Невинно убиенные. А это кто?

Геннадий Мартынов
    А на этот вопрос нам уже ответил  один умный гимназист из Нового Уренгоя. Коля из Уренгоя, как его теперь все зовут. Он так неожиданно для себя стал известен всей стране. Почему? Потому что он выступил в немецком Бундестаге. Это такой немецкий парламент. Ну, как у нас Государственная Дума. Его коротенькая речь, несколько минут, вызвала у нас в России очень большой общественный резонанс. Нежелательный для него  и его мамы. Потому как на него потом  пошёл мощный накат негатива. Кто-то даже выразился, что началась травля несчастного гимназиста. Хоть домой не возвращайся.

    И за что ж ему всё такое? Речь его была действительно очень короткая, приготовленная со всей тщательностью, как стало известно, ещё летом. В тесном сотрудничестве с его мамой и учителем истории в школе. А ещё с доступом к секретному архиву, содержащим тайны пребывания пленных немцев в этом районе.
 
     Коля мальчик умный и образованный. Другого, видимо, и не пустили бы в Бундестаг. А ещё он победитель Олимпиад по истории. То есть он очень хорошо в теме и хорошо подготовлен к такому представительному выступлению. И о чем же он поведал немецким парламентариям?  Коля мальчик добрый и жалостливый. Он изучил биографию одного немецкого пленного, умершего в нашем плену. И потом  взволнованным голосом он рассказал в своём выступлении об этом  немецком солдате – участнике Сталинградской битвы.  И ему стало его жалко. Потому как он умер в лагере для военнопленных. Он «умер от тяжёлых условий плена». Этот солдат похоронен  в районе города Копейска. Там и по сей день находится захоронение немецких солдат. Мальчик посетил это скорбное место и ему стало жалко «невинно погибших людей , среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». Дословно.

   Но гимназисту Коле из далёкого Уренгоя стало не только жалко. Ему стало ещё и стыдно за «невинно убиенного» немецкого солдата. И он принес свое покаянное слово в Бундестаг. Не только от себя. Но как бы и от всей России. Вы только вдумайтесь в его слова. Это были не фашисты, пришедшие убивать нас в нашем собственном доме. Это были «невинно погибшие люди», могилы которых в городе Копейске сохраняются.

   И я при этом подумал вот о чем. Мой дед погиб под Москвой в ополчении. Я моего деда никогда не видел. Только карточки сохранились. Его убил немец. А потом было наступление. И этот немец, убивший моего деда, очень вероятно попал в плен. И умер в плену. Вы помните,  какие холода были в то время в районе Москвы. Ну и понятно, что условия плена были очень не комфортными. Очень тяжелыми, по словам Коли.

      Предположим. могила его сохранилась. А в Москве есть такое кладбище в Люблино. Там несколько сотен могил. Большинство – немцы. Но есть и венгры, румыны, австрийцы, чехи, французы и даже японцы. Все пленные. Умершие в нашем доме, который они хотели уничтожить. И теперь я, по словам мальчика Коли, должен приходить с чувством покаяния к могиле немецкого солдата, для меня немецкого фашиста, который убил моего деда, видимо с тем, чтобы положить цветочек на его могилу. И поухаживать за его могилой. Что собственно государство наше и делает от моего имени.

    А ещё для мальчика Коли не было никакой Сталинградской битвы. Не было. В мире и по сей день во многих странах есть много площадей и улиц, носящих имя Сталинград. И в Париже тоже. А что же было там по словам образованного гимназиста?  А был  там  «так называемый Сталинградский котёл». Дословно. И слова «так называемый» его уже  и выдают с головой. Потому как,  если говорят так называемый, то этот факт ставится под сомнение. Сразу же и вопрос. Чему же учат в этой чудной гимназии в Новом Уренгое. Да и мама – учитель истории – чему его научила? Такие там учебники и учителя? И тогда другой вопрос. И сколько у нас ещё вот таких образованных  победителей олимпиад, подобных гимназисту Коле из Уренгоя. 
                *****
               
      Это выступление школьника вызвало большой шум. И дискуссий. А что пишут в Интернете!  Поднялась волна народного возмущения на несчастного мальчика. Вынужден даже был сказать свое слово и пресс-секретарь нашего самого Главного. Вот что он сказал: 

«Безусловно выступление нашего российского школьника в Бундестаге вряд ли требует какой-то реакции Администрации президента. Тем более, в данном случае, совершенно непонятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить. Очевидно, что школьник не имел в виду ничего плохого, и очевидно, что школьник чрезвычайно волновался, когда выступал в Бундестаге".

    Господин Песков не увидел «ничего плохого» в словах подростка. Ну волновался мальчик, что вы пристали к нему. Напомню, всё тот же Песков отличился совсем недавно и ещё одной фразой. А именно на вопрос, как у нас власти собираются отметить столетие Революции, он ответил контрвопросом: «А что, разве нам есть что-то отмечать?» Бесподобно!!!

                *****

    Я не стал бы «травить» умного лицеиста из Нового Уренгоя. Я бы дал почитать этому сердобольному недорослю стихотворение  Михаила Светлова. Стихотворение называется «Итальянец».  И это было бы ответом образованному лицеисту, который скорее всего стихотворения  не читал. Вот небольшая цитата из этого стихотворения  Оно посвящено итальянскому солдату, убитому под Моздоком.

 ИТАЛЬЯНЕЦ. Михаил Светлов.


 Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
 
 Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
 Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
               
                *****

   К этому я хочу добавить следующее. Личное. Моя профессия переводчик. Так вот лет 25 назад я сопровождал большую группу итальянцев в те края. Это была не обычная туристическая группа. Это были всё пожилые люди, которые уже однажды пришли «туристами» в эти места хорошо, вооруженными и одетыми в немецкую форму. Немногие вернулись в родное отечество.  Вот как тот итальянец из стихотворения  Светлова.

  Да, немногие вернулись с поля. Очень немногие. И вот те, кто остался жив, решили  вернуться в Россию. Чтобы принести свое покаянное слово. И чтобы построить детский садик на деньги собранные ими. Были речи и выступления. Была и молитва, прочитанная католическими священниками. И всё было встречено аплодисментами местными жителями, не помнящими зла. И меня тоже всё это событие тронуло до слёз.

                *****

   Я посоветовал бы гимназисту из Уренгоя прочесть ещё одно стихотворение. Стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом». Во время войны его знали все. Как и другое его стихотворение «Жди меня». Вот несколько строк из стихотворения

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.

                *****

    А ещё бы я посоветовал мальчику Коле прочесть одну статью, написанную Ильёй Эренбургом. Эта статья получила мировую известность сразу же. Она называется «Убей немца».  Она была написана летом 1942 года. То есть тогда, когда начиналось наступление на Сталинград, в котором участвовал немецкий солдат «невинно убиенный». Это к вопросу о содержании военнопленных.
 
    Эренбург пишет: «Вот отрывки из трех писем, найденных на убитых немцах:

Управляющий Рейнгардт пишет лейтенанту Отто фон Шираку:

   «Французов от нас забрали на завод Я выбрал шесть русских из Минского округа. Они гораздо выносливей французов. Только один из них умер, остальные продолжали работать в поле и на ферме. Содержание их ничего не стоит и мы не должны страдать от того, что эти звери, дети которых может быть убивают наших солдат, едят немецкий хлеб. Вчера я подверг лёгкой экзекуции двух русских бестий, которые тайком пожрали снятое молоко, предназначавшееся для свиных маток.»

Матеас Димлих пишет своему брату ефрейтору Генриху Цимлиху: «В Лейдене имеется лагерь для русских, там можно их видеть. Оружия они не боятся, но мы с ними разговариваем хорошей плетью».

Некто Отто Эссман пишет лейтенанту Гельмуту Вейганду:
 
«У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это - люди.»

                *****

     Не плохо было бы Коле посмотреть картину Пластова «Фашист пролетел». Нет, на картине мы не увидим изображение жестокого боя.  Тишина. Слышен только слабеющий рокот, пролетевшего самолета – убийцы.  Да вот ещё тонкий вой собачонки и шелест берёзовой осенней листвы, потревоженной вихрем низко пролетевшего самолёта.  Не слышно ни воплей, ни грохота. Сама природа, кажется, оцепенела от ужаса смерти, пронесшейся в небе.

    Летчик на картине Пластова и в голове не держал, выйдя на свободную охоту, что нажмет он на гашетку своих пулемётов по совершенно случайной цели. Решил так просто забавы ради коров погонять. Но ещё вот до кучи убил и пацаненка-пастушка, даже и не заметив этого. И это фашизм. Так немецкий лётчик истреблял неполноценную расу. По той идеологии, которая стала государственной  при фюрере.

   Коля наверняка не видел этой картины. А вот Черчиль в Тегеране её посмотрел. И говорят она его сильно впечатлила.

                *****

   А ещё я посоветовал бы мальчику Коле посмотреть одно кино. Фильм, который называется «Обыкновенный фашизм». Его снял  Ромм в 1965 году. Потрясающий фильм. Потрясающий. Для тех, кто не знает, что такое фашизм, там все сказано голосом самого Михаила Рома. Всё показано. Рассказано о генезисе, то есть о происхождении  фашизма, и как он осуществлялся на практике в одной из самых цивилизованных стран Европы. Вы этот фильм тоже можете посмотреть на ютюбе. Найдете в два щелчка.

      Но гимназист Коля – победитель олимпиад по истории,  всего этого не видел, стихов не читал, картины не смотрел. Он прочел коротенький доклад,  написанный и подготовленный не без участия взрослых людей. Взволнованным голосом, робея от слушающей его почтенной публики. Не зная при этом, что он позорил и себя, и всю страну.

     И ещё несколько слов. Этот подросток не понял, а ещё его этому не научили, что эти «невинные» пришли к нам отнюдь не потому, что их заставили. Они уже все были заряжены теорией расового превосходства. Они ворвались в чужой дом вовсе не затем, чтобы что-то пограбить, навязать свою волю и уйти. Они ворвались в этот дом, чтобы убить всех её обитателей, чтобы зачистить все наше обширное пространство ради расширения своего жизненного пространства. Они пришли истреблять «неполноценную» расу. Ну и напоролись на «сильнейшего духом противника» по словам Толстого. Вот этого мальчик видимо ничего и не знал. И сказал то, что сказал. И его слова были встречены в Бундестаге аплодисментами.