Включенный наблюдатель...

Анатолий Шуклецов
…из «Дневника Р-17», тридцать лет сопровождавшего «Красное Колесо». // Иван Тургенев имел обыкновение детально разрабатывать биографии своих героев. Многие писатели так поступают. Вживание в тему заставляет прилагать определённые усилия. Этот делал нечто большее. Работая над романом «Отцы и дети», Тургенев писал дневник от имени Базарова.  Вносил в него записи, могшие прийти на ум герою, будь он автором этого дневника. Получился объёмистый том, позднее по окончании романа уничтоженный, как использованное сырьё. Тургенев этим добивался предельной жизненности своих персонажей. Ян Парандовский. // …так завладел мной, что я вёл от его имени дневник, в котором он высказывал свои мнения о важнейших текущих вопросах, религиозных, политических, социальных. Иван Тургенев. // Мы читаем роман, увлечены его героями, но что нам до того мира, который был внутри и вокруг автора в момент, когда писалась та или другая страница. Мы привыкли рассматривать шедевр искусства в отрыве от окружения художника. Сам художник традиционно считает это ненужным и даже нескромным. Мне кажется, это неверно. В литературном произведении должно существовать и описание его созидания, что на учёном языке называется «включенное наблюдение», «включенный наблюдатель». Виктор Конецкий. // Да мало ли чего было и что не попало в дневники! Эх, и никуда не попадёт! Такова писательская доля: видеть больше, чем сможешь изложить на бумаге. Константин Симонов. // Я часто думал, какую интересную статью мог бы написать любой литератор, если бы он захотел и смог в подробностях, шаг за шагом проследить те процессы, при которых любое его произведение достигло окончательной завершённости. Эдгар По. // Дневник станет ещё одним действующим лицом в создании романа – моим помощником, критиком и – погонщиком. Александр Солженицын.