Поставь на Попа! Одесские байки

Валентина Марцафей
 
 
    В пятницу, когда заканчивался  последний рабочий день  недели, секретарь
 в приёмной директора завода (а ныне ООО*)  приняла из горкома партии-
дело было в  1988 году, в те, ещё партийные времена – срочную телефонограмму
«В  понедельник, у вас на профсоюзном собрании  будет присутствовать
 т. Борисов  Е.Н.»     Боже ж ты мой! Ведь предупредить кого-то надо! А кого и 
Где сейчас найдёшь? !  Пол-объединения уже на улице:  ждут автобуса, домой
ехать !  В профкоме никто не берёт  трубку,  директор завода  уже неделю
гриппует, а его заместитель сразу после обеда уехал  на филиал, да там и
застрял. 
 У секретарши Ирочки голова  пошла кругом. 
   
    Стоп! Что ж это я! Надо бы сначала присказку выложить! А присказка – это
про Фиму, классного плотника Фиму, со странной фамилией, не гармонирующей
ни с его именем, ни с его национальностью, и которую трудно было с первого
раза слитно произнести. Фамилия была – Попозогло.  Фима любил
интересующимся объяснять наличие турецких корней в его генеалогическом древе,
но мы оставим это в стороне.  Другой  интересный вопрос: что делал Фима, как
 плотник, на ООО «Мединструмент»?  Он делал тару для больших термостатов,
чинил столы, стулья,  двери и стеклил окна.
   
     А времени и древесины оставалось навалом. И разве нужно что-то объяснять?!
Фима был всем нужный человек: тому табуреточку  домой, тому стульчик для внука,
а  тому – стремянка на дачу. А парторгу  какое кресло взялся делать? По собственным чертежам самого парторга!  А какие стеллажи, 2 метра в высоту, 7 полок , за бесценок
– 15 руб штука, и даже лаком покрывал для нужных людей.  А нужных людей вокруг завода – масса!  Магазины, больница через дорогу, дом отдыха в подшефном селе.
К чему я это говорю? Понятно же, что всё это был , так называемый , «левак». Из получаемой для  заводских нужд древесины, за которую  и копейки никто не платил.
А Фима брал только за свой труд.  В общем, жили тогда, да и сейчас живём! - согласно бессмертной латинской пословице «manus manum lavat», т.е. «рука руку моет».
   А сказать  про Фиму нужно было только то, что он отзывался на кличку «Поп», а за «Попу» мог и морду  побить.  Но это новичкам, молодым и весёлым.

        А теперь вернёмся в приёмную к Ирочке, которая искала, кому  бы передать пренеприятное известие, что «к нам едет ревизор Борисов»

    На её счастье в приёмную заглянул  с прощальным визитом парторг Андрей
Маслюк . Молодой  инженер,  решивший делать карьеру на партийной стезе, он
 уже второй  срок сидел в кресле парторга.  (Некрасиво звучит, понимаю, но как
сказать иначе?) Всё-таки какая-никакая власть, в отсутствие директора. 
Председатель же профкома Толя, которого  собрание касалось в первую очередь,
 где-то по цехам ходит, будущих выступающих на собрании подготавливает.

   - Вот, Андрей Николаевич, слава Богу, Вы появились! Держите сообщение –
Борисов на собрание приедет, с коллективом, видно, хочет познакомиться.
А я ушла, меня уже нет, - и Ирочка, подхватив сумку, выскочила за дверь.
 
    « Подумаешь, Борисов! Мужик, как мужик. Давно мы знаем,  что неспроста он
приглядывается к заводу. Вероятно, нас  ожидают переменв», - так размышлял 
парторг Маслюк,  бодро насвистывая и закрывая приёмную. И тут он вспомнил, 
что сказал директор про пианино. А на собрание директор мог явиться, даже
 будучи больным.
      Маслюк прибавил шагу, спустился на проходную, отдал ключ «ночному
директору» и выглянул  на улицу.
  Автобус ещё не отошёл.  Маслюк выманил из него проф.активиста Осика
Кушнира, бригадира из сборочного цеза.
 
    - Ты пианино вынес из профкома в актовый зал?- взяв Осика крепко под
 руку, ласково  спросил его Маслюк.
    -Не-а, - озадаченно сказал Ося. – Так никто ничего ж не говорил,- и Ося
попытался вырваться из цепких объятий партийной власти..
    -   \Ты, наверное, забыл, что я просил тебя об этом? Но я тебя прощу. Ты,
главное, не дёргайся, Иосиф, и на автобус не оглядывайся. Домой поедешь
 сегодня  трамваем.  А сейчас дело срочное – будущее начальство, ты ж
понимаешь,  в понедельник  присутствовать будет, - и Маслюк отпустил Осю,
зная, что тот уже никуда не денется.
   
       Вдвоём они вернулись на территорию завода, и уже другим тоном  Маслюк,
смерив оценивающе  здоровяка  Осю,  выдал ЦУ:
  -    Найди  кого-нибудь себе под стать,  и  быстренько вытащите пианино
на сцену, в актовый зал!
 А я поищу твоего председателя, обрадую его. Перед  уходом загляну к вам.
 
     Иосиф, правая рука председателя профкома  Анатолия   Ивановича,  или Толи, к
ак его все звали на заводе, возглавлял в профкоме комиссию по технике
 безопасности и, имея недюжинный дар артиста разговорного жанра,  являлся бессменным  оратором на любом собрании . Любил покритиковать тех, разумеется,
кого можно было критиковать.
 Вот и на понедельник он был намечен  шефом в выступающие .  А кого критикнуть –
 щеф должен был  подсказать!
 
         Профсоюзный комитет помещался в небольшой комнате, и войти в неё
можно было только через актовый зад, а вернее сказать – красный уголок, мест
ам было всего на человек сто, не более. И всё это было в одноэтажном флигельке, пристроенном к одному из цехов. А под  флигелем , в полуподвале, находились мастерские плотника и художника..
    Пианино  было приобретено давним председателем, любителем искусства,
надеющимся создать на заводе художественную самодеятельность. Пианино
прямо с кузова грузовика, говорят,  переселили через окно  в профком., так
 как дверь была узкая. Самодеятельности не получилась, и стояло  никому
 не нужное пианино, вызывая насмешки всех проверяющих,  которые  всегда
задавали один и тот же вопрос: «А чем это вы здесь занимаетесь?» 
И стояло бы оно там неизвестно, сколько ещё лет, если бы директор перед тем,
как заболеть,  ни  зашёл бы в профком и   ни бросил фразу: « Ещё раз увижу
 его здесь…»
       При этом присутствовал и парторг , и профорг, и оба дружно не вспомнили
за  прошедшую неделю про пианино..   А теперь вот аврал!
   
  - Андрей Николаич, - крикнул Ося вслед Маслюку, - найдёте Толю, напомните,
 что он так и не дал мне кандидатов на критику!  -кроме пианино Осик держал
в уме и свой содоклад.   
       Из профкома Осик  позвонил в инструментальный цех –там всегда кто-то
оставался делать что-то «для себя»  – и позвал на подмогу фрезеровщика Шурика, .
Роста тот был небольшого, , но крепыш с с хорошими бицепсами.
 
     Вдвоём они попытались протащить пианино  в дверь.  Пять сантиметров не
хватало, чтоб прошла клавиатура. Именно в том месте, где был в двери замок.
Они чесали в затылках, пока Шурику не пришла в голову оригинальная мысль
     -Слушай, Осик, что мы тут мудрим? Есть приказ – вынести ,  и мы вынесем!
А каким способом – неважно, никто не узнает.  Вырежем  20 сантиметров из
Дверной  рамы вместе с замком, вынесем пьяно и поставим кусок на место,
как там и был. А в понедельник  поставим на клей , замажем чем-нибудь –
 и всех дел!  До собрания молчим, а после - пусть делают, как хотят, хоть
новую раму ставят!
     Тут Шурику  надо было бы поплевать через плечо!  Голова у него, что
Совет  министров, как похвалил его Осик, но и министры иногда ошибаются!      
 
    «Мудрый» Шура принёс инструмент, и через полчаса  кусоу рамы был
выпилен и выбит вместе с замком. Пиано было вынесено и пристроено на
сцене, за столом президиума.
    И тут в окно окликнул Маслюк:
   -  Осик! Как там дела?
  - Нормалец! – отрапортовал Ося.  Шурик  прошептал: «Молчи! Хорошо, что не
зашёл».
   -  Молодцы, ребята! Огромное вам спасибо! Закрывайте контору – и по домам! 
 -    Подожди, Андрей! А где шеф? Он же должен сказать, кого озвучить на собрании?
-   Что ты дёргаешься, Иосиф? Впервой тебе, что лт? Сам  всё знаешь.. Толя сказал:
 « Пусть ставит на Попа!»
  - Опять на Попа??? Сколько можно? Я ж на прошлом собрании уже о нём …
  - Так то на прошлом! А теперь для будущего директора повтори, что непонятного? 
  За Толей жена приехала. Уехал он. И вы кончайте там.- И Маслюк, посвистывая, побежал на проходную.
 (Естественно,Толя давал совет поставить пианино "на попа", т.е. поставить  на
 боковую сторону в высоту, предполагая. что так  пианино можно будет вынести.
  Но парторг  подумал о Попе, плотнике, которого привыкли критиковать, и передал
  Осе слова Толи в своей интерпретации.)


   - Сечёшь, Шурка? Да с меня Поп семь шкур спустит!- разволновался Осик.-
 При том, что он мне шкаф не доделал!  Ну, и как тут быть?! Убиться веником!...
   - Да не нервничай, Ося! А Поп может на собрание и не прийти  - обед он не пропускает….

    Ося пошёл в коридор веник искать, чтоб замести следы преступления,  а Шурик
 взялся поставить на место деревяшку с замком. А она никак и ни в какую! Что-то
там нарушилось в раме, стало места мало для деревяшки.  А ведь домой же надо.
В общем, работнички завернули в газету  результат  своего труда, положили на
шкаф, прижали дверь, подпёрли её рядом кресел , закрыли на ключ и – на выход!

     В понедельник, с утра пораньше Ося по телефону позвонил в подвал Фиме:
«Срочно зайди в профком, посмотри, что можно сделать с дверью?»   

   Фима пришёл, осмотрел, сказал: « Эту рухлядь пора в печку», снял дверь с
петель и потащил к себе в мастерскую.
  И повстречал во дворе  Толю с бархатной красной скатертью подмышкой
  - Ты что же, басурман,  сделал? Кто позволил?- Толя захлебнулся нехорошими
  словам, - Ты ж меня без головы оставил? Что директору скажу?
   
    -  Да я завтра тебе новую дверь в новой раме поставлю!   Там же старую в….
разломали! Кто-кто….Откуда я знаю!  Ося позвал…
   - Ладно, тащи   её с глаз долой! Разберёмся…
    Толя вошёл в актовый зал, бросил  скатерть на стол, увидел пианино и свой
 приветливо распахнутый  кабинет , и понял, что, примерно, произошло.
      Времени до собрания и приезда незваного гостя оставалось в обрез!               
Наконец. решился предстать пред очи шефп Иосиф, принёс на плаху свою
повинную голову:
   - Понимаешь, Толя, ну никак эта «бандура» не проходила, и так и этак
 двигали- ну, никак,! – и Ося обречённо развёл руки.
   Толя  недаром возглавлял заводской профсоюз. В чрезвычайных
обстоятельствах  он умел быстро находить мудрое решение.
   - Перестань тут размахивать руками! – прикрикнул он на Осю – Живо сюда
 молоток, гвозди, стремянку и пару  ребят, А с тобой мы ещё разберёмся! –
И Иосиф  трусцой побежал выполнять распоряжение шефа.
Хочешь быть своим человеком в профкоме – побегаешь даже не трусцой,
а  быстрее!

    Когда к началу собрания  прибыл товарищ Борисов, и в сопровождении
Маслюка вошёл в актовый зал – оба были сражены праздничным убранством  зала.
   
     - У Вас тут уютненько! – только и сказал Борисов.
    - Стараемся – запинаясь, пробормотал  Масюк, на которого  профорг  Толя,
нисколько не робея, вежливым рабочим языком возложил всю вину  за ситуацию
  из-за  непонимания  парторгом   положения «на попа».
   - А как же. стараемся! – бодро подхватил Иосиф, но споткнувшись о взгляд
сидевшего в последнем  ряду Фимы Попозогло,  вспомнил, что накатал на него
за выходной день, и сразу притих       

     А Красный уголок сегодня был, действительно, красным - весь в кумаче! 
Позади  президиума на сцене стояли знамёна,  на их фоне  чёрным траурным
пятном выделялось пианино с бюстиком Владимира Ильича на крышке. Стол
был обтянут красным ситцем, который лет 10 пропылялся у Фимы в мастерской
на всякие траурные ЧП..
    Оптимизмом веяло от  прибитого  над сценой транспаранта «МИРУ – МИР»,
 Изъятым у Фимы вместе с красным ситцем. Но не оторвать было глаз от входа в профком,  который был задрапирован  бархатной скатертью с бахромой  и с
мотрелся, как правительственная ложа в Большом театре. На уровне
  отсутствующей дверной ручки, скатерть была изящно перехвачена кожаным
ремешком из  рабочих штанов  Шурика.
   
   Усевшись за стол президиума, Борисов спросил   в полголоса Толю:
   - У вас что, всегда открыта дверь в профком?
   - Нам нечего прятать от народа, -  пошутил Толя.
    На лице товарища Борисова появилось  недоумение  с примесью досады, как- будто
 дорогу перед ним  перебежала чёрная кошка.  Он понял, что  дружеской заключительной части при закрытых дверях не ожидается, и это выражение на его лице оставалось до окончания собрания.
   
       Ничего неординарного не случилось, всё прошло, как обычно. Иосифу   
шеф посоветовал  сократить   критику в выступлении,  но перестроиться
Осик уже не сумел.
 И, таки, накидал камней  в адрес потрясённого Фимы, перечислив, кому
и что  делает тот  из «заводской» древесины. 
   
      В  заключительном слове тов. Борисов отметил, что правильно понял
 отмеченную  Иосифом Кушниром проблему: завод получает  излишнюю
древесину, что способствует здоупотреблениям , и он это  берёт
 на заметку и под свой контроль.      
    Когда народ  побежал в столовую,  Борисов, проходя мимо  пианино, 
Открыл клавиши  и,  сыграв одним пальцем «Чижик-пыжик, где ты был?»,
спросил  у парторга;
- А зачем у вас здесь инструмент не медицинского назначения? Отдайте
 в подшефный дом отдыха. Резонно?» - «Резонно», - согласились парторг
 с профоргом..
   
    А Иосиф поспешил в мастерскую к Фиме Попозогло.
   - Ты пойми меня, Фима, я бы никогда и слова бы против тебя не сказал!
Но парторг крикнул мне в окно «Поставь на Попа!» - что мне было делать?!»
    Чуть ни рыдая, друзья обнялись. Фима  дал отхлебнуть Осику глоточек из
припрятанной в табуретке чекушки и сказал: «Тёмный ты, Ося, хоть и бригадир!
Тебе пианино надо было на попа ставить... А ты  весь завод на Попа поставил,
 Ты не менч обидел, а весь коллектив - без  древесины оставил…
Шкафчик  теперь  сам  будешь доделывать!» 
   И глядя  из своего подвальчика на удаляющиеся ноги парторга Маслюка,  он
 с болью сказал : «Ну, парторг, теперь и ты сам без кресла  останешься!».
Как в воду глядел…