Какую экономику предлагал Маркс вместо капитализма

Аникеев Александр Борисович
       Более 150 лет назад Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс (1818 — 1883) открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

        Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями средства для своей счастливой жизни и вместе планомерно их расходующих, как и свои индивидуальные силы в общее рабочее время как одну общую рабочую силу, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и эта часть остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза в виде жилья, продуктов питания и одежды, что должно стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства общего рабочего времени как количества труда, а качество потребления средств для жизни у каждого будет от результатов уровня или степени мастерства приготовления этих средств для своей благополучной жизни. Формы такого распределения будут изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
      Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения своих потребностей. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде базовых средств для жизни необходимых каждому, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты сверх необходимых каждому для благополучной жизни. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социальное и справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

         Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий до гениальности простое!
         От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

       И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед справедливостью такого ЗАКОНА принятого большинством народа, в чём и заключается демократия!!!  Ибо народу может принадлежать только законодательная власть! А исполнительная и судебно-правовая государственным органам для обеспечения законности в стране. Но для реализации такой цели в обществе должна быть партия с такой социально-экономической программой и эта партия должна набрать большинство народных голосов в парламентской борьбе.  Для реализации такой цели абсолютное большинство народа обязательно должно поддержать  такую социально-экономическую программу и быть активными участниками для внедрения соответствующих законов в обществе и для обеспечения соблюдения законности.

        А уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества!

      Где народ сплочён, организован и налажена такая система, то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! А что ещё нужно Человеку и обществу для своего благополучного и счастливого развития?  И только если придерживаться такого принципа социально-экономическая система общества может быть саморазвивающейся,  способствуя его прогрессу! Поэтому либо руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости…

       Необходимо только учитывать, что подушевые расходы требуемые на развитие и содержание военного, энергетического, интеллектуального, научного, технического, культурного, производственного, транспортного, образовательного, медицинского потенциала страны значительно больше, чем требуется для удовлетворения ежедневных и естественных насущных потребностей отдельных здоровых членов общества для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех граждан страны, Но разве не для их благополучия всё это должно надёжно работать? И разве не они должны обеспечивать надёжную работу всей экономики страны?

       Вопрос справедливого распределения средств для жизни по труду настолько важен для понимания процесса перехода от капитализма к социализму, что Маркс и Энгельс разъяснению этого вопроса и критике мелкобуржуазных взглядов Прудона, Ротбертуса, Дюринга, Лассаля посвятили целый ряд работ: "Нищета философии", "Маркс и Ротбертус", "Анти-Дюринг" и другие.

       Тот, кто не понял принципа социалистического распределения Маркса, тот не понял в марксизме ничего!  Тот даже не понял, ради чего социалисты стремились взять в свои руки государственную власть. А кто не понял сущности эксплуатации при капитализме и справедливости социальных гарантий социализма от количества и квалификации труда, тот не понял и основного методологического подхода Маркса к изучению общества, как  естественного исторического процесса, который осуществляется волей объединённого единой целью народа жить по своим законам справедливости.

       А ведь ещё Аристотель говорил, что организованное меньшинство всегда в состоянии навязать свою волю и свои законы неорганизованному большинству! Но в вопросах абсолютной демократии важна воля абсолютного большинства хорошо организованного и дееспособного населения, способного избирать для себя наилучшую из предлагаемых разными политическими партиями программу развития! Вот почему многопартийная система демократичнее тоталитарной, однопартийной системы. А ещё Аристотель говорил, что если люди выбирают вожака,  это стадо, если люди большинством выбирают законы своей жизни, то это НАРОД!

       Необходимо только всегда помнить, что если большинство трудящихся масс не будут вооружены истинными и правильными социалистическими знаниями и идеями для развития высокопроизводительного, грамотного производства и справедливого распределения, то они НИКОГДА не добьются справедливости, ибо всякая политическая идея может реально материализоваться только тогда, когда эта идея имеет мощную силу объединённого большинства трудящегося населения для своего благополучия! В противном случае эта идея так и останется утопией, ибо власть имущие редко заинтересованы в социальной справедливости, чтобы не потерять своё привилегированное существование как господствующего класса в обществе, ибо классы определяют прежде всего привилегии, а потом уже разделение труда на господствующих и богатых управленцев и угнетённых бедных производителей.  Но если не будет привилегий, то не будет и разделения на классы!  А часть народа, которую объединяет какая-либо экономическая идея для её реализации называется политической партией! И где в России партия с такими целями? А ведь в России есть люди, которые до сих пор считают и верят, что они жили при социализме, а некоторые уверены, что СССР была коммунистической страной, даже не имея понятия о том, что такое коммунизм...

        А кто не знает, как было при власти КПСС?

        Ещё в восьмидесятых годах прошлого века в Октябрьском районе г.Москвы было в среднем по 20 кв.м.жилой площади на человека, и в то же время более 20 тысяч жителей Октябрьского района стояли в очереди на получения жилья и среди них много ветеранов войны и труда! Это значит, что у них было меньше пяти кв.м. на члена семья, иначе на очередь не поставят, они что, менее заслуженные? Кто же их потеснил??? Как не посмотришь в документы, у кого сто и более квадратных метров – члены ЦК, министерств, ведомств! И ВСЕ ЧЛЕНЫ ПАРТИИ!!! ЭТО ОНИ ОБИРАЛИ СВОЙ НАРОД!!! О каких коммунистических традициях в этой партии может идти речь??? "КОММУНИСТЫ" СССР НЕ СДЕЛАЛИ САМОГО ГЛАВНОГО – В СТРАХЕ УТРАТИТЬ СВОИ ПРИВИЛЕГИИ ОНИ НЕ ВНЕДРИЛИ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ СРЕДСТВА НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ КАЖДОГО ПО КОЛИЧЕСТВУ И КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДА, КАК ПРЕДЛАГАЛ МАРКС, ПОЭТОМУ ПРАВО НА ТРУД НЕ ОБЕСПЕЧИВАЛО НАСЕЛЕНИЮ ПРАВО НА ЖИЗНЬ ДОСТОЙНУЮ  ТРУДА! Что привело к социальной нестабильности, к развалу экономики и к последующей реставрации полной монополии капитала при буржуазной демократии.

       При социализме, т.е. при монополии закона о социальных гарантиях, все права на необходимые для жизни социальные блага определяет ЗАКОН, а не деньги! Именно в ЗАКОНЕ должны быть определены нормы потребления от общего количества по стране согласно равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством по социальному статусу человека согласно результатов квалификации своего труда на благо общества. Относительно свободный рынок сохраняется вне социально-бытовой сферы, а сама жизнь людей будет зависеть от умения экономить, беречь приобретённое, от творчества и фантазии мастерить что-то своими руками, от умения хорошо жить самому и не мешать хорошо жить другим. Поэтому не всегда заработавший больше денег и получивший более качественные социальные блага будет жить социально лучше и счастливее тех, чья квалификация по труду окажется ниже, а значит и условия жизни людей будут уже другими. В этих условиях власть денег на необходимые каждому социальные средства для жизни распространяться не будет, ибо теперь жизнь людей определяется монополией закона по формированию социальных гарантий от количества и квалификации труда и социальной защищённости по этому закону, а не монополией финансового, материального, или административного капитала кого-либо. Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом  достойную старость.


       Там, где нет законодательно оформленных социальных гарантий по количеству и квалификации труда хотя бы в социально-бытовой сфере для нормальной жизни и развития всех трудящихся и их семей от общей массы производимых базовых средств для жизни, там нет и никакого социализма.

       Зарплата пропорционально труду не даёт никаких социальных гарантий,  если нет законодательства определяющего необходимое количество базовых средств для жизни  по количеству и квалификации труда  в виде жилья, продуктов питания и фактуру для одежды  необходимых для нормальной жизни трудящихся количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи, изготовления одежды можно и по зарплате, если руки не оттуда растут, от разряда, категории, классности или по другим критериям определения квалификации и категории качества средств для жизни! Как поработаешь, так и полопаешь!

        А деньги при любом капитализме определяли и всегда будут определять частный характер приобретения средств для жизни теми, у кого денег достаточно для такого приобретения, в ущерб тех, у кого их недостаточно или рынок оскудел и это зависит не от вклада человека в экономику общества, а от того, сколько у человека денег, которые можно и украсть или отобрать у кого-то, или какие у него знакомства для блатного приобретения.

        И превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность тоже не делает необходимые средства для жизни достоянием всего народа. Изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения социальных благ сохраняется прежним – через рынок!!! А говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе и равноправии всех при рабстве! 

        А при МОНОПОЛИИ капитала, то есть при КАПИТАЛИЗМЕ, где ещё нет МОНОПОЛИИ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ, именно деньги и позволяют богачам лишать население многих благ на законном основании посредством рыночного и финансового террора, пока трудящиеся, хорошо объединившись  в свою партию с такими целями и победив на выборах не заставят власть и богатство имущих проявлять заботу о себе.   

 
        Если вы не поняли то, что писал по этой теме Маркс, и против такой его социально-экономической позиции, то, похоже, если в России до сих пор никто не хочет ничего понимать в социальной экономике Маркса, то такому народу пока ничто не поможет в плане развития социальной справедливости…


        Вам, господа, совсем не стыдно, что народ вашей страны с такими природными ресурсами чуть ли не на последнем месте по благосостоянию?

        Всю её территорию загадили и довольны.

http://www.proza.ru/2015/02/01/516


   По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!
        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!