Географическая геометрия

Павел Калебин
Помнится, как-то в школе, в классе восьмом, проходил у нас урок географии. Уровень предмета уже достаточно высокий – «экономическая география». И тема того занятия довольно любопытная: «Экстенсивный и интенсивный типы развития экономики государства». Хотя, врать не буду, может сие и не дословно, но суть темы являлась именно таковой.

Звучало название ее для уха восьмиклассника, конечно, несколько напряжно, хотя ничего сложного в ней и не имелось. Наглядный пример - сельское хозяйство: первый тип экономики – увеличение урожайности за счет расширения возделываемых площадей; второй – достижение тех же результатов благодаря, как сейчас бы сказали, инновациям и инвестициям; тогда же это понималось проще – бережное отношение к земле имеющейся: селекция, грамотные поливка и прополка, своевременное внесение удобрений и т.д. и т.п.

Как ни странно, отвечать урок вызвался Жора Полканов – явный классный аутсайдер, хотя при этом добрый и бесхитростный мальчик. Его поднятая рука удивила даже географичку:

- Ну, попробуй, Жора... – сказала она.

И Жора попробовал... Это стало настоящей сенсацией! Преображение Сергея Сыроежкина в Электроника! – не иначе. То ли Жора всю минувшую ночь готовился к ответу, то ли неосознанно спроецировал тему государственной экономики на шесть соток садово-дачного участка своих родителей, но... Жора получил за ответ первую, наверное, в своей жизни пятерку!

Ах, какой же гордой поступью, с чувством собственного достоинства выплыл он из аудитории после звонка! Глаза его, вместе с восторгом, излучали даже какое-то превосходство над одноклассниками...

Однако следующим уроком по школьному расписанию шла геометрия!..

   

«Докажите первый признак равенства треугольников. Какие аксиомы используются при доказательстве теоремы 3.1?
Ответ. Первый признак равенства треугольников - Теорема 3.1. (признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними). Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны».

 

Жора был вызван к доске, озадаченный данным вопросом. И тут вдруг произошло обратное превращение великого географа (с его достоинством и гордостью) в прежнего двоечника Жору Полканова...

Уж и так, и эдак пыталась подсказать ему учитель ответ, уже вплоть до: «Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники... (при этом на доске она наглядно чертила мелом эти несчастные фигуры),

- Ну, Жора, треугольники будут одинаковыми или разными? - Рука ее уже готовилась нарисовать в журнале "заслуженную" троечку ученичку.

Но Полканов явно сопротивляся такой оценке! Несколько секунд поморщив лоб, он безапеляционным тоном заявил:

- Разными.

Учитель вздохнула: уж очень ей не хотелось портить общую успеваемость класса! И тогда она решилась на последний, буквально отчаянный шаг, определенно «приземлив» свой великий предмет. Она привела пример:

- Жора, вот у тебя участок земли в шесть соток, и точно такой же участок у Владика Пугачева. У кого будет больше урожай?

- У меня, конечно! – уверенно ответил Жора.

Учитель, в приступе смеха, едва не скатилась под стол. Но все-таки сумела как-то сдержать эмоции, всплеснула руками и спросила:

- Но, почему же? Почему? Почему, Жора?

И последний, вновь обретя гордость и достоинство великого географа, принялся загибать на руке пальцы, уверенно обосновывая свой вывод:

- Потому что я буду на своем участке навоз привозить, поливать, полоть... А Пугачев ведь, Марь Ивановна, не будет!

- Боже, Жора!.. Какой навоз? – и учитель, ко всеобщему ликованию класса, наконец-то рухнула под стол...