Рассказы моей мамы. Моя учёба

Маргарита Морозова 3
В моей юности среднее образование было 10 классов, неполное среднее – 7. После семи классов можно было пойти в училище. В Камышине, нашем небольшом городке, для девочек таких училищ было два: дошкольное педагогическое и медицинское. Для мальчиков тоже два – механизации и гидромелиоративное.

Я очень хотела доучиться до 10 класса и поступить в институт. Мечтала об этом и даже во сне видела.
Но моя лежачая после болезни мама доступно объяснила, что мне светит только семь классов. Кто же в доме будет помогать ей и младшей, психически больной сестре? И добавила: «Выбирай училище! Мы все: я, бабушка, дедушка, помогаем тебе сейчас, но до 10 класса мы это физически сделать не можем. Успокойся, закончишь училище, а там видно будет».

После седьмого класса ушли из школы я и ещё две девочки. Уже поступив в училище, я часто ходила мимо школы, и так мне было обидно… Все глаза проглядела, всё смотрела в окна школы: как же мои бывшие одноклассники там учатся?

Внутри себя я плакала, но вскоре сама учёба меня успокоила. Я выбрала дошкольное педучилище. Этот выбор принёс в мою жизнь много хорошего.
Как дочка погибшего на войне отца я получала пособие. Но ещё перед началом учёбы меня спросили в учебной части, что я выберу: заработать стипендию или получать гарантированное пособие? Я выбрала стипендию, и это тоже стало стимулом хорошо учиться.

Так как мама почти не вставала, всё домашнее хозяйство было на моих плечах. Поэтому я много умела: шить, вышивать, готовить, стирать, убирать дом, всё делать в огороде. Этому меня специально учить не пришлось. Я любила уроки домоводства, изо, научилась увеличивать картинки по клеточкам и красиво их раскрашивать. Любила разные поделки из бросового материала. Хорошо у меня получалась лепка и дальнейшее раскрашивание фигурок. Отлично получались поделки из папье-маше. Этому я ещё научилась в школе, в ботаническом кружке. Что обклеишь – то и получится: хоть чайник, хоть гипсовый бюст в натуральную величину…

Ещё в нашем дошкольном педучилище обязательным был урок музыки, игра на пианино или на домре. Я очень любила музыку, но даже мечтать о пианино не могла. Но я старалась. До училища, чтобы заниматься в классе, было далеко ходить. Я нарисовала себе на картонке клавиатуру, и на этой картонке училась: запоминала названия нот, расположение клавиш, аппликатуру. Напевала мелодию и подыгрывала её себе по воображаемым клавишам…. Всегда приходила на музыкальный урок подготовленной.

Учительница по музыке оценила мою любовь и старания, стала мне давать дополнительные уроки, упражнения. Однажды она сказала: выйдешь из училища – будешь работать музыкальным руководителем. В городе на то время их не было ни одного!

Глядя на мои старания и успехи, на последнем курсе мама купила мне пианино! Невероятно, как ей удалось скопить громадную по тем временам сумму из крохотных пенсии, пособия на сестру и моей стипендии? Я помню, как мы стояли в очереди за ним… Как его привезли в наш дом, где его некуда было ставить… И как я была счастлива!

Учиться в педучилище нужно было 3 года. И все эти годы я мечтала учиться дальше. Сама ещё не знала, где?

Ну а пока, после окончания училища, я пошла работать воспитателем в детский сад. В городе в это время заложили строительство большого текстильного комбината. Женщины приезжали на комбинат лавиной. Так же лавиной росли и строились детсады и школы.

Я оказалась востребованной, но мечта учиться меня не оставляла…

Вдруг, где-то по осени, случайно, я прочитала в местной газете объявление, что в следующем, 1956 году, в Москве и Саратове при педагогических институтах будет открыт заочный факультет дошкольной педагогики. У меня загорелись не только глаза, но и сердце. Я захотела разъяснений, написала запрос. Мне ответили, что к весне всё станет ясно.

Наступила весна.
Для удобства абитуриентов, в Волгограде при пединституте работала комиссия из Москвы. Она принимала документы и экзамены у абитуриентов. Результаты отправили в Москву, и сказали ждать. И вот летом из Москвы, из МГЗПИ пришёл вызов для перспективных студентов. Поступило нас из города трое: две заведующие и я.
Получив вызов, я полетела в Москву на крыльях мечты и желания учиться.

Адрес, куда ехать, был указан в вызове.
Нам, студентам,  выделили школу под общежитие. В классах стояли железные кровати с матрасами, а бельё получали по приезду «лично в руки», как и талоны на разовое питание по сниженным ценам.
В другой школе шли занятия. Зимней сессии из-за дальности расстояний у нас не было предусмотрено. Была летняя на полтора месяца.
Учащихся было много. Полный курс. Со всех городов страны. Особенно много было из Сибири, с Урала.

Мы окунулись в настоящую студенческую жизнь. Учёба была серьёзной. А ещё была интересная жизнь после учёбы.

К нам в столовую приходили поставщики билетов на все мероприятия. Мы, пока были деньги, молниеносно их расхватывали! На все полтора месяца пребывания в Москве. Так я попала на спектакли в Большой Театр, МХАТ, Театр оперетты и другие.

В ЦУМ, ГУМ мы ходили как на экскурсию, денег на покупки у нас не было. Зато однажды я привезла из Москвы домой ананас. Он красовался у нас на столе, и вся улица приходила на него посмотреть, как на чудо. Мы его потом разрезали на кусочки, чтобы всем досталось, и съели. 

Пять лет по полтора месяца я жила и училась в Москве. Видела всех педагогов-мастеров, по чьим учебникам мы учились и работали… Это очень возвышало нас, вдохновляло и чуточку приближало к ним…

А после окончания сессии мне в бухгалтерии давали справку о пребывании на учёбе. По ней мне на работе оплачивали сессию и проездные. Институт дал мне любовь к профессии, знаниям и путешествиям.

Я работала в специализированном детском саду для детей, чьи родители болели туберкулёзом. Отпуск у меня был большой, полтора месяца, помимо сессии. В отпуске я старалась больше путешествовать, насколько это было возможно в те годы. Я много видела, ощущала, сохранила в своём сердце, а потом постепенно отдавала все знания сначала дочке, потом внучке и правнучке.

Дома учёба требовала времени, усидчивости, терпения и сил.

Особая дружба была у меня с почтой. Постоянная отправка бандеролей с контрольными работами, ожидание результата. Работы с ошибками присылали обратно. Их надо было исправить и снова отослать. Почтальона знала в лицо.

В библиотеках было то же самое – все знали, что мне нужно, и всячески помогали с учебной литературой.

Практику я проходила в Волгоградском педучилище. Там сразу получила приглашение на работу. Но семейные обстоятельства не позволили мне сделать это…

Своим выпускным предметом по диплому я выбрала физкультурные занятия и музыкальное воспитание.

С дипломом был интересный казус.

Вручал дипломы председатель госкомиссии, преподаватель , композитор Метлов Николай Афанасьевич. По его книгам мы учились.

Все мы получили наградные значки, как окончившие пединститут. Мы очень годились ими.
После вручения дипломов композитор остался с нами. Мы все вместе сели пить чай, и тут… Я заметила ошибку в дипломе. Вместо слов, что я являюсь преподавателем педучилища, у меня было написано «преподаватель пединститута».

Я разволновалась. Все педагоги ушли, кадровиков, бухгалтеров нет… Кого искать? На завтра уже куплены билеты домой…
Я подошла к Метлову и показала ошибку. Он улыбнулся, погладил меня по плечу, и сказал: «Ну и радуйтесь! Может быть, и будете в институте преподавать!»

Преподавать в институте я не стала, мама не отпустила в Волгоград, но случай этот запомнила на всю жизнь.

Преподавать в Камышинском дошкольном педагогическом училище мне тоже не довелось.

Незадолго до окончания института в Волгограде построили Волжскую ГЭС, Волга стала морем, и задание педучилища оказалось на её дне.
Городские власти обещали, что выделят для него другое здание, но обещание так и осталось обещанием. И только за пять лет до моего выхода на пенсию педучилище открыли снова.
Меня приглашали преподавать, но я уже не пошла…

Я стала работать музыкальным руководителем в детском саду. И сразу попала в ранг лучших, так как соединила в себе две профессии, воспитателя и музыкального руководителя, и умела делать всё, что нужно было для занятий, утренников, выступлений. Одного я очень стеснялась, что у меня не было специального музыкального образования, хотя бы музыкальной школы.

Учёба в институте не прошла даром. Я получила хорошие знания, приобрела навыки общения с людьми, желание постоянно совершенствоваться. Параллельно с работой читала лекции в составе городской лекторской группы. Учила молодёжь, была руководителем методических кружков, проводила праздники в подшефных организациях, и не только в детских садах.

Предложили мне и руководящую должность, так как я была ещё и коммунистом. Но я отказалась, так как по натуре не руководитель, а «отдаватель». Я щедро раздавала свои знания и умения всем желающим.

В общей сложности я проработала в детском саду сорок лет…

Теперь нашла свой долгожданный отдых в Подмосковье, под крылом дочери. Я живу и за всё благодарю свою нелёгкую, не всегда прекрасную жизнь.

Мои дочь и внучка выросли любознательными, творческими людьми.

Правнучку учу любить родную природу, быть внимательной к людям, помогать родным, близким и незнакомым людям. Но она уже сейчас оказалась умнее и сообразительнее всех. Спрашивает меня: «Когда я вырасту, выйду замуж, рожу детей, ты мне будешь помогать?»

Где-то прочитала, что каждый в своей жизни обязан быть счастливым. И я стала такой!

P.S. Фото из домашнего архива.

Опубликован в газете "Моя Семья" № 6 от 11.02.19, под названием "Как мама скопила такую громадную сумму?"