Великомученик русской поэзии

Владимир Руссь
                МАНДЕЛЬШТАМ ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ
                (1891-1938)
                Поэт


000
У него в одном пальце было больше мастерства, ума, чутья, чем во всем, что Есенин когда-либо написал и способен был написать.
(Г.В. Адамович)
000
Больше всего он боялся собственной немоты. Называл ее удушьем.
(А.А. Ахматова)
000
Враг стихотворных переводов.
(А.А. Ахматова)
000
Душа его была полна всем, что свершилось.
(А.А. Ахматова)
000
Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как сейчас делают почти все. В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки. С необычайной легкостью Осип Эмильевич выучивал языки. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.
(А.А. Ахматова)
000
Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась эта новая божественная гармония, которую называют стихами Мандельштама
(А.А. Ахматова) .
000
Проклятый поэт – прежде всего.
(А.А. Ахматова)
000
Худощавый мальчик, с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, (с пылающими глазами и) с ресницами в полщеки.
(А.А. Ахматова)
000
Это был человек с душой бродяги в самом высоком смысле этого слова.
(А.А. Ахматова)
000
Я лечу свою астму читая вслух Мандельштама.
(Э.Г. Багрицкий)
000
Мандельштам говорит слоями культуры, эпохами.
(Б.Я. Бухштаб)
000
Он был большим поэтом и неудачником в жизни.
(О.А. Ваксель)
000
Великомученик русской поэзии.
(А.А. Вознесенский)
000
Самый герметичный из поэтов, самый хрупкий, болезненно-ранимый, обидчивый лакомка, капризный, отнюдь не богатырь.
(А.А. Вознесенский)
000
Мандельштам нелеп, как настоящий поэт.
(М.А. Волошин)
000
Один из глубочайших людей нашего времени.
(Д.И. Выгодский)
000
Он немножко бестолковый, какой-то бездомный. К нему бы нужно приставить хорошую русскую няню, которая мыла бы его и кормила манной кашей.
(Э.Ф. Голлербах)
000
Вы плохой поэт!
(С.А. Есенин)
000
Посланник Божий.
(А.А. Замостьянов)
000
Человек, клевещущий на советскую действительность.
(К.Л. Зелинский)
000
Безответственная «птица Божья».
(Г.В. Иванов)
000
Мандельштам – самое смешливое существо на свете, где бы он ни находился, чем бы ни был занят – только мигните ему, и вся серьезность пропала.
(Г.В. Иванов)
000
На щуплом теле (костюм, разумеется, в клетку, и колени, разумеется, вытянуты до невозможности, что не мешает явной франтоватости: шелковый платочек, галстук на боку, но в горошину и пр.), на щуплом маленьком теле несоразмерно большая голова. Может быть, она и не такая большая, - но она так утрированно откинута назад на чересчур тонкой шее, так пышно вьются и встают дыбом мягкие рыжеватые волосы (при этом посередине черепа лысина – и порядочная), так торчат оттопыренные уши, что голова кажется несоразмерно большой.
(Г.В. Иванов)
000
Такого беспримерного проявления всего существа поэзии, как в этом человеке – я еще не видел в жизни.
(Г.В. Иванов)
000
Под красными веками без ресниц были сияющие, пронизывающие, прекрасные глаза.
(Г.В. Иванов)
000
Он не понимает людей, не видит среди них себя, не в силах взглянуть на себя их глазами.
(С.И. Липкин)
000
Для миросозерцания Мандельштама характерен крайний фатализм и холод внутреннего равнодушия ко всему происходящему
(«Литературная энциклопедия», 1932 г.)
000
Ужас друзей.
(М.Л. Лозинский)
000
Тоненький, щуплый, с узкой головой на длинной шее, с волосами, похожими на пух, с острым носиком и сияющими глазами, он ходил на цыпочках и напоминал задорного петуха. Появлялся неожиданно, с хохотом рассказывал о новой свалившейся на него беде, потом замолкал, вскакивал и таинственно шептал: «Я написал новые стихи». Закидывал голову, выставлял вперед острый подбородок, закрывал глаза... и раздавался его удивительный голос, высокий и взволнованный, его протяжное пение, похожее на заклинание или молитву.
(К.В. Мочульский)
000
Тонкий ценитель тонких душ.
(Один из современников)
000
Он не поэт, а версификатор, холодный, головной составитель рифмованных произведений.
(П.А. Павленко)
000
Он художник неизмеримо больший, чем я. Но, как и Хлебников, того недостижимо отвлеченного совершенства, к которому я никогда не стремился.
(Б.Л. Пастернак)
000
Мандельштам – поэт надежды. Поэт радости, которую отнимали и убивали, но даже убивая – не отняли.
(С.Б. Рассадин)
000
«Большевизм» в Мандельштаме соединен с мужественным и положительным христианством.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Мандельштам один из лучших представителей новой Культуры Вечности.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Не гостеприимный поэт.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Нет большего мастера фразы, чем Мандельштам.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Поэт трудный и своеначальный.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Ученик латинских поэтов.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Его работа – это работа почти чужеземца над литературным языком.
(Ю.Н. Тынянов)
000
Он любит собственные имена, потому что это не слова, а оттенки слов. Оттенками для него важен язык.
(Ю.Н. Тынянов)
000
У Мандельштама нет слова – звонкой монеты. У него есть оттенки, векселя, передающиеся из строки в строку.
(Ю.Н. Тынянов)
000
Мраморная муха.
(В.В. Хлебников)
000
Он первый, и пока только он один, на собственном примере доказывает, что заумная поэзия имеет право на существование. Сделать это ему помогли: поэтический дар, ум и образованность, то есть то, чего начисто лишены были бедные «мэтры» российского футуризма.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Поэт, обладающий редким в наши дни знанием и чутьем языка.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Странное и обаятельное существо, в котором податливость уживалась с упрямством, ум с легкомыслием, замечательные способности с невозможностью сдать хотя бы один университетский экзамен, леность с прилежностью, заставлявшей его буквально трудиться над одним недающимся стихом, заячья трусость с мужеством почти героическим – и т.д. Не любить его было невозможно, и он этим пользовался с упорством маленького тирана, то и дело заставлявшего друзей расхлебывать его бесчисленные неприятности.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Люблю Мандельштама с его путанной, слабой, хаотической мыслью... и неизменной магией каждой строчки.
(М.И. Цветаева)
000
Молодой Державин.
(М.И. Цветаева)
000
У Осипа Мандельштама ресницы пушистые, в полщеки.
(Л.К. Чуковская)
000
Его молодая привычка: выпячивать грудь и гордо вскидывать кудрявую голову подбородком вперед – делала его похожим на драчливую птицу, готовую в любую минуту ринуться в бой на врага.
(К.И. Чуковский)
000
Чувство физической сладости слова дано ему, как никому из поэтов.
(К.И. Чуковский)
000
Читатели его любили страстно, но это были читатели только из среды наиболее образованных слоев интеллигенции. Он был лишен величайшего счастья – быть народным, быть любимым и понимаемым миллионами русских людей. Он станет народным в тот неизбежный час, когда весь народ станет интеллигенцией.
(Н.К. Чуковский)
000
Был он маленьким, щуплым; голову с хохолком закидывал назад. Он любил образ петуха, который разрывает своим пением ночь у стен Акрополя; и сам он, когда запевал баском свои торжественные оды, походил на молоденького петушка.
(И.Г. Эренбург)
000
Да, Осип Эмильевич боялся выпить стакан некипяченой коды, но в нем жило настоящее мужество.
(И.Г. Эренбург)
000
Милый беспокойный хлопотун.
(И.Г. Эренбург)
000
Под зыбкой внешностью скрывались доброта, человечность, вдохновение.
(И.Г. Эренбург)
000
Мне и годы впрок не идут – другие с каждым днем все почтеннее, а я наоборот – обратное течение времени. Я виноват. Двух мнений здесь быть не может. Из виновности не вылезаю. В неоплатности живу. Изворачиванием спасаюсь. Долго ли мне еще изворачиваться?
000
Не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
000
Неужели я настоящий,
И действительно смерть придет?
000
Ничей я не был современник.
000
Память моя враждебна всему личному.
000
Попробуйте меня от века оторвать! –
Ручаюсь вам, себе свернете шею!
000
Призрачна моя свобода.
000
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота.
000
У меня рифм нет, - рифмы у Асеева.
000
Я – антицветаевец.
000
Я благодарен революции за то, что она лишила меня пожизненной культурной ренты.
000
Я не отрекаюсь ни от живых, ни от мертвых.
000
Я не создан для тюрьмы.
000
Я один в России работаю с голоса, а кругом густопсовая сволочь пишет.
000
Я один на всех путях.
000
Я по природе ожидальщик.
000
Я к смерти готов.
000
Я – смысловик.
000
Я только петь и умирать умею.