Пятёрка из вятского... глава 7. не поле перейти

Роза Салах
Пятёрка только что вернулась из Вятского, через неделю выпускники должны освободить общежитие технического училища и переселиться в заводское. Снова они вместе, как в детдоме. Собрали чемоданы, рассчитались с администрацией, комендантом общежития училища. Три года здесь, привыкли. Как ни странно, общежитие стало родным домом.

-    Девочки, кто со мной сходит в пединститут? Я давно сестры своей не видела, она приходила - меня не было, сегодня комендант об этом сказала, - к подругам обратилась Римма.

-    Сходим, - согласилась Зина Булатова, - кто ещё составит компанию? Розе передадим привет от Маргариты Яковлевны и Галины Емельяновны. Ей интересно будет, что нового в Вятском.

-    И я пойду, - пожелала составить компанию Нина Шабалина.

-    Разрешите, здравствуйте! Я тоже вам составлю компанию, пойду с вами в пединститут, это я, Виктор Каюмов, воспитанник Люльпанского детского дома, ныне студент четвёртого курса Московского высшего технического училища имени Баумана, - отчеканил молодой человек, коренастый, крепкого телосложения, светло-русый, голубоглазый парень.

-    Витька! Откуда ты появился? - растерявшись от неожиданности, спросила Римма. - Почему о своём приезде не сообщил?

-    Объяснюсь по пути в пединститут, мне как раз туда нужно, идёмте! Да, по-прежнему вместе, знакомые лица передо мной: Нины, Ольга, Зина и Римма! Как будто я снова в детдоме.

-    Проходи, Витя, - приглашает гостя Римма, - к Розе поедем чуть позже, ты с дороги, устал. Откуда едешь? Из Москвы? В Люльпанах был?

-    В Люльпанах не был. К вам проездом из Москвы. Что случилось? Это ваши чемоданы? Почему они у порога? Куда-то уезжаете? - спрашивает Виктор.

-    Витя, к столу, пожалуйста. Только чемоданы у порога, они никому не мешают, пусть перед дорогой отдыхают, кушать подано, - накрывая стол, приглашает Нина Шабалина.

-    У нас ещё бутылка шампанского есть. Витя, открой, пожалуйста. Зина устала бутылки открывать, - говорит Римма.

-    Есть повод?

-    Во-первых, тебя с приездом! Во-вторых, Виктор, поздравь нас с окончанием технического училища. Через год закончишь своё высшее техническое училище - приедешь сюда и будешь командовать нами, фрезеровщиками, поднимем бокалы за это! - предлагает Нина Протасова.

-    Витя, рассказывай всё о себе. Мы о тебе ничего не знаем. Как живёшь, учишься? Не женат? - интересуется Нина Шабалина.

-    Учусь нормально. Приходится выживать. После лекций в училище бегу в магазин. Я там работаю грузчиком. С семнадцати до двадцати одного часа таскаю на себе мешки. Зато сыт, ем и колбасу, и хлеба наедаюсь вдоволь, пью чай. С зарплаты за питание высчитывают.

-    Здорово! Поэтому ты такой крепкий? Женат? - допытывается Шабалина.

-    Не женат. Невеста не отвечает на мои письма, поэтому решил навестить её.

-    В Москве невест много, - Виктора прервала Римма. - Я ответила на твоё последнее письмо.

Все присутствующие переглянулись. Девочки из Люльпанс-кого детского дома знали о взаимоотношении Виктора Каюмова с Риммой. Виктор не простой человек, своеобразный, самолюбивый. Все: учителя Люльпанской средней школы, воспитатели детского дома - были не только удивлены, не довольны поведением Каюмова. После нового года он вообще перестал посещать уроки истории. Учительница внутренне понимала, даже признала, что она сама виновата, но перед подростком, тем более перед детдомовским, не хотела унижаться.

-    Каюмов, - обратился к выпускнику директор средней школы, - почему уроки истории пропускаешь? В чём причина?

-    Уроки неинтересные. Историю самостоятельно буду изучать. Могу я написать на Ваше имя заявление, чтобы Вы меня допустили к выпускным экзаменам?

-    Как я могу тебя допустить к экзаменам, если ты на уроки не ходишь?

-    Она уже мне в журнал поставила одну двойку, оценка не за знание. Пусть дальше ставит «энки».

-    Как знаешь, до конца учебного года осталось три месяца. Я как директор школы приказываю посещать все уроки, по всем предметам изучать программный учебный материал.До свидания!

-    Приказ Ваш будет письменный? На вопрос выпускника директор школы не ответил.

Римма училась в восьмом классе. Она знала об этом и видела, как Каюмов во время истории вставал на лыжи и бежал в лес, приглашал с собой Римму. Виктор часто бывал в библиотеке, читал художественную литературу, занимался по математике, химии, физике. Он брал дополнительную литературу по истории, читал, сравнивал учебный материал. Так делал после трёх уроков истории, один раз в неделю.

Конец мая месяца. Переживания подростка усилились. Виктор влюблён, к нему пришла настоящая любовь. Никогда он себя так скверно не чувствовал. Ему не спится, учебный материал не запоминается, перед его взором только Она.

-    Почему мне так тяжело? Почему кому-то сразу везёт, мне нет? Ей нравится другой. Что особенного она нашла в этом мальчишке? Чем лучше меня Скоков Витя, к которому Римма не равнодушна. Голова просто кружится.

К экзаменам по истории ученика Каюмова не допустили. Его поддержала Римма, и они отправились к заведующему районным отделом образования, по специальности историку. Тот к детдомовцам отнёсся внимательно, их выслушал, пригласил главного инспектора и устроил небольшой экзамен. Наконец заключил:

-    Приказ по районо напишу. Приказ о допуске Каюмова Виктора к выпускным экзаменам по истории. А ты меня не подведёшь?

Не подвёл выпускник людей с прекрасным, добрым сердцем, экзаменационная комиссия ответ Виктора Каюмова по истории оценила на отлично. Один, без помощи кого-то, без денег в кармане семнадцатилетний подросток поехал в Москву, выбрал учебное заведение, выдержал вступительные экзамены. Учится и работает. Закончив четвёртый курс Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, студент решил навестить детский дом, где он рос.