Карачун и солноворот Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово КАРАЧУН мне известно давно. В словаре у Даля отмечена его особенность, оно может быть  и существительным, и наречием. Это и капут, и конец, и смерть, и гибель, и извод, и мат. Дать кому карачун, задать карачуна, убить, уничтожить кого либо что. Пришел ему карачун.  Карачунить что, кого -  уничтожать, изводить, убивать. -ся , гибнуть, уничтожаться
А ещё это злой дух. У Даля встречается форма и с гласными О – КОРОЧУН.

Мне было понятно, почему карачун часто связан с декабрём, с суровыми морозами и волками. Но почему его связывают с солноворотом? Это ставило меня в тупик.

Наступил декабрь 2017, и я задумался, что бы такое подготовить к новому зимнему солновороту, тем более, что у меня на Одноклассниках есть своя  группа  «Солноворот».

И тут во второй день декабря попал на сайт «Исконно уральский говор». https://ok.ru/iskonnoura. Попал чисто случайно, обрадовался, что здесь занимаются возрождением старых слов, их смысловыми образами.

Большая публикация «Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов». И картинка – Дед Мороз среди стаи волков.

О волках в нашей семье знают не по книжкам. Моя мать в годы войны и даже позднее возила на тачанке дрова из леса. Тачанка – это лёгкая повозка на двух железных колёсах диаметром с велосипедные. Надо же было чем-то топить. Как только пруд застынет, она брала топор и по тонкому льду чуть свет отправлялась в лес, пока полесовщики спят. Иногда валила нетолстый сухостой, иногда собирала брёвна с остожий, бывало, что и остатки сена попадали – везла их домой. Возле города весь сухостой собрали, нужно было идти за озеро Сугомак. «Шёл бы дале лишь бы дали», - отшучивалась иногда мать. Надо было спешить: выпадет снег – тяжелее собирать.

Однажды было ещё темновато, когда она подошла к Сугомаку. Её удивило, что на льду много рыбаков, так рано, а они уже сидят. А тут ей навстречу мужик тачанку дров тянет. Он и сказал ей, что это не рыбаки, а волки. «Ну, тогда и бояться нечего, - ответила она. – Двуногие волки опаснее». Всё детство она провела с отцом на заготовке дров для казны, в лесу чувствовала себя увереннее, чем дома или в городе. Рассказывала, что с волками нос к носу встречалась.  Она взяла топор в руки  и направилась к берегу. Набрала дров и снова вышла на лёд. Теперь она точно увидела, что это волки, и они к ней проявили интерес, стали окружать. Она обухом топора начала стучать в железное колесо тачанки, а потом запела песню. Волки проводили её до другого берега, но близко не подошли, а когда она выкатила тачанку на лёд заводского пруда, они отстали. Потом она ещё несколько раз встречалась с ними, снова стучала обухом по колесу, они близко не подошли.

С волком была встреча и у моего старшего брата. Ему было года три или четыре, когда мать с соседками отправилась по грибы. Котомки, то есть корзины, заплечные мешки, лишнюю одежду, для удобства сложили на краю поляны и  Юрку оставили рядом, а сами углубились в лес, время от времени перекликаясь. И вот возвращаясь на поляну, мать увидела, что в трёх шагах от Юрки стоит волчонок, а чуть поодаль от него – волчица. Мать боялась и волчицу напугать, и своего малыша. Что у той на уме? Как она говорила потом, сбавила ход, задержала дыхание, шла, не чуя ног, глаз не спуская с волчицы. Та заметила её и вместе с волчонком отступила через поляну. Вот тогда мать с криком и подбежала к сыну.

Ну и мне пришлось встретиться с волком. Мать тогда работала сторожем у Пильщикова магазина. Она не брала меня на дежурство, пока не было караулки. Зимой ходила возле магазина или сидела во дворе на крыльце. У неё тогда было ружьё и патроны, которые она утром приносила домой. Ружьё висело над кроватью, а вот куда убирала патроны, я не помню. А потом построили караулку из досок, между ними насыпали шлак, внутри обили стены картоном от коробок от печенья и поставили железную печку, с трёх сторон были небольшие окна. Она часто выходила, а я сидел внутри и глядел то в одно окно, то в другое. И вот однажды я увидел, как из переулка со стороны заводского пруда пришла собака. Тогда не было бродячих собак. От углового дома она перешла через дорогу и приблизилась в нашей караулке. Когда мать вернулась после обхода, я показал ей собаку:
- Это не собака, это волк. И даже не волк, а волчонок. Пришёл на разведку. Стая где-то на подходе.
Она взяла ружьё и собралась выходить.
- Ты его убьёшь?
- Зачем?  Я его убью, а он мне не сделал никакого зла. Я убью, матёрые волки мстить будут и мне, и тебе. Волки в долгу не останутся…
Пока она выходила из караулки, волчонок услышал, видимо,  скрип двери и немедленно скрылся в переулке.

В угловом доме, за которым скрылся волчонок, жила моя хорошая знакомая Зоя Глазкова. Она была на год старше, и в светлое время мы вместе играли возле магазина. Волчонок приходил зимой, а весною, когда снег растаял и озеро у берегов освободилось ото льда, мы с Зоей решили пойти на берег. Была жарко. Мы разделись догола и искупались в озере. Холодно не было, но кто-то сообщил нашим матерям и они прибежали, заставили нас одеваться. С той поры нам не позволяли оставаться наедине. Летом Зоя болела корью, а у меня два брата в годы войны умерли от кори. И меня долгое время мать не брала на дежурство. А потом она сменила работу и перешла в лесничество. С Зоей я встретился, когда пошёл в школу. Она уже училась во втором классе. На переменах водили хороводы. А когда все пели «Заинька, выйди в сад, серенький, выйди в сад», я пел по-своему: «Зоинька, выйди в сад…». После седьмого класса я перешёл в третью школу и попал в класс, где когда-то учились сразу три Зои Глазковы. А я знал ещё и четвёртую. Но наши пути больше не пересекались. Впрочем, был ещё один момент. Во втором классе мне не успели купить «Родную речь», учебников выпустили мало, потому что следующий за нами поток учился по другим программам и по другим с цветными картинками учебникам. Так вот, когда я встретил Зою и сказал, что у меня нет «Родной речи», она принесла мне прямо домой свой учебник.

Что касается волков. Была у меня и ещё одна встреча то ли с волком, то ли с собакой. На покосе. Мать ушла в город за продуктами.  Я был на становье один, что-то вырезал перочинным ножиком, когда почувствовал, что на меня кто-то смотрит, показалось, что это собака. Я резко вскочил и стал подкладывать дрова в костёр, зная, что дикие животные огня боятся. Собака удалилась, но я заметил, что у неё был поджат хвост.

О волках и их повадках я знал к тому времени очень много. У нас была книга «Лесная газета» Виталия Бианки. Многие её страницы я знал почти наизусть. А что касается басен дедушки Крылова, то я и сегодня многие басни знаю.

 «Что волки жадны, всякий знает, волк евши, никогда костей не разбирает».

«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться, и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал Волк».

«Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню…»

А басню Крылова «Волк и Волчонок» приведу полностью, поскольку содержание её очень актуально для нашего времени, а публикуют её не так часто. Сегодня редкие родители передают свой опыт детям, а кто лучше родителя это сделает?

Волчонка Волк, начав помалу приучать
Отцовским промыслом питаться,
Послал его опушкой прогуляться;
А между тем велел прилежней примечать,
Нельзя ль где счастья им отведать:
Хоть, захватя греха,
На счет бы пастуха
Позавтракать иль пообедать!
Приходит ученик домой
И говорит: "Пойдем скорей со мной!
Обед готов; ничто не может быть вернее:
Там под горой
Пасут овец, одна другой жирнее;
Любую стоит лишь унесть,
И съесть;
А стадо таково, что трудно перечесть".
"Постой-ка, - Волк сказал, - сперва мне ведать надо,
Каков пастух у стада?"
"Хоть говорят, что он
Не плох, заботлив и умен,
Однако стадо я обшел со всех сторон
И высмотрел собак: они совсем не жирны,
И плохи, кажется, и смирны".
"Меня так этот слух, -
Волк старый говорит, - не очень к стаду манит;
Коль подлинно не плох пастух,
Так он плохих собак держать не станет.
Тут тотчас попадешь в беду!
Пойдем-ка, я тебя на стадо наведу,
Где сбережем верней мы наши шкуры:
Хотя при стаде том и множество собак,
Да сам пастух дурак;
А где пастух дурак, там и собаки дуры".

А у Владимира Высоцкого есть песня «ОХОТА НА ВОЛКОВ» из далёкого уже 1968 года.

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня - опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.

Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - "Нельзя за флажки!"

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же - вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?

Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.

Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня - не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

От этих стихов не раз у меня шли слёзы из глаз. Загонщики от финансистов и их псы правят миром. Деньги стали мерой всего, но – вот парадокс -  сами деньги меры не имеют, поскольку служат обману и обманщикам, которые хотят жить, очень хорошо жить и ни в чём себе не отказывать, но за чужой счёт. Все и всё  должны подчиняться их правилам, которые они выработали для всех, но не для себя.

В ноябре состоялась премьера кинофильма  «Последний богатырь». Слышал отклики, что в фильме добро и зло поменялось местами. Так ведь и в жизни так произошло. В XVII  веке поменяли полюса, стали на задницу планеты взирать как на передницу, как на голову планеты. И эта логика привела и к однополым бракам, и к запретам называть родителей папой и мамой, а кое где шагнули дальше, доверив мужикам рожать, потому что женщины перестали этим заниматься. Зло нарядилось в яркие наряды. Вспомните, не баба Яга отжимает чужие квартиры. Не водяные и лешие прячут свои капиталы в оффшорах и на Британских островах. Не домовые рекламируют рабовладельческие проценты по кредитам.  Не Кощей Бессмертный создаёт финансовые пирамиды. Не Змей Горыныч радостно сообщил другу Биллу о распаде СССР.  Какое общество создали, такие и герои. И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Декабрь - месяц самых длинных ночей и самых коротких дней. Для волков, ведущих ночной образ жизни, самое то, потому он и карачун, что идёт борьба Света с Тьмою. А самый короткий день, когда Свет побеждает, и называется карачуном, потому что он самый короткий.

В русском языке так сложилось, что письменный язык связан с Поволжьем, с той группой городов, которая называется сегодня Золотым кольцом.  Это Ярославль, Кострома, Ростов, Суздаль, Сергиев Посад,  Владимир и другие под общим названием Великий Новгород. Здесь жили цари империи, некоторые из которых в фальсифицированной истории отражены как габсбурги. Слово новгородцы  перевели на немецкий, где нов – hab, городцы - - burger – габсбурги.

Начиная с русских летописей, в орфографии русского языка закрепилось оканье. Вот откуда форма КОРОЧУН. А устная речь, орфоэпия русского языка связана уже с другой столицей, которая строилась как имперская, а потом досталась маленькой Московии. Из Москвы пошло аканье. В слове КАРАЧУН победила московская версия, то есть аканье. Вот почему я и не мог понять, каким образом КАРАЧУН оказался солноворотом.

Сегодня модно всему непонятному, старому, трудно объяснимому приписывать сакральность и выдумывать легенды, басни, мифы. Вот и о карачуне говорят, что у древних славян он был подземным богом и повелевал морозами. Я не помню таких сказок. А вот мать мне всегда в декабре говорила, что медведь в своей берлоге повернётся на другой бок, тогда будет солноворот, и дни начнут рост, каждый последующий день будет на воробьиный скок длиннее.

Почему солноворот  - карачун? А потому, что кто-то преднамеренно напутал. Уверен в этом. Сравним. Молчать – молчун, кричать – крикун (кричун), вещать – вещун, говорить – говорун, петь - певун, ворчать – ворчун,  а вот коротать – корочун, но записали как карачун. И слово кажется не нашим, и смысл туманным, и основания для легенд есть.

Мы оказались в мире лжи. И это сделано преднамеренно. И я об этом попытаюсь рассказать.

Наша Земля оборачивается вокруг Солнца за 365 дней. В прошлом цивилизация, похоже, была на порядок сильнее нынешней и не такой агрессивной, она думала о развитии планеты и человечества, а не об оружии уничтожения человечества и самой планеты.

Наши предки, чувствуя, что планета слишком быстро ускоряется и удаляется от Солнца, изменили угол наклона, от этого образовались полярные ледяные шапки, а скорость обращения замедлилась до 360 оборотов вокруг оси. Балансиром в этом механизме стала Луна. В автомобилях, тракторах, танках есть такое понятие, как планетарная передача. Механизм подсмотрен у Вселенной, он состоит из малого центрального колеса (солнца) в постоянной сцепке с шестернями, которые называются сателлитами. Планетарные передачи  компактны и  могут передавать большие крутящие моменты по сравнению к другим типами передачи.

Видимо, в прошлом люди при участии Создателей отрегулировали межпланетный механизм, ведь не случайно появился часовой механизм с шестерёнками, анкерами и балансирами. Не случайно и выражение «работает, как часы», и не случайно все скопления звёзд на небе были объединены в созвездия, зарисованы, получили объяснение в ярких словесных и зрительных образах, были выделены 12 специфических созвездий – знаки зодиака.

Астрология была очень серьёзной наукой. У людей были звёздные карты, циферблаты годовые и суточные, всё это было тщательно связано с астрономическими событиями: обращение Земли вокруг Солнца, обращение Луны вокруг Земли, смена дня и ночи, долгота года, долгота дня, долгота ночи. Отсчёт всего начинался «по солнышку» или «по часовой стрелке».

Вместе с Реформацией на планету пришёл хаос. Сегодняшняя наука делает вид, что ничего не случилось, а потому она служит не Богу, а Гоге  и Магоге. А рядовые граждане не знают о том, как разумно устроена небесная механика, да и вообще подлунный мир устроен намного лучше, справедливее, удобнее, чем созданные людьми  представления о нём. Нынешнее образование не учит элементарному, но забивает голову пустяками. Нынешняя медицина не лечит, а только делает вид: здоровых людей на Земле становится всё меньше. Получили развитие по сути все виды пороков, поскольку они позволяют с помощью денег управлять миром. Всё, что человеку и человечеству природой дано в вечное пользование без всякой оплаты, стало продаваться и покупаться, включая землю, воду и воздух. Земля в состоянии прокормить до 100 миллиардов человек. Видимо, в прошлом такое количество и жило. А сегодня народу на порядок меньше, а голод, войны, эпидемии не кончаются. Человечество отличается завистью и злостью.

Вот если согласовать нашу жизнь с движением Солнца, то мы поймём недостатки всех приборов, которыми мы повседневно пользуемся.

Полдень. Солнце в зените, то есть без тени или с наименьшей тенью. Солнце вверху. Часовая стрелка в полдень тоже вверху. Но когда в полночь Солнце по отношению к нам находится в самом низу, часовая стрелка снова вверху, поскольку на один оборот солнца вокруг земли, стрелка часовая делает два оборота. Зачем существует этот обман? Если бы он был единственным?

Готовой отсчет дней начинается в тёмное время года, в темное время суток, но при этом с самого верха. Зачем?

Начало года не связано ни с какой астрономической датой. В прошлом начало года совпадало с днями равноденствия весной или осенью. На годовом или часовом циферблате эти точки указывали точно на восток или на запад. Сейчас Новый год начинается через несколько дней после зимнего солнцестояния, солноворота, карачуна (корочуна) и совпадает на словах с принесением младенца Иисуса в храм для обрезания мягкой плоти. А если учесть, что нулевой год не связан ни с рождением Иисуса, ни в рождением  какого бы то ни было, ни с астрономической датой, то нам понятно, что самозванцы, захватившие власть на планете, действовали и действуют подлостью, подкупом и обманом.

Посмотрите обзор новостей за любой день, и вы увидите и подлость, и подлог, и стравливание, и обман. Весь букет пороков.