Ломы. Осенняя черника

Виталий Бердышев
Обычно я заканчивал сбор черники где-то в конце августа, собирая её порой вместе с поспевающей брусникой. В последующем уже мало обращал на неё внимания, отчасти потому, что к этому времени она бывала почти вся собрана любителями леса. Но вот четыре года назад, занимаясь поиском брусники на Ломовском болоте, я случайно наткнулся на небольшую вырубку на краю леса, заросшую высоким черничником. Было начало сентября, и пожухлые листья ягодника уже осыпались, обнажив нетронутые на веточках ягоды. В некоторых местах ягод было так много, что поляна просто синела от их осеннего изобилия. До них явно не дотрагиваясь рука сборщика, оставив эту красоту для созерцания только одному моему восторженном взору.

В том году я собрал много этих чудесных ягод, поэтому сразу не набросился на них, как это часто бывает в подобных случаях. Насладился их очарованием и оставил на будущее, тем более, что по-соседству, на краю болота, среди завалов из срубленных и упавших стволов поспевала хорошая (крупная и неповрежденная) брусника. И когда, к концу сентября, я закончил брусничную эпопею в других местах болота, я всё же вернулся сюда, прихватив с собой два солидных бидона (на шесть и на четыре литра).

Собрать ведро черники за один день в наших ивановских лесах кажется маловероятным. Однако это вполне реально в урожайные годы. И мой личный рекорд черничного сбора составляет семнадцать литров (всё в районе того же Ломовского болота), которые я всё-таки сумел вынести к остановке на своей хилой спине, благодаря "стратегической сумке" и двум солидным палкам-помощницам. Так что не было ничего удивительного, что я наполнил бидоны и этой сентябрьской ягодой, радуясь еще одному своему осеннему открытию.

Второй раз я собрал осеннюю чернику уже в этом, 2017 году, которую я нашел недалеко от болота, в качестве компенсации за моральный урон после встречи с сердитой бабусей. Но тут черники было всего-то стаканов десять, и она была не очень высокого качества. Но всё же это была черника - немного водянистая, чуть кисловатая, но со всеми остальными достоинствами этой чудодейственной ягоды.