3. Помощь Кубы в годы Великой Отечественной войны

Елена Лях
На фото (narb.by): у монумента Победы на пл.Победы в Минске 5 июля 1972 года


Опубликовано: "Беларуская думка", 2017, № 11 (в сокращ. вар.)


                КОГДА  КУБА  ПОМОГАЛА  СССР
                Полный вариант


Начало: 1. - http://www.proza.ru/2017/12/03/1146
            2. - http://www.proza.ru/2017/12/03/1655
            


К началу Второй мировой войны, после выхода Компартии Кубы из подполья в 1938 г.*

---------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Со времени диктатуры Мачадо Компартия Кубы была запрещена на 13 лет.
---------------------------------------------------

революционное и рабочее движение на Кубе переживает подъем, растет авторитет Компартии и число ее членов, усиливается роль профсоюзов (создана Конфедерация трудящихся Кубы), развивается крестьянское движение (создана Национальная крестьянская федерация) – консолидируются левые силы. Батиста, занявший на Кубе президентское кресло с 1940 г. с помощью возглавляемых им военных кругов, монополистического капитала США и местной олигархии и прибравший уже к рукам – где полностью, где частично – капитал многих предприятий, в этих условиях камуфлирует свое реакционное антинародное нутро демократическими жестами и заигрыванием с левыми. Батиста заключает с ними тактический союз, идет на некоторые уступки прогрессивным партиям и профсоюзам, вводит коммунистов в правительство – всё это с целью упрочения собственных позиций.

С другой стороны, необходимость объединиться в антифашистской борьбе подтолкнула кубинских коммунистов к союзу с Батистой, пишет Фидель Кастро и добавляет: «Исторический урок заключается в том, что революционная партия может осуществлять тактические маневры, но не должна совершать стратегических ошибок» [2, с.101—102].

В декабре 1941-го Куба вслед за США объявила войну Германии. Тогда-то и было развернуто под руководством Компартии Кубы народное движение солидарности с Советским Союзом против фашистской агрессии; и следующий факт помощи Кубы Стране Советов, приведенный Густаво Альдерегиа, относится к апрелю 1942 года.

Вот что пишет автор: «Хотя Куба по вине своих презренных лакейских правителей вращалась на орбите американского империализма, ее народ с симпатией и пониманием относился к советской системе, к Союзу советских социалистических республик, революции Ленина и ко всему великому народу России. Эта горячая симпатия вылилась в материальную помощь, в которой я не раз принимал непосредственное и активное участие. Я лично вручил министру иностранных дел СССР Максиму Литвинову в гостинице «Насьональ» чек на десять тысяч долларов» [1, с. 13].

Отметим тот факт, что описанная выше денежная помощь в апреле 1942 года Красной Армии, в которой, как установлено, сражались трое кубинских интернационалистов* [3, с. 3],

-------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Альдо и Хорхе Виво и Энрике Вилар. Двое из них погибли в тяжелых боях: Альдо Виво под Ленинградом, Энрике Вилар – при освобождении Польши.
-------------------------------------------

 а также труженикам тыла, как и последующая в июне того же года – продуктами (110 тонн – кофе, мыло, табак, сигареты, кожа для сапог…), была оказана Кубой еще до установления между двумя странами дипломатических отношений* и в условиях уже абсолютного господства в кубинском обществе, протравленном американской пропагандой сверху донизу, антикоммунистических настроений.

---------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Дипотношения между Кубой и СССР были установлены лакейским правительством Батисты в октябре 1942 года, а уже в 1952 г. им же и разорваны в угоду хозяину – США.
---------------------------------------------

Вот как иллюстрирует атмосферу, царившую в обществе даже спустя 10 лет, т.е. даже в первые годы победившей в 1959-м революции Фидель Кастро:
«У нас действительно существовал сильный антикоммунизм. Это было результатом широкой антикоммунистической кампании, проводившейся в течение десятилетий по радио, телевидению, в печати, кино и всеми другими средствами. В этой обстановке само слово «коммунизм» как таковое пугало многих людей, хотя они не знали достоверно, что собой представляет коммунизм. <…> Дело доходило до того, что на первом этапе революции можно было спросить группу трудящихся, согласны ли они с национализацией, с аграрной реформой, и они отвечали утвердительно. <…> Но стоило лишь их спросить, согласны ли они с социализмом, тут же слышался ответ – нет. <…> При этом имелась одна тонкая деталь: людей больше пугало слово «коммунизм», нежели «социализм». <…> Слово «коммунизм» пугало даже больше, чем «марксизм-ленинизм», в котором видели определенный научный термин. В народе не было развито классовое самосознание. Но существовал… классовый дух… <…> Я иной раз говорю, что он (народ. – Е.Л.) имел классовое подсознание, классовый инстинкт» [4, с. 13].

Ко времени следующего факта кубинской помощи СССР весной 1945 года на Кубе победила оппозиция власти Фульхенсио Батисты – блок Кубинской революционной партии (Партия аутентиков) и Республиканской партии (1944 г.). Президентом страны стал Грау Сан-Мартин, лидер партии аутентиков, социальной опорой которой были мелкая буржуазия и националистическая интеллигенция. Политика Грау, начавшего, как когда-то Батиста, со звонких демократических лозунгов о «власти народа»*, успешно вписывалась в международную обстановку 1945-го, когда с поражением фашизма во Второй мировой войне, усилением влияния на широкие массы стран Латинской Америки идеалов социализма и авторитета СССР растет политическая активность антиимпериалистических сил и авторитет компартий стран Американского континента. Среди безусловных друзей Советского Союза – и прогрессивная часть кубинского общества.

-----------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Ко времени «холодной войны» политика Грау приняла откровенно реакционный характер, дискредитировав возглавляемую им Кубинскую революционную партию (аутентиков).
-----------------------------------------------

Густаво Альдерегиа в статье вспоминает: «…Когда за несколько месяцев до окончания последней мировой войны, которая завершилась великой победой в 1945 году, в гаванский порт зашло торговое судно из СССР, я в составе комиссии нашего Национального антифашистского фронта поднялся на его борт. В трюмы корабля были погружены товары на сумму более сорока тысяч песо в дар от нашего народа. Все эти товары были приобретены на деньги, заработанные трудом и потом наших рабочих и крестьян» [1, с. 13].

Продолжение - http://www.proza.ru/2017/12/05/1582