Манипуляторы

Сергей Вшивцев
- Джек, у меня с Кэтрин все время возникает чувство, что она мной манипулирует...

- Манипулирует? В смысле, Сэм, что ты имеешь ввиду, - искренне удивился Джек, - у вас с Кэтрин такая идеальная пара. Я всем ставлю в пример, как вы живёте. У вас такие чудесные дети. Что произошло?

- Джек, не все так просто, в двух словах не объяснить. Моя жизнь превращается в сущий ад! Наша семья рушится на глазах...

- Не может быть! Бог мой! Сэм, я весь во внимании, рассказывай!

Итак, кто такие манипуляторы? Это люди, которые добиваются своих целей при помощи психологических приёмов. То что написано ниже, как правило, манипуляторы знают на зубок. Они выбирают время и место и атакуют...

Часто манипулятор обещает. А обещания не выполняет...

- Сэм, почему ты уволился с той работы в банке? Разве там плохо платили?

- Понимаешь, Джек, начальник пообещал выше зарплату в другом отделе если я разорву контракт с ними. Я чувствовал, что тут дело не чистое. Но другие тоже увольнялись и их принимали на работу в другой должности с зарплатой больше чем была. Но со мной вышло не так...

- Обманули...

Наверное, у всех в окружении есть люди, которые норовят обидеть, причем делают это так ненавязчиво, что не подкопаешься. Они переворачивают, даже так, выворачивают ситуацию или высказывание до неприличия, ставят всё с ног на голову, делая нас (жертву) ранимыми, обвиняя в эгоизме и превращая в обидчиков, несмотря на то, что мы являемся жертвой.

Оказаться на месте жертвы не позор. Позор погибнуть без борьбы.

Манипуляция – не то же самое, что и влияние. Влияние считается важным критерием здорового социального функционирования. Например, каждый из нас для достижения своих целей так или иначе влияет на окружающих, но влияние учитывает границы других и основано на прямом и открытом взаимодействии и уважении. Влияние, по большому счету – это искусство убеждать своего партнера и вести с ним дискуссию, сохраняя при этом уважительное отношение к позиции оппонента и учитывая возможность его несогласия с вами.

- Сэм, Кэтрин очень милая женщина, она родила тебе детей. Я пока не могу согласиться с тобой, что ты в аду. Ты принимаешь наркотики или сильно действующие лекарственные средства?

- Джек, помилуй Бог, что ты говоришь? Мне действительно нужна помощь и поддержка друзей. Просто выслушай меня и пойми...

- Сэм, возможно, ты все преувеличиваешь. Может быть всё не так страшно? Может быть тебе просто взять и отпустить ситуацию?

- Что значит "отпустить"?

- Не обращать внимание, игнорировать. Всё само собой пройдёт. Сэм, расслабься.

- Джек, просто ввслушай меня. Она превратилась в стерву. Она высокомерна и нахальна. Вульгарность заменила в ней то что я так любил в ней, это женственность...

Манипулятор привык достигать своих целей за счет человека, которым манипулирует, его манипуляции основаны на скрытом влиянии и принуждении. И хотя манипулятор может казаться сильным и контролирующим, это не так. Обычно, за фасадом беспринципности и напора скрывается неуверенность в себе. Отношение к другим как к товару или вещи, нарушение социальных норм – свидетельство неразрешимых личностных конфликтов самого манипулятор. За наигранным сильным и волевым образом стоит человек с комплексами. У хронических манипуляторов не бывает близких доверительных отношений, они на них просто не способны.

Есть мнение, что манипулирование, это один из видов одержимости. Возможно, это и так. Во всяком случае, со стороны люди идущие против, скажем, близкого человека, против мужа или наоборот, если муж идёт против жены, то это выглядит не прилично. Это даже отвратительно и мерзко, во что превращаются отношения двух некогда любящих людей...

- Сэм, пора подумать о том как мы проведём следующее лето. Надо спланировать отпуск. Думаю, что Ехать надо в июне. Моя мама предложила нам поехать на побережье Средиземного моря. В это время там будет тепло. В море можно будет купаться. Детям надо провести побольше времени на курорте. Месяц будет оптимально, - улыбка Кэтрин была натянутой как маска, глаза она постоянно отвода в сторону. Но это не смутило Сэма.

- Хорошая идея,любимая! Надо будет только все продумать и просчитать сколько надо отложить денег.

- Ничего не надо считать. Я все уже сделала. Аренда квартиры будет стоить полторы тысячи долларов, билеты по пятьсот долларов на человека.

- Надо посмотреть на сайтах в интернете цены. Возможно, есть более дешёвые варианты...

- Сэм, не выдумывай! Я все уже решила. Ты с нами едешь на две недели. Потом ты уедешь, а я с детьми останусь. Потом приедет мой брат с семьёй. Квартира будет двух комнатной. Поэтому мы все не поместимся там. Тебе придётся уехать. И потом, целый месяц жить с тобой, это дорого для нас...

- Если других вариантов нет. То возможно, мне и не надо ехать вовсе туда. Это же дорогое удовольствие отдыхать с мужем и отцом твоих детей. Я останусь дома. Бери все деньги и отдыхай на море. Что же...

- Сэм, ты как ребёнок, право! Распустил сопли! Будь мужиком! Что за обиды?

- Это не обида. Я понял, что мне там делать нечего. Я умваю руки...

- Ты не хочешь чтобы твои дети отдохнули на море?

- Кэтрин, я хочу отдохнуть с детьми и с тобой на море. Но не две недели. Если получится месяц, то пусть это будет месяц.

- Сэм, как ты не понимаешь, что с тобой эта поездка будет очень дорогой!

- Если так, то я не еду. Сказал же...

Вами легко манипулировать, если:

Вы чувствуете себя оцененным и любимым, только если исполняете желания других. Если вы постоянно пытаетесь быть «хорошим» и понравиться окружающим, то ваше чувство собственного достоинства напрямую зависит от умения угождать другим и делать то, что нравится им, а не вам. В этом можно настолько далеко зайти, что вы начнете ублажать других ценой уважения к себе. То есть вами будут пренебрегать как личностью. Например, вы можете купить что-то особенно дорогое для своего партнера или друга, в то время как на себя вы никогда не решились бы потратить такую внушительную сумму.

- Понимаешь, Джек, я готов ради Кэтрин на все. Или мне так казалось до определенного момента. Я мечтал ей подарить весь мир, все что у меня есть. Когда у меня появляются деньги, то я иду и покупаю ей украшения или какой-то подарок. Мне много что хотелось бы купить для себя, но я думаю о Кэтрин. Потом о детях. А она так говорит со мной. Джек, ты понимаешь что я говорю тебе?

- Да, Сэм, понимаю тебя, друг. Весной мы вместе покупали для Кэтрин золотые серёжки в белом золоте. Я помню как ты был рад подарить ей на годовщину свадьбы дорогой подарок.

- Всё верно, Джек. Было бы больше возможностей в материальном плане я бы осыпал её золотом и бриллиантами, одел бы в меха и объездил бы с ней весь мир...

-Да, Сэм, я знаю. Но что же она? Что не так?

Вам жизненно необходимо получать одобрение и принятие окружающих. Большинство людей стремится получить одобрение своих близких, в этом нет ничего удивительного. Проблема возникает тогда, когда вы испытываете потребность в одобрении каждого своего слова или поступка. В таком случае вами управляет страх быть отвергнутым и он настолько силен, что вы готовы сделать что угодно, лишь бы избежать этого неприятного чувства. В начале отношений манипулятор дает вам одобрение, в котором вы так нуждаетесь, а затем манипулирует вами, угрожая отнять его.

Вы боитесь выражать негативные эмоции. Выражение ярости и гнева в конфликтных ситуациях никогда не было приятным занятием, поэтому некоторые люди готовы на все, чтобы избежать конфронтации и оставить все как есть. Выражение страха, гнева и злости может быть «табу», за нарушение которого грядет неминуемая кара. Манипулятор это знает и все, что ему нужно сделать – это повысить свой голос или «разозлиться», и дело в шляпе.

- Я очень сильно люблю Кэтрин. Когда её нет рядом начинаю беспокоиться. Она же напротив, как будто избегает меня. Находит время бесконечно общаться с подругами и родственниками по телефону, находясь в комнате детей. Когда приходит в нашу постель, то ей уже не до меня, она устала и ей надо отдохнуть. Я еле сдерживаю себя...

- Сэм, ты не пробовал заводить роман на стороне или ходить к проституткам?

- Как можно, Джек! Я не так воспитан. Конечно, думал о том. Но никогда не пойду на это.

- Часто она испытывает твоё терпение в постели, Сэм? Прости за такой интимный вопрос. Но...

- Джек, очень часто. Когда злится на меня, то по несколько дней избегает меня. В прошлом году было больше месяца...

- Как она объяснила свое поведение?

- Она обвинила меня во всех смертных грехах. И сказала, что разведется со мной и заберёт с собой детей. Джек, я очень люблю Кэтрин и детей...

Манипулятор находит слабое место жертвы и бьёт именно туда!

Вы неспособны говорить НЕТ. Здоровые отношения – это, прежде всего, соблюдение личных границ и умение говорить «нет» даже больше, чем умение говорить «да». Манипулятор знает, как сильно вы боитесь конфликта, если вы скажете «нет», поэтому ему ничего не стоит перейти все разумные пределы и нанести вам удар в самое сердце.

У вас нет четких представлений о себе. Сила уверенного человека заключается в знании себя, своих ценностей, приоритетов, желаний и слабостей. Уверенные люди всегда точно знают, что хотят получить от жизни, им невозможно что-то навязать против воли. Если вы не знаете, чего хотите, то вам трудно принимать самостоятельные решения и полагаться на себя, а без четких представлений о себе вы всегда будете легкой мишенью для манипулятора, который с удовольствием решит за вас, что вам нужно, а что нет.

- Знаешь, Джек, я много работаю. Прихожу домой и хочу отдохнуть. Кэтрин, это бесит. Когда прихожу с ночной смены, то она не даёт мне поспать, потому что надо сделать очень много дел. Отвезти детей в школу или на кружок, например. Я не против. Но чертовски хочется спать. Но ей плевать...

- Сэм, просто объясни это ей. Уверен, она поймёт. И сама сделает то что поручает тебе сделать. Просто поговори...

- Это бесполезно....

Они пытаются сделать нас не уверенными...

Манипуляторы пытаются вызвать у нас неуверенность. Они могут закатить истерику или сделать что-то, что выводит из себя. При этом, в том что делают они сами обвиняют вас. Это ложь. Это клевета. Но это их приём, который позволяет им манипулировать вами. Вам кажется, что вы достигли консенсуса, и вам есть о чём поговорить, как провести время, но внезапно эти люди своими действиями перечеркивают былое доверие. И вам приходится вновь и вновь убеждать себя в том, что всё в порядке. Это самообман.

- Сэм, откуда в нашей машине это, - Кэтрин протянула руку с резинкой для волос, - я нашла это в кармашке двери. Откуда это? Кого ты возил в нашей машине?

- Кэтрин, мы вместе покупали эту машину у женщины. Видимо, это её. Всего три недели прошло. Я не смотрел внимательно все закутки автомобиля. В бардачке нашёл таблетки Виагры. Наверное, это её покойного мужа, - Сэм попробовал улыбнуться Кэтрин.

- Сэм, что это за баба, признавайся? Ты вводишь меня за нос?

- Кэтрин, я люблю только тебя. Никого здесь не было кроме тебя. Брось это, - Сэм потянулся к жене чтобы её поцеловать. Но она отвернулась от него, поставив руку как барьер между собой и мужем.

- Кэтрин, прикрати. Это недоразумение!

- Это ты недоразумение! Ты мне изменяешь!

- Не было ничего такого. Не выдумывай,- Сэм начинал заводиться. Ещё немного и он сорвется на крик. Но он пока держался, - Кэтрин, я люблю только тебя. Ты единственная моя радость в этом мире...

- Признавайся честно, кто эта баба, - не унималась Кэтрин.

- Ладно, если ты так настаиваешь, то я тебе изменяю. Говорю, что иду на работу, а на самом деле хожу по бабам. Теперь довольна! Чего ты добивалась? Хочешь скандал? Получи!

- Я так и знала! Ты негодяй!

Проекция чувств выражается очень просто. Если например вы человеку не нравитесь, он обвинит вас в этом сам, делая из себя жертву. В это время вам приходится оправдываться и копаться в себе, думая: «Не отношусь ли я к нему и вправду предвзято?»

Манипуляторы постоянно придумывают какие-то эпизоды из прошлого, которые имеют привязку к реальному событию из прошлого. Например, жена обвиняет мужа в том что много лет назад один раз (или не один раз) он не поздравил её с восьмым марта...

- Я никогда не забуду тебе что ты сделал тогда на восьмое марта, - закричала Кэтрин Сэму еле сдкрживая слезы.

- Что? Ты о чём? Когда это было? Я всегда поздравляю тебя с этим праздником. Хотя, не считаю его важным. Но чту традиции, к котором ты привыкла, - с изумлением ответил Сэм, начиная припоминать когда это было.

- Ты спокойно встал утром, поел и куда-то уехал на машине. Вернулся только к вечеру. Я никогда тебе этого не прошу!

- Кэтрин, успокойся, - Сэм попытался обнять жену, но та резко отстранила его.

- Не прикасайся ко мне, - он рыдала,закрыв лицо руками.

- Я вспоминаю, тогда утром я встал, разбудил сына и мы поехали с ним в супермаркет за подарками. На кредитной карте оставалось совсем мало денег. Но я знал, что нам хватит того что я куплю на неделю. Мы дотянем до зарплаты. Кэтрин, когда мы уезжали, ты спала, или по крайней мере, ты лежала в постели...

- Ты всё время врешь и оскорбляешь меня! Я тебе этого никогда не прощу. Ты эгоист. Ты не любишь меня! Ты обманываешь меня всю жизнь! Негодяй!

- Кэтрин, я в тот день привёз тебе букет цветов и накрыл стол. Ты была обижена. Но я не понимаю на что?

- Хватит этого вранья! Я подаю на развод! Я ухожу от тебя!

- Если ты так решила и это только повод, значит ты не любишь меня. Развод так развод. Хочется уйти, уходи...

- Ты тряпка, а не мужчина! Я не говорила про развод. Это ты только что сказал это слово. И ты о том пожалеешь! Через суд я отниму у тебя все! Я ухожу...

- Уходи, раз так это очень хочешь. Куда ты пойдёшь? Ты решила уже, - Сэм наивно полагал, что Кэтрин опомнится и передумает, что это всего лишь эмоциональный срыв...

- Ты ещё и прогоняешь меня!? Какой ты подлец! Ты знаешь, что мне некуда идти. Подлец!

Они искусные манипуляторы...

Манипулируя вами, они хотят получить власть, стремятся стать выше и сделать вас вечно обязанными. Например, начальство может заставить работать сверх нормы и при этом убеждать, что работа важнее вашего личного времени, а если вы работали сверхурочно ранее, начальник вывернет ситуацию так, будто это была ваша личная инициатива.

Они навязывают мнение...

Манипуляторы будут убеждать, что вы не нравитесь коллективу, озвучивая свою мысль, но преподнося это как мнение общественности. Они хотят уничтожить вашу самооценку, вместо того чтобы предложить помощь в ситуации, когда это необходимо.

Говоря правду, они приукрашивают...

Манипуляторы всегда будут перебивать вас, не будут слушать оппонента до конца. Разговор с ними не будет конструктивным. Спорить с ними нет смысла.

Как быть?

Не пытайтесь «переманипулировать» манипулятора – так вы становитесь лишь уязвимее. Помните, вы не можете изменить поведение другого, все, что вы можете – это изменить свои собственные реакции на попытки другого человека манипулировать вами, поэтому сфокусируйтесь на своих изменениях.

Также, вы ничего не измените, если захотите перевоспитать манипулятора, указывая ему на его «несовершенство». Манипуляторы не способны к эмпатии, поэтому не делитесь с ними своими глубинными переживаниями, если не хотите, чтобы эта информация была использована против вас.

Учитесь принимать свои эмоции, ведь чем больше чувств вы позволяете себе испытывать, тем сложнее вами манипулировать и тем «менее удобным» вы становитесь для манипулятора. Принятие своих чувств поможет вам сохранить уважение к себе и строить отношения, в которых не будет места манипуляциям. Вы можете обезоружить манипулятора, назвав вещи своими именами: «мы оба понимаем, что ты любишь играть на моих чувствах, но ты знаешь, что со мной это больше не прокатит». Не угрожайте, просто стойте на своей позиции: «либо мы с тобой общаемся как два взрослых, либо никак».

Если  манипулятор пытается вас склонить к принятию решения, в котором вы сомневаетесь, то можно ответить следующим образом: «я сообщу свой ответ после того, как подумаю». Не начинайте оправдываться. Когда манипулятор пожелает узнать, почему вам понадобилось время для ответа, просто повторите еще раз: «мне нужно больше времени, чтобы все обдумать». Если манипулятор не готов к такому развитию отношений, то он просто покинет вас и отправится на поиски кого-то еще.