, волновал и экзаменуемого, но показывать своё незнание было стыдно и провально, и я нахально заявил:
- Ну, это элементарно – по методу математической индукции…
- Что ж, достаточно, показывай решение задачи.
Я не верил своим ушам. Надо же, попал пальцем в небо.
Теперь вы догадываетесь, чем всё закончилось. Слово нужно было держать, и последующую ночь я провёл на крыше учебного корпуса, пробравшись туда через незапертый лаз на чердаке и вспоминая слова из «Прощальной» песни Кима:
…На твои на чердаки
вундеркинды-дураки
Пусть не лазют,
Лучше дома пусть они,
в эМГэУ, в эМФэТэИ
как им хочется, так и
безобразют…
Начиналось утро новой жизни...
Эпилог:
http://proza.ru/2023/02/27/566